Марио Андретти
Но Марио был не единственным, кто принимал участие в гонках вокруг Назарета в 1959 году на своем стареньком Hudson. Его брат – близнец Алдо соревновался на тех же самых треках на той же самой машине. К сожалению, авария положила конец его карьере. А Марио продолжал. Холодным осенним днем 1963 года он выиграл три коротких заезда на двух раздельных треках. И в 1964 году он уже участвует в чемпионате США. В этом же году Марио участвует в чемпионате в Индианаполисе, чувствуя, что ему нужно больше набраться опыта. Когда в следующем году он принимает участие в Big Race, он занимает 3 место и удостаивается титула «новичок года».
Говорят, что Марк Твен был согласен с выражением, что «если в первый раз у тебя что-то не получилось, пытайся снова и снова, а потом брось это - нет никакого смысла делать из себя посмешище». Андретти выиграл чемпионат уже с 5 попытки в 1969 году. После этого в течение 20 лет он безуспешно пытался сделать это снова. Из-за ошибки при подсчете очков Марио фактически был признан чемпионом следующего года, но награда, в конце концов, была присуждена Бобби Анзеру. Карьера Андретти в Индианаполисе могла бы и не быть отмечена теми, кто считал, что настойчивость всегда вознаграждается. Но благодаря своим многосторонним возможностям, люди помнят о нем не как о простаке, который напрасно бился головой об стену, а за его успешные выступления везде, включая Индианаполис.
К тому моменту как он начал выступать в гонках Формулы 1, Андретти был уже победителем Daytona 500 и Sebring, двукратным чемпионом USAC и четырехкратным участником Indianapolis 500. Это было в 1968 году в Watkins Glen, Андретти выступал на Lotus 49B. К большому огорчению своих соперников, он занял ведущую позицию. Конечно, говорили все, ему помогли свои стены. Но на самом деле, Андретти никогда раньше здесь не был. К сожалению, ему не повезло, так как его машина фактически развалилась на части. Ему не везло в течение всего 1969 года. Конечно, в тот год Марио был очень занят, выиграв 500, чемпионат USAC и Pikes Peak Hill Climb в третий раз.
В течении многих лет в Формуле 1 ему много раз приходилось пересекать Атлантику с тем, чтобы одновременно участвовать и в различных Гран-при и в USAC соревнованиях. В 1970 году Марио стал третьим в Испании. В 1971 году в Южной Америке, выступая в Ferrari, Андретти выиграл свою первую гонку. Затем он выиграл оба заезда Гран-при Questor в Онтарио, где в гонке Frankenstein машины Формулы 1 противостояли машинам U.S. Formula 5000. Далее в 1971-72 годах Марио участвует еще в 9 гонках за Ferrari, но не достигает каких – либо значительных результатов.
Несколько лет спустя любой мог бы поспорить на деньги, что, если Андретти суждено было достичь больших результатов в Формуле 1, то это случиться с Prancing House of Maranello. Но этому не суждено было случиться. Он оставил Ferrari в конце 1972 года и, пропустив сезон 1973 года, чтобы сконцентрироваться на чемпионате USA, вновь принимает участие в Формуле 1. В Лонг – Бич, когда Андретти привел свой Lotus к победе, он знакомится с Колином Чепменом. Победа была великолепна, и люди начали говорить, о том, что Марио выиграет чемпионат. Затем Андретти получает потрясающую машину – Lotus79, на которой выигрывает чемпионат 1978 года. Однако этот сезон провалился, а затем последовали проблемы с новой версией двигателя Cosworth.
В 1978 году на Lotus 79 Андретти участвовал в 5 гонках, выиграв только одну из них, как и на Lotus 49 одиннадцатью годами ранее. Затем последовали победы в Испании, Франции, Германии и Голландии. Андретти был ведущим гонщиком, и его единственным соперником за чемпионский титул был, выступающий за ту же команду, швед Ронни Петерсон. До гонок в Monza Андретти опережал Петерсона на 12 очков. Но на старте произошла авария – машина Петерсона врезалась в Армко и загорелась. Гонка была остановлена и Ханту, Патрику Депалье, Клею Регаццони и пожарным удалось вытащить Петерсона из горящей машины.
Авария была ужасной, но Петерсон отделался сломанными ногами и незначительными ожогами. Андретти стартовал второй раз, зная, что с его товарищем все в порядке. Обогнав Жиля Вильнева и пройдя круг первым, он в итоге стал шестым из – за фальстарта. Однако этого хватило, чтобы выиграть чемпионат.
На первый взгляд, травмы Петерсона не казались опасными для жизни, но серьезная травма ног стала причиной образования тромбов. Следующим утром Петерсон умер. Излишне говорить, что эта трагедия не позволила Андретти в полной мере насладиться своим триумфом. Однако по прошествии времени люди помнят о чемпионате 1978 года в Монце не только как о трагическом дне в истории Гран-при, но и как о том дне, когда Андретти стал вторым американцем, который выиграл Чемпионат мира.
Андретти выиграл свою последнюю гонку Формулы 1. Он участвовал еще в 4 сезонах, на двух Lotus, одном Alfa Romeo, в трех гонках 1982 года с Williams и еще один раз с Ferrari. В свои 42 года он был уже слишком стар для гонщика Формулы 1, но его карьера еще была далека от завершения. Еще в течение 10 с лишним лет он пытался выиграть в Indy во второй раз. Его сын Майкл также был автогонщиком. В 1992 году на Michigan International Speedway в возрасте 52 лет Андретти удалось развить скорость 230 км/ч. Гонки – это очень серьезное испытание физических и моральных сил. Высокая скорость держит тело гонщика в высочайшем напряжении. Многие задавались вопросом, как долго Андретти сможет продолжить, или, что более важно, как ему удалось продержаться так долго.
Андретти обладал удивительным хладнокровием, завидной физической формой и острым умом, как, возможно ни один из гонщиков. В течение многих лет и всех тех испытаний, что выпали на его долю, он всегда был спокойным, честным и уверенным, чего нельзя сказать о многих других известных спортсменах. Действительно, Марио мог случайно выйти из себя, но это нетрудно, если зарабатываешь на жизнь на 170 км/ч. Но поведение Андретти было таким, какого требовала его профессия.
Несмотря на почти 50 – летнюю карьеру, об Андретти никогда не забывали. В свои 50 он все еще выигрывал. В 1993 году в Фениксе, когда его сын неудачно выступил в Формуле 1, Андретти в последний раз выиграл гонку Indy.
Родился: 28.02.1940 (Монтона, Итали) | ||||
Сезонов в Ф1: | 14 | Лет в Ф1 | 15 | |
Гран-При: | 131 | Старты: | 128 | |
не стартовал | 4 | |||
Победы: | 12 | подряд | 2 | |
Подиумы: | 19 | подряд | 2 | |
Поул-позиции: | 18 | подряд | 3 | |
Первый ряд: | 24 | подряд | 10 | |
Быстрые круги: | 10 | подряд | 2 | |
Лучший финиш: | 1 | Лучший старт: | 1 | |
Дубли: | 8 | Хет-трики: | 2 | |
Лидирование старт/финиш: | 5 | Большие шлемы: | - | |
Круги: | 5278 | лидирования: | 799 | |
Километры: | 24437,66 | лидирования: | 3577,47 | |
Очки: | 180 | за один сезон: | 64 | |
подряд: | 3 |