Найджел Мэнселл
Еще девятилетним мальчишкой Найджел начал заниматься картингом, он успешно преодолел череду британских юношеских и взрослых первенств, но прежде чем навсегда связать свою жизнь с автоспортом он успел получить образование окончив Болтоновский колледж и даже какое-то время работал инженером в Lucas Engineering. В 1976-м он все же решил попробовать свои силы в автоспорте и дебютировал в Формуле-Форд. Дебют вышел удачным в 9 гонках Мэнселл одержал шесть побед, а годом спустя уже выиграл 20 гонок (из 27) и стал чемпионом серии. Но тут карьера британца могла завершиться едва начавшись, в майской гонке в Брэндс-Хэтч он попал в аварию и сломал в двух местах позвоночник, заключение врачей было не утешительным - он никогда не сядет за руль гоночного автомобиля, но спустя всего месяц Найджел вернулся на трассу. В 1978-м он дебютирует в Формуле-3 и если в дебютной гонке он стартует с поула и финиширует вторым, то дальше дела не ладились, его March 783 явно уступал технике соперников, отсутствие высоких результатов и спонсоров, его жене даже пришлось продать квартиру чтобы оплатить выступления, но его старания не остались незамеченными Колин Чепмен пригласил его на тесты своей команды. Но незадолго до тестов он снова попал в аварию и снова перелом позвоночника! Несмотря на это он смог вернуться за руль и принял участие в тестах. В 1979-м он проводит полный сезон в Формуле-3 (1 победа) и выполняет роль тест-пилота Lotus.
В 1980-м он проводит несколько гонок в F2 (2-е место в Хоккенхайме), продолжает выступать в F3, но главное наконец-то дебютирует в Формуле-1. В Австрии, Голландии и Италии Колин Чепмен выставляет третью машину чтобы дать возможность выступить британцу. Дебют вышел очень тяжелым, перед стартом гонки заправщик пролил бензин в кокпит и гонщик мучился всю гонку от химических ожогов, пока отказавший под конец гонку двигатель не прервал страданий. Следующие две гонки снова не обошлись без проблем, в Зандфорте он вынужден был сойти из-за проблем с тормозами, а на квалификации в Имоле в него врезался другой дебютант Винкельхок, в результате чего оба остались за бортом гонки. Но несмотря на неудачи Чепмен верил в талант Британского льва и предложил ему место второго пилота на следующий сезон.
Мэнселл в итоге провел в Lotus провел четыре года, за это он пять раз поднимался на нижнюю ступеньку подиум и зарекомендовал себя крепким середняком. Но в тот период он больше всего запомнился болельщиком гонкой в Далласе в 1984-м, тогда он стартовал с поула и лидировал до середины дистанции после чего уступил Росбергу, а на финишной прямой на машине британца кончилось топливо, тогда он выскочил из кокпита и начал толкать свой Лотус к финишу, но изнеможенный двухчасовой гонкой на страшной жаре рухнул без сил на асфальте. Этот момент очень ярко прокомментировал один из американских журналистов привыкших к гонкам Indycar - "Знаешь, что мы только что узнали? Оказывается гонщики Формулы-1 мужики с характером."
Переход в 1985 году в Williams стал шагом вперед в карьере британца, команда получила мощные, но не слишком надежные двигатели Honda, а напарником Мэнселла стал опытный Кеке Росберг. И если в первой половине сезона, гонщик мучился с техническими проблемами и вынужден был довольствоваться пятыми-шестыми местами, то в концу сезона он был наконец-то вознагражден. Сначала вторым местом в Спа, а потом долгожданной победой. Причем после первой победы в Брэндс-Хэтч, в следующей гонке в южноафриканском Кьялами Найджел одерживает вторую и по итогам года занимает шестое место. В 1986-м Пике сменил в команде Росберга, Honda подготовила один из лучших в истории Формулы-1 двигатель RA166E, а разработанное Патриком Хэдом шасси FW11 должна была сделать команду практически непобедимой. Так и получилось, Мэнселл и Пике боролись между собой отбирая друг у друга очки, лишь Ален Прост мог вмешаться в борьбу пилотов Williams. На последнюю гонку сезона в Аделаиду Мэнселл приехал лидером опережая Проста на шесть, а Пике на семь очков. За двадцать кругов до финиша пара пилотов Williams лидировала, а Прост шел на третьем месте с приличным отставанием. Стоит отметить что ту гонку в команде решили проехать без смены резины, это оказалось роковой ошибкой, отрыв позволял Найджелу спокойно заехать в боксы для смены резины и вернувшись в гонку выиграть чемпионский титул, но на 62-м круге задняя левая покрышка Goodyear не выдержала и взорвалась, после чего Пике бросился в боксы для смены резины, в итоге отдав победу и чемпионский титул Просту. В 1987-м вновь машина Williams доминировала на трассах чемпионата, но на этот раз никто уже не мог вмешаться в борьбу Пике и Мэнселл, за два этапа до конца сезона на счету британца было шесть побед против трех у бразильца, но по очкам Пике был впереди. Авария и травма спины на квалификации в Сузуке и две пропущенные гонки вновь оставили британцу только вице-чемпионский титул. В сезоне-88 новые двигатели Judd и шасси FW12 в позволили британцу лишь дважды добраться до финиша, правда оба раз он финишировал вторым, но тот сезон он вряд ли мог записать себе в актив.
После разочаровывающего сезона Мэнселл переходит в Ferrari, где выигрывает первую же гонку, потом он еще пять раз поднимается на подиум (в том числе еще раз одержав победу), но в остальных десяти гонках сходит оставшись только четвертым по итогам первенства. Следующий год в конюшне из Маранелло приносит еще одну победу несколько подиумов, но ни единого шанса побороться за титул и он принимает решение вернуться в Williams.
После трех сходов в первых трех гонках сезона-91, Мэнселл бросается в погоню за титулом, одерживает пять побед за год, но в итоге вновь остается только вторым. Причем в последней гонке сезона попадает в аварию и получает тяжелую травму ноги, гонка после этой аварии была остановлена гонщик был отправлен на вертолете в больницу, но по результатам предыдущего круга ему было присуждено второе место.
Перед сезоном-92 на счету Британского льва была уже 21 победа, но все еще ни одного титула. И хотя врачи настаивали операции на ноге и пропуске начала сезона, Мэнселл все же вернулся за руль и выиграл первые пять гонок сезона, показав что не намерен упустить свой шанс на этот раз. По ходу сезона он побеждает еще четырежды, трижды финиширует вторым и за пять этапов до конца выигрывает долгожданный титул! Удивительно, но выигранный за явным преимуществом титул не гарантировал места в команде на следующий год, в Фрэнк Уильямс предпочел подписать Алена Проста и рассмотрев все варианты Найджел решил отправиться за океан покорять Indycar. И что удивительно соракалетний британец смог не просто не затеряться в новом для себя чемпионате, но взять поул и одержать победу в первой же гонке, потом одержать еще четыре победы и стать чемпионом серии! В следующем сезоне новая команда британца уже не могла конкурировать с лидерами и в итоге он остался в первенстве только восьмым. На тот момент Найджел уже разменял пятый десяток и казалось что яркая и длинная карьера близка к завершению. Но когда после гибели Сенны Фрэнк Уильямс искал опытного ветерана в помощь Деймону Хиллу, британец вновь уже в третий раз в своей карьере вернулся в Williams. В четырех проведенных гонка он каждый раз показывал хорошее время в квалификации, но блеснуть смог только в финале сезона в Аделаиде, когда после столкновения Шимухара и Хилла одержал последнюю в своей карьере победу. На тот момент гонщику уже исполнился 41 год.
Казалось тут бы и уйти на пенсию, но британец решительно не хотел вешать шлем на гвоздь и при поддержке самого Берни Экклстоуна он подписывает контракт с McLaren. Но сначала раздобревший британец не влез в кокпит, а когда к третьему этапу специально для него шасси переделали он сначала проиграл напарнику Мике Хаккинену в квалификации целую секунду, потом провалил старт, после из-за собственной ошибки сломал переднее крыло и финишировал только десятым. В следующей гонке он хоть и был ближе к напарнику, но вновь провалил старт, после вылетел с трассы, но доведя свой McLaren до боксов, покинул кокпит и принял назревшее решение завершить наконец-то спортивную карьеру. Правда годом спустя он вновь вернулся за руль Формулы-1, приняв участия в тестах за Jordan, но дальше тестов дело не пошло и для Британского льва большая спортивная карьреа была завершена.
Завершив активные выступления Мэнселл продолжал выходить на старт отдельных гонок, так в 2005-м он выиграл гонку в Кьялами серии GP Masters. А в 2010-м вместе со своими сыновьями Грегом и Лео принял участие в 24 часах Ле-Мана, 56-летний ветеран шел во втором десятке, когда на прямой Mulsanne он вылетел с трассы и на машине "Скорой помощи" был отправлен в больницу. К счастью для британца все обошлось без серьезных повреждений, но пока та гонка осталась последней в карьере отважного британца, но учитывая его упорство и любовь к скорости не исключено что и на седьмом десятке мы вновь увидем "мужика с характером" на гоночных трассах мира.
В 2005-м Найджел Мэнселл был включен в Международном зале Славы автоспорта, а в 2012-м ему пожалован статус Командора Ордена Британской империи.
Родился: 08.08.1953 (Богтон, Аптон-он-Северн, Уорчестершир, Великобритания) | ||||
Сезонов в Ф1: | 15 | Лет в Ф1 | 16 | |
Гран-При: | 191 | Старты: | 187 | |
не стартовал | 4 | |||
Победы: | 31 | подряд | 5 | |
Подиумы: | 59 | подряд | 7 | |
Поул-позиции: | 32 | подряд | 6 | |
Первый ряд: | 56 | подряд | 15 | |
Быстрые круги: | 30 | подряд | 4 | |
Лучший финиш: | 1 | Лучший старт: | 1 | |
Дубли: | 17 | Хет-трики: | 5 | |
Лидирование старт/финиш: | 9 | Большие шлемы: | 4 | |
Круги: | 8749 | лидирования: | 2088 | |
Километры: | 39920 | лидирования: | 9638 | |
Очки: | 482 | за один сезон: | 108 | |
подряд: | 8 |