Оливье Панис
Талантливый французский гонщик, родился в семье энтузиаста автоспорта, Панис-старший не пропускал ни одной трансляции и даже участвовал в любительских гонках, но Оливье больше увлекался футболом и не подумывал о карьере гонщика. Но как это часто бывает энтузиазм отца оказался заразительным и впервые сев за руль карта в 15 лет, Панис-маладший всерьез заболел автогонками. К тому же в тот момент его отец стал совладельцем картодрома и гонщик получил возможность не вылезать из карта сутки на пролет. Пройде череду картинговых соревнований в 1987-м Оливье стал победителем Elf Scholarship и решил дебютировать в открытых колесах, начав с выступлений во французской Формуле-Рено. Дебют получился весьма удачным, сходу француз стал вице-чемпионом, а уже год спустя с 5-тью победами Оливье становится чемпионом серии. Следующие два сезона проводит в национальной Формуле-3, где в 1991-м становится вице чемпионом. Потом еще два в Международной Формуле-3000, став в 1993-м чемпионом вместе с DAMS. Казалось, что доказав свою скорость в младших формулах, обзаведясь к тому же серьезными национальными спонсорами в лице бензинового гиганта Elf и табачного концерна Seita, дорога в Формулу-1 Панису была заказана, но к тому моменту в Королевских гонках выступали уже пять французов (Ален Прост, Жан Алези, Филиппа Алльо, Эрик Комас и Жан-Марк Гунон) и переговоры проходили не так гладко как могло показаться. Но в итоге все сложилось удачно и за неделю до начала сезона-94 был подписан контракт с самой французской из команд Формулы-1 - Ligier. В первой половине дебютного сезона Оливье выступал весьма уверенно на фоне более опытного напарника, но вот до очков добраться никак не мог, все изменилось на Гран-При Германии в Хокенхайме, там стартовав 12-м француз смог не просто попасть в очки, но подняться на подиум финишировав вторым! Две недели спустя он вновь набирает очки в Венгрии, а после еще и в финале сезона в австралийской Аделаиде. В итоге принеся команде 9 очков против 4-х заработанных его напарниками по команде, молодой француз заслужил продления контракта. В последующие сезоны Панис зарекомендовал себя как не самый яркий, но как невероятно стабильный гонщик, шутка ли в дебютном сезоне француз лишь раз не смог добраться до финиша. Именно это качество позволило одержать французу победу в одной из самых фееричных гонок что проходили на улочках Монако. Показав перед Гран-При Монако-96 14-е квалификационное время ни что не предвещало чуда, но прошедший в княжестве сильнейший ливень незадолго до гонки спутал все карты, команде удалось угадать с настройками в итоге Оливье начал проходить соперников одного за другим, а лидеры напротив стали выбывать из гонки, в итоге к 60-му кругу Панис вышел в лидеры, дальше оставалось просто довести машину до финиша, тут то и пригодилась его аккуратность. К слову сказать задача добраться до финиша в той гонке была не из легких, ведь из 21 стартовавшего до финиша добрались лишь четверо, а у самого Паниса катастрофически заканчивалось топливо, но в итоге он смог довести свой Ligier JS43 до победного финиша. Эта победа стала первой за последние 15 лет для славной французской конюшни и последней в ее истории. В межсезонье команда сменила владельца, Ален Прост выкупил Ligier, окончательно бумаги были подписаны все за несколько дней до начала сезона и все что успела команда сделать это переклеить наклейки с названием команды и собраться на первый этап сезона. Так что хоть в сезоне-97 Панис и начал выступать за рулем Prost S45, по сути эта была машина полностью подготовленная Ligier. Начало сезона было потрясающим, в первых шести гонках Оливье четырежды набирает очки причем дважды финиширует на подиуме (3-ий в Бразилии, 2-ой в Испании) и приезжает на Канадский Гран-При находясь на третьей строчке общего зачета. Но на 52-м круге Гра-При француз попадает в страшную аварию, на скорости около 250км/ч он теряет управление и врезается в отбойник, как результат двойные закрытые переломы обеих ног. Вернуться в гонки Панис смог спустя три с половиной месяца - на Гран-При Люксембурга, но еще до этого Ален Прост продлил с ним контракт на следующий сезон. Правда в межсезонье команда Prost потеряла двигатели Mugen-Honda, пришедшие им на смену Peugeot в купе с не самым лучшим шасси превратили команду в аутсайдера. За два следующие два сезона проведенных в Prost Панис смог набрать лишь пару очков. После чего Панис предпочел работу тест-пилота в чемпионском McLaren, где заслужил звание одного из лучших тестеров. Навыки тестера пригодились команде BAR Honda, куда его пригласи в пару к Жаку Вильнёву, и если с работой по доводке "сырой" техники ему справляться удавалось, то вот в гонках выше 4-го места Оливье подняться не смог. В 2003-м опытный пилот с опытом доводки "сырых" машинами пригодился Toyota, и следующие два сезона Панис провел в японской команде. Но и там вернуться на подиум ему было не суждено, два пятых места за два года стали лучшими результатами француза. По окончании сезона-2003 он завершил гоночную карьеру в Формуле-1, но остался в гонках, сначала поработав немного тестером, а потом совмещал выступления в гонках на выносливость (победы в Алгарви в 2010-м и 12 часах Сербинга в 2011) с выступлениями в зимней серии Andros Ice Racing Trophy. Кроме того Панис выступает в качестве менеджера нескольких молодых пилотов, в том числе собственного сына Орельена Паниса.
Родился: 02.09.1966 (Лион, Франция) | ||||
Сезонов в Ф1: |
10
|
Лет в Ф1 |
10
|
|
Гран-При: |
158
|
Старты: |
157
|
|
не стартовал |
1
|
|||
Победы: |
1
|
подряд |
-
|
|
Подиумы: |
5
|
подряд |
-
|
|
Поул-позиции: |
-
|
подряд |
-
|
|
Первый ряд: |
-
|
подряд |
-
|
|
Быстрые круги: |
-
|
подряд |
-
|
|
Лучший финиш: |
1
|
Лучший старт: |
3
|
|
Дубли: |
-
|
Хет-трики: |
-
|
|
Лидирование старт/финиш: |
-
|
Большие шлемы: |
-
|
|
Круги: |
7716
|
лидирования: |
16
|
|
Километры: |
36351
|
лидирования: |
53.25
|
|
Очки: |
76
|
за один сезон: |
16
|
|
подряд: |
2
|