Питер Коллинз
Первую свою гонку Питер Коллинз провел в 1948-м на Купере, который подарил ему на день рождения отец. Британец тут же продемонстрировал хорошие способности и успехи заставили купить более лучшую модель. При помощи друга отца у самого Стирлинга Мосса была приобретена новая нодель и в 1949 году Питер дебютировал на соревнованиях в Гудвуде.
Карьера развивалась стремительно: пришли новые победы, приобретались новые машины. В 1951 году Питер попал во второй формульный класс, где был партнером Стирлинга Мосса. А через год заменил того в команде HWM в первой Формуле. Первые сезоны Коллинз провел по ниспадающей. В 1952-м ему удалось провести полноценный сезон, а затем каждый год проводил лишь считанные гонки. За четыре года в довольно слабых командах Питер смог только подобраться к очковой зоне, но не более.
Просвет наступил в 1956 году, когда британца в свою команду пригласил сам Энцо Феррари. Маэстро прислушался к мнению Майка Хоторна, который в 1955 году провел три гонки за "красных", но по окончании сезона покинул команду. Они были очень хорошими друзьями и чуть позже Крис Никсон напишет о них совместную книгу "Mon Ami Mate" (Мой друг - напарник, - прим. авт.).
Энцо вряд ли пожалел о том, что одно из мест в команде было отдано британцу, который до этого по сути ничего не добился - Питер Коллинз претендовал на титул в своем первом сезоне за Конюшню. Первый этап в сезоне был проведен по тогдашней традиции в Аргентине. Было жарко и ругать Коллинза за то, что не добыл очков, было трудно, но вот в Монако британец побил все свои рекорды.
Первый европейский этап сезона Питер начал с девятого места в квалификации. Не очень хорошо, но в гонке все быстро изменилось. Коллинз по ходу гонки вышел на второе место, но тут же проявил искреннюю командную борьбу. Для начала он пропустил Фанхио, который шел следом и пытался догнать Мосса, а затем аргентинец повредил машину и Питер отдал свою машину на тот момент трехкратному чемпиону мира. Фанхио и Коллинз на пару заработали второе место - это были первые очки в карьере британца и по совместительству - первый подиум.
Питер Коллинз на этом не думал останавливаться и на следующих двух этапах победил. Произошло это в Спа и в Реймсе - если в первом случае ему здорово помогли технические проблемы соперников, то во Франции была одержана чистая победа. А потом было второе место в Сильверстоуне - за два этапа до финиша Питер был лидером чемпионата и опережал многократного Фанхио на одно очко. На следующем этапе в Германии Фанхио и Коллинз вели очную борьбу за победу, но второму дважды не повезло: сначала возникли технические проблемы, а потом на новой машине, которую отдал ему более слабый напарник, Питер допустил ошибку и вылетел с трассы.
В результате острая борьба за чемпионство превратилась в теоретическую. Фанхио опережал Коллинза на восемь очков и теперь британцу требовались свои победа, быстрый круг и сход Хуана Мануэля в Монце. В наше время при таких раскладах можно ожидать практически всего. Исключением есть лишь то, что произошло 2-го сентября на треке под Миланом.
На этот раз в конфигурацию Монцы были внесены изменения - был добавлен скоростной участок с двумя бэнкингами. Из-за этого предсказать итог гонки было довольно сложно, поскольку в тех крутых поворотах очень сильно изнашивались шины и иногда гонщики вынуждены были делать остановку через пять кругов. Не обошли проблемы и главного претендента на чемпионство - Фанхио из-за сломанной рулевой колонки свернул в боксы и остался ждать напарников, которые могли отдать ему машину...
По рангу Луиджи Муссо должен был заехать в боксы и уступить место Хуану Мануэлю, но он сделал лишь первую часть дела. Аргентинец остался в боксах и тут Питер Коллинз получил шанс. Как было сказано, ему нужно было выиграть и показать время быстрейшего круга (дополнительное очко). Когда у Фанхио возникли проблемы, он был третьим и... Через несколько кругов Коллинз свернул в боксы и уступил место Фанхио. А чуть позже оказалось, что у лидеров гонки возникли серьезные проблемы и Коллинз вполне мог добыть победу в гонке. Но так он лишь поделил очки за второе место с Фанхио и стал третьим в чемпионате. После этого случая он стал кумиром всех тиффози и самого Энцо.
В следующем сезоне Феррари не смогли навязать борьбу Фанхио и Моссу на Мазерати, так что сезон мало чем запомнился для Питера. В историю вошел лишь случай, когда нашему герою на Гран-при Великобритании Морис Тринтиньян отдал свою машину, но очки Питеру начислены не были. Все дело было в том, что рокировка произошла за три круга до финиша и судьи посчитали, что этого было мало для начисления очков - вот такие были тогда правила.
Отношения между Энцо Феррари и Питером Коллинзом начали портиться в 1958 году. Шефа Скудерии понять можно, поскольку Майк Хоторн, тогдашний феррарист, демонстрировал неплохие результаты (в конце сезона он стал чемпионом), а вот наш герой в первой половине чемпионата лишь однажды приехал на подиуме. Дошло до того, что Энцо хотел отправить Питера во вторую Формулу, но опять же Хоторн за него заступился.
Но потом настал трагический период в Феррари. На Гран-при Франции погиб Луиджи Муссо, и Коллинз, возможно, только благодаря этому закрепился в команде. На следующем этапе он победил и все говорило о том, что он вернулся. Этап на Нордшляйфе вновь складывался удачно для британца: он лидировал, потом пытался догнать обогнавшего его Брукса, но все попытки завершились аварией.
Питер Коллинз вылетел из машины и ударился о дерево. Его быстро по тем временам отправили в клинику Бонна, но врачи спасти жизнь не сумели. Произошло это 3 августа 1958 года. В истории Формулы-1 талантливые гонщики довольно часто прерывали свою карьеру смертельной аварией.
Родился: 06.11.1931 (Киддерминстер, Уорчестершир, Великобритания) | ||||
Умер: 03.08.1958 (Бонн, Германия) | ||||
Сезонов в Ф1: | 7 | Лет в Ф1 | 7 | |
Гран-При: | 35 | Старты: | 32 | |
не стартовал | 3 | |||
Победы: | 3 | подряд | 2 | |
Подиумы: | 9 | подряд | 3 | |
Поул-позиции: | - | подряд | - | |
Первый ряд: | 8 | подряд | 4 | |
Быстрые круги: | - | подряд | - | |
Лучший финиш: | 1 | Лучший старт: | 2 | |
Дубли: | - | Хет-трики: | - | |
Лидирование старт/финиш: | 1 | Большие шлемы: | - | |
Круги: | 1400 | лидирования: | 125 | |
Километры: | 8722 | лидирования: | 917 | |
Очки: | 47 | за один сезон: | 25 | |
подряд: | 3 |
По материалам "isport.ua"