Роберт Кубица
Еще по ходу сезона-2000 Кубица получил возможность тестировать автомобиль Формула Рено 2.0. А в 2001-м дебютировал в открытых колесах. Дебютный сезон принес поляку первый поул, 14-е место по итогам европейского первенства и место в программе поддержке пилотов Renault. В 2002-м он становится вице-чемпионом Италии Формулы-Renault 2000, а также выигрывает одну из гонок аналогичного бразильского первенства.
В 2003-м Кубица переходит в Формулу-3, где выигрывает первую же гонку на Норисринге, а во второй гонке уик-энда становится вторым. И ходя до конца регулярного чемпионата Роберт больше на подиум не поднимался, он отметился победой в гонке Sardina F3 Masters. Следующей сезон проведенный в Евросерии Формулы-3 принес три попадания на подиум и седьмое место по итогам года. Кроме того он отметился поулом и рекордом круга в гонке Формулы-3 в Макао, правда финишировал в той гонке только вторым.
В 2005-м Кубица дебютирует в Мировой серии Renault 3.5, где в дебютном сезоне одерживает 4 победы еще 7 раз приезжает на подиум и становится чемпионом серии. Как победитель мировой серии Рено он получает право провести тесты с командой Renault F1. А за несколько дней до нового 2006 году, команда BMW Sauber объявила что Роберт Кубица займет место третьего и запасного пилота команды. Третьим пилотам далеко не всегда выпадает шанс сесть за руль боевого болида, но ему улыбнулась удача, после Гран-При Германии основной пилот BMW Sauber Жак Вильнёв принял решение покинуть команду и 1 августа 2006 году было объявлено что его место займет Кубица.
Роберт дебютировал на Гран-При Венгрии и стал первым (и пока единственным) польским пилотом Формулы-1. Дебютная гонка вышла очень насыщенной, Кубица стал участником нескольких инцидентов, сломал переднее антикрыло, но в итоге смог финишировать седьмым и набрать очки, правда после гонки он был дисквалифицирован и исключен из протоколов из-за того что болид весил меньше положенного минимума. Но уже месяц спустя на Гран-При Италии во время череды пит-стопов поляк смог пролидировать несколько кругов, а в итоге смог финишировать на подиуме заняв третье место!
Сезон-2007 он начинает в качестве основного пилота BMW Sauber. Хотя он регулярно финиширует в очках, ему каждый раз немного не хватает чтобы подняться на подиум и он немного уступил своему более опытному напарнику Нику Хайдфельду, он все же становится 6-м по итогам сезона и по мнению специалистов является одним из самых перспективных молодых пилотов. На Гран-При Канады Кубица попадает в жуткую аварию, на скорости за 300км/ч перед шпилькой Casino он начал атаковать шедшего впереди Ярно Трулли, итальянец резко сбросил скорость, Кубица налетает на его заднее правое колесо, ломает переднее антикрыло вылетает с трассы задевает по касательной бетонное ограждение, ломает переднее правое колесо и на скорости 230 км/ч(по данным телеметрии) влетает в еще одну бетонную стену. Болид разлетается в щепки и по инерции остатки болида кувыркаясь пересекают трассу и врезаются в рельс безопасности. Медики извлекли потерявшего сознание Кубицу и хотя он отделался сотрясением мозга и ушибом лодыжки по настоянию врачей он пропустил этап в США, где кстати дал возможность дебютировать будущей звезде Формулы-1 Себастьяну Феттелю.
Сезон-2008 стал лучшим в карьере поляка, в первой же гонке он стартует с первого ряда, правда потом вынужден был сойти после столкновения с Кадзуки Накадзима, за то потом в следующих шести гонках 4 раза попадает на подиум не опустившись ни разу ниже 4-го места, при этом в Бахрейне завоевывает первый поул в карьере, а в Канаде, год спустя после страшной аварии одерживает первую победу для себя и команды! Более того благодаря этой победе он выходит в лидеры чемпионата! И хотя сохранить победный темп до финиша сезона ни ему ни команде не удается он еще трижды попадает на подиум и становится 4-м по итогам чемпионата.
Болельщики надеялись что в сезоне-2009 поляк сможет побороться за титул, ведь в предыдущие годы BMW неизменно прогрессировала, а в 2009-м была одной из немногих кто разработал и собирался применять в гонках KERS. Но машина получилась не слишком удачной, Кубица лишь изредка мог побороться за очки, правда Интерлагосе он (в отличии большинства пилотов в той гонке) смог избежать происшествий и финишировал вторым. В итоге по он оказался лишь 14-м по итогам года, но что еще хуже BMW из-за разразившегося финансового кризиса приняла решение свернуть свою программу в Формуле-1.
Но талантливый поляк не остался без места в F1, среди вариантов называли Renault, Mercedes и даже новые команды которые должны были дебютировать в Формуле-1, но в итоге Кубиза оказался именно в Рено. "Лучше зарабатывать очки и бороться за подиумы, чем плестись в хвосте пелетона и получать огромную зарплату" - комментировал позицию пилота его менеджер. Кстати, напарником поляка в команде стал первый российский пилот в Ф-1 Виталий Петров. За сезон поляк смог трижды подняться на подиум и со 136 очками занял 8-е место в чемпионате.
Роберт Кубица всегда называл ралли своим главным хобби и в межсезонье часто участвовал в различных раллийных чемпионатах. Не стало исключение и межсезонье 2010-11, Роберт принял участие в гонке Ronde di Andora за рулем Skoda Fabia S2000 которая перевернула всю его жизнь. На первом же скоростном участке он попал в серьезную аварию, из-за неровностей асфальта машину развернуло она налетела на стальной барьер который пронзил машину насквозь. Более часа гонщика не могли извлечь из искареженного автомобиля, он получил серьезные травмы руки и ноги, поначалу медики даже опасались что придется ампутировать правую руку, но этого к счастью удалось избежать. Вскоре стало ясно что восстановление будет очень долгим и в ближайшее время вернуться за руль Формулы-1 он не сможет. Но поляк проявил себя настоящим бойцом усиленно тренировался и не опускал рук, в итоге через год с небольшим после аварии он впервые сел за руль гоночного Skoda Fabia на частных тестах. А в сентябре 2012 года в итальянском ралли Ronde di Lana Gomitolo Кубица одерживает свою первую победу после аварии и хотя это было соревнование не самого высокого уровня она показала что поляк имеет хорошие шансы вернуться в профессиональный автоспорт. А в марте 2013 года было объявлено о подписании контракта с командой Citroen, за которую он будет выступать в серии WRC2. Тем не менее Роберт не оставляет надежды на возвращение в Формулу-1 и прессе периодически возникают слухи о интересе команд к пилоту и приглашению его на частные тесты команд Ф-1.
Родился: 07.12.1984 (Краков, Польша) | ||||
Сезонов в Ф1: | 5 | Лет в Ф1 | 5 | |
Гран-При: | 76 | Старты: | 76 | |
не стартовал | - | |||
Победы: | 1 | подряд | - | |
Подиумы: | 12 | подряд | 2 | |
Поул-позиции: | 1 | подряд | - | |
Первый ряд: | 4 | подряд | - | |
Быстрые круги: | 1 | подряд | - | |
Лучший финиш: | 1 | Лучший старт: | 1 | |
Дубли: | - | Хет-трики: | - | |
Лидирование старт/финиш: | - | Большие шлемы: | - | |
Круги: | 4203 | лидирования: | 74 | |
Километры: | 21113 | лидирования: | 337 | |
Очки: | 273 | за один сезон: | 136 | |
подряд: | 8 |