Стирлинг Мосс
Родился Мосс в семье лондонского дантиста, который был страстным поклонником автогонок и выступал в самых разнообразных любительских соревнованиях. Первые свои шаги в автоспорте Стирлинг сделал за рулем спортивного BMW 328 своего отца. Первый успех пришел в 1949-м когда была одержана победа в гонке Формулы-2 в Гудвуде, а годом спустя за рулем Jaguar XK120 он одержал победу в престижной гонке Tourist Trophy. В 1951-м он проводит свою первую гонку в Формуле-1 в швейцарском Бремгартене, где должен был финишировать седьмым, но из-за нехватки топлива выпустил вперед Луи Широна. Кроме того за сезон он принял участие как минимум еще в пяти внезачетных гонках, где лучшим результатом стало третье место в Зандфорте. В следующие два сезона за рулем разных машин он периодически выходит на старт гонок F1, но расцвет карьеры начался когда Мосс приобрел Maserati 250F, в первой же официальной гонке он поднимается на подиум став третьим, а в Монце Стирлинг и вовсе лидировал и имел все шансы одержать первую победу, но ему помешал треснувший масляной бак. Успехи не остались незамеченными и Мосса позвали в заводскую команду Mercedes. За рулем серебряных стрел он одержал свою первую победу (Эйнтри), еще дважды становился вторым и в итоге завоевал свой первый вице-чемпионский титул, правда набрав при этом вдвое меньше очков чем первый пилот команды Хуан-Мануэль Фанхио.
По окончании сезона-55 Mercedes покинули большие призы (из-за трагедии в Ле-Мане), но Мосса уже ждали в Maserati. Весь сезон он боролся за титул, выиграл гонку в Монако, стал вторым в Германии и третьим в Бельгии. В финальной гонке в Италии, Фанхио, его главный соперник в борьбе за титул сошел, а Мосс мчался к победе которая должна была принести ему чемпионский титул, но за 15 кругов до финиша Питер Коллинз уступил свою машину Фанхио, позволив аргентинцу финишировать вторым и стать чемпионом. Стирлинг вновь довольствовался вице-чемпионским званием, но все равно 1956 год был невероятно успешным, помимо двух побед в официальных гонках F1, он одержал еще 14 побед в различных соревнованиях. Следующий год он начинает в Maserati, но после технических проблем в первой гонке покидает команду и присоединяется Vanwall. За новую команду он одержал три победы, но титул вновь достался Фанхио, а Мосс стал лучшим из остальных.
В следующем сезоне британец был решительно настроен на борьбу за титул и когда команда Vanwall, не поехала на первую гонку в Аргентину, Стирлинг стартовал там на арендованном Cooper T43 и несмотря на сильный износ шин выиграл ее! Потом были победы за Vanwall в Голландии, Германии и Марокко, но чемпионом стал Майк Хоторн, а Мосс уже в четвертый раз стал вице-чемпионов. На Гран-При Португалии произошел интересный случай, Хоторна развернуло, причем у него заглох двигатель, гонщик смог завести его, но для этого ему пришлось толкать машину против движения, на небольшой уклон. В итоге Хоторн финиширует вторым, но должен быть дисквалифицирован за толкание машины! Но именно Стирлинг Мосс выступил основным защитником своего соперника в борьбе за титул, заявив, что Хоторн запускал двигатель в стороне от трассы, в итоге показания учли, и Майк сохранил второе место. Не вступись за своего соперника Мосс стал бы чемпионом сезона-58.
Несмотря на победу в первом разыгранном Кубке конструкторов, команда Vanwall покинула чемпионат мира. В тот момент в Ferrari были готовы на все лишь бы заполучить Мосса к себе, но он предпочел комфортную атмосферу маленькой команды Роба Уокера RRC Walker, которая в основном использовала шасси Cooper и Lotus. За три сезона проведенных в команде Стирлинг провел 22 гонки чемпионата, 8 раз стартовал с поула, одержал 6 побед и трижды становился третьим в чемпионате. В начале сезона-62 Моссу было 32 года, он находился на пике карьеры и в тот момент никто не сомневался что у него еще будет масса возможностей побороться за чемпионский титул, но на внезачетной гонке в Гудвуде, гонщик попал в тяжелую аварию оказался в коме и был частично парализован. На восстановление после аварии ушло больше года. Но вернувшись в 63-м за руль машины на тестах, он понял что острота реакции потеряна навсегда, гоночная карьера была завершена.
В 1990-м Стирлинг Мосс был включен в международный зал славы автоспорта, в 2000-м был посвящен принцем Чарльзом в рыцари, а в 2010-м вновь побывал на подиуме Формулы-1, вручив приз за второе место Льюису Хэмилтону.
Родился: 17.09.1929 (Уэст-Кенсингтон, Лондон, Великобритания) | ||||
Сезонов в Ф1: | 11 | Лет в Ф1 | 11 | |
Гран-При: | 67 | Старты: | 66 | |
не стартовал | 12 | |||
Победы: | 16 | подряд | 3 | |
Подиумы: | 24 | подряд | 3 | |
Поул-позиции: | 16 | подряд | 5 | |
Первый ряд: | 37 | подряд | 6 | |
Быстрые круги: | 19 | подряд | 3 | |
Лучший финиш: | 1 | Лучший старт: | 1 | |
Дубли: | 7 | Хет-трики: | 3 | |
Лидирование старт/финиш: | 5 | Большие шлемы: | 1 | |
Круги: | 3379 | лидирования: | 1177 | |
Километры: | 20259 | лидирования: | 6359 | |
Очки: | 186.64 | за один сезон: | 41 | |
подряд: | 6 |