Жак Лаффит
Сын парижского юриста оказался в мире гонок едва ли не случайно. Закончив школу, он работал автомехаником в небольшой мастерской, где был на хорошем счету. Меняя масло и затягивая гайки, Лаффит крепко сдружился со своим коллегой и ровесником Жаном-Пьером Жабуем. Позже они даже станут родственниками, поскольку возьмут в жены родных сестёр.
Жабуй грезил скоростью и на свои небольшие сбережения участвовал в соревнованиях Формулы Renault. Чтобы не тратить лишних денег, он уговорил товарища помочь ему в качестве механика. Жак съездил на соревнования раз, другой, и незаметно для себя постепенно втянулся в автоспорт настолько, что гонки в итоге стали смыслом всей его жизни.
Лаффиту было уже 28 лет, когда он завоевал чемпионский титул в Формуле Renault. В ту пору во Франции молодых пилотов поддерживали несколько серьезных компаний, и у тех, кто был действительно быстр, не возникало проблем с продвижением по карьерной лестнице. Уже в следующем сезоне Жак-Анри первенствовал в национальной Формуле 3, выиграв самые престижные гонки сезона в Монако и По, а еще годом позже с одной победой стал бронзовым призером европейской Ф2.
С такими результатами любой пилот середины 70-х уже мог рассчитывать на приглашение от одной из команд Ф1. И действительно, летом 1974 года, когда Лаффит еще вовсю сражался с соперниками в Формуле 2, ему позвонил Фрэнк Уильямс. Британец в ту пору подыскивал себе толкового пилота, причем делал это самым незамысловатым способом – на каждом следующем Гран При за руль его машины садился кто-то новый.
Жак-Анри дебютировал в Формуле 1 на Гран При Германии 1974 года. И хотя в квалификации он показал только 21-й результат, а в гонке сошел уже после двух кругов из-за развалившейся подвески, главная цель была достигнута – Уильямс понял, что поиск закончен, и на следующие полтора года француз стал пилотом его команды. Ну а сам Лаффит – с неизменными длинными волосами и широкой приветливой улыбкой – прописался в паддоке на куда более долгий срок.
Он подкупал окружающих своим оптимизмом и помогал инженерам хорошим знанием техники, а на трассе отличался хладнокровием и стабильностью. Лаффит провел в Больших Призах без малого две сотни гонок, но за всю карьеру защищал цвета лишь двух команд. У него никогда не было по-настоящему чемпионской машины, но если в какой-то ситуации техника позволяла ехать действительно быстро – француз никогда не упускал такой шанс.
Именно так случилось спустя ровно год после его дебюта. В 1975-м машина Williams ехала столь же неважно, как и в 1974-м, в Монако Жак-Анри даже не смог пройти квалификацию. Но на Нюрбургринге, закончив первый круг только 17-м, он поймал кураж, пробивался по ходу дистанции все выше и в итоге финишировал вторым! И пилоту, и команде этот результат был крайне нужен. Однако даже он не смог спасти проект Уильямса, и в конце сезона Фрэнк объявил, что прекращает выступления.
Лаффит тоже остался без контракта – но, на его счастье, в ту пору пилоты Ф1 не считали зазорным участвовать в соревнованиях «младших» классов. Потому Жак-Анри параллельно с выступлениями за Уильямса гонялся в Формуле 2, где выиграл пять из шести первых этапов и легко завоевал титул. Кстати, в Ф2 он периодически выступал аж до 1978 года. Ну а в 1975-м приложением к чемпионской короне стала спонсорская помощь от Elf, которая подоспела как раз вовремя.
Ги Лижье как раз готовился запустить проект «национальной французской команды Формулы 1», и Лаффит в последний момент был утвержден на роль её единственного пилота вместо предварительно согласованной кандидатуры Жана-Пьера Бельтуаза.
Следующие шесть сезонов стали для гонщика и команды периодом совместного взросления. Они отлично подходили друг другу – дебютный сезон принес три подиума и поул в Монце, а уже в 1977-м Лаффит финишировал первым в шведском Андерсторпе. Гоночная Франция ликовала – впервые в истории и гонщик, и машина, и мотор, и спонсоры представляли Пятую республику. Гегемония британцев и итальянцев в Ф1 была нарушена.
По-настоящему здорово дела пошли с 1979 года, когда на Ligier стали ставить пусть «непатриотичный», но легкий и мощный мотор Cosworth DFV. Жак-Анри начал сезон с двух побед, но в дальнейшем соперники прибавили, а Ги Лижье и его людям немного не хватило опыта борьбы на таком уровне. Вместо того, чтобы стабильно демонстрировать результаты, в Ligier пускались на рискованные технические эксперименты. Завоевав еще четыре подиума, Лаффит шел вторым в общем зачете за три этапа до финиша, уступая Джоди Шектеру из Ferrari всего восемь очков. Но больше француз ни разу не добрался до финиша и закончил сезон только четвертым.
Такая картина повторилась еще дважды. В 1980-м француз выиграл в Хоккенхайме, а годом позже поднялся на вершину подиума в Австрии и Канаде и приехал на финальную гонку с шансами на титул. Но вновь остался только четвертым в итоговой таблице. Причем Нельсону Пике, выигравшему в итоге звание сильнейшего, пилот Ligier уступил по итогам долгого сезона всего шесть очков.
К тому времени спонсоры вновь убедили босса команды перейти на моторы Matra, и в 1982-м это сыграло с командой дурную шутку. Тяжелые и ненадежные двигатели отбросили Ligier далеко назад. Лаффит, которому было уже 38 лет, за весь год завоевал лишь один подиум. Понимая, что он по-прежнему может демонстрировать на трассах хорошую скорость, Жак-Анри решился на переход в другую команду.
Его выбор пал на Williams – и оказался неверным. Британцы и впрямь задавали тон в Ф1 еще несколькими годами ранее, но слишком долго сохраняли приверженность мотору DFV, когда все соперники уже располагали мощными турбодвигателями. В итоге в 1983-м году машине Лаффита не хватало скорости, а в 1984-м, когда под капотом появилcя наддувный двигатель Honda – надежности.
И тогда Жак-Анри, несмотря на солидный возраст, решил вернуться в Ligier. Несмотря на то, что тягаться с молодыми Сенной, Простом и Бергером на пятом десятке ему было уже сложновато, Лаффит выступал очень неплохо. Располагая пусть и не чемпионской, но вполне неплохой машиной, француз регулярно радовал всех своей улыбкой, в очередной раз поднимаясь на пьедестал. Рене Арну, который, как многие считали, перешел из Ferrari, чтобы стать новым лидером команды, остался где-то далеко позади.
На Гран При Великобритании 1986 года Жак-Анри Лаффит готовился принимать поздравления. После 13 лет выступлений он сравнялся с Грэмом Хиллом по числу стартов в гонках и вот-вот должен был стать единоличным рекордсменом Ф1. Он показал в квалификации 19-й результат, но когда машины устремились в скоростной первый поворот трассы Брэндс-Хэтч, в середине пелотона возникла толчея, и гонщики стали резко менять траекторию, чтобы не врезаться в соперников. Кто-то стукнул Ligier Лаффита сбоку, и бело-голубую машину отбросило в ограждение. Когда врачи извлекли зажатого в кокпите гонщика, диагноз был неутешителен – сложный перелом обеих ног…
Жак-Анри никогда больше не выступал в Ф1, но всегда был желанным гостем в паддоке. Он вернулся в строй, какое-то время стартовал в «кузовных» гонках и Ле-Мане – больше для собственного удовольствия, – а затем всерьез занялся автоспортивной журналистикой. Автор шести выигранных Гран При и сейчас регулярно посещает этапы Больших Призов. В свободное время он снимается в небольших ролях в кино и помогает растить внуков, но при этом не забывает о главном: продолжает радовать французских поклонников гонок своими статьями и комментариями.
Родился: 21.11.1943 (Париж, Франция) | ||||
Сезонов в Ф1: | 13 | Лет в Ф1 | 13 | |
Гран-При: | 180 | Старты: | 174 | |
не стартовал | 6 | |||
Победы: | 6 | подряд | 2 | |
Подиумы: | 32 | подряд | 3 | |
Поул-позиции: | 7 | подряд | 2 | |
Первый ряд: | 11 | подряд | 2 | |
Быстрые круги: | 6 | подряд | 2 | |
Лучший финиш: | 1 | Лучший старт: | 1 | |
Дубли: | 2 | Хет-трики: | 2 | |
Лидирование старт/финиш: | 1 | Большие шлемы: | 1 | |
Круги: | 7996 | лидирования: | 284 | |
Километры: | 37048 | лидирования: | 1522 | |
Очки: | 228 | за один сезон: | 44 | |
подряд: | 3 |
Александр Кабановский
По материалам "f1news.ru"