Жаки Икс: история выступлений в Формуле-1
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Жаки Икс

Жаки Икс

Известный бельгийский гонщик, родился в семье спортивного журналиста и достаточно рано увлекся гонками. Выступал сначала на 50-кубовом мотоцикле подаренном отцом, а уже в 1965 он выигрывает кузовной чемпионат Бельгии за рулем Lotus Cortina. В 1966-м выступил в 24 часах Ле-Мана на Ford GT40 (сход), а также получил приглашение выступить в Гран-При Германии Формулы-1 за Tyrrell (на Matra MS5 подготовленной по правилам Ф-2. Сход на первом круге). В 1967-м он выигрывает гонку 1000км Спа (Ford), выступает в чемпионате Формулы-2 за Tyrrell (2 победы, Зандфоорте и Валлелунге. Чемпион Европы), а также стартует еще в трех гонках Формулы-1, на Гран-При Италии финиширует 6-м набирая свое первое очко в зачет чемпионата мира.
В 1968-м он подписывает контракт основного пилота Ferrari и первая победа не заставляет себя долго ждать, на Гран-При Франции в Руане Жаки выигрывает старт, лидирует практически всю гонку и одерживает заслуженную победу. Помимо этого за сезон он еще трижды приезжает на подиум, берет поул на Нюрбургринге и имел шансы побороться за чемпионский титул, но на тренировке перед Гран-При Канады попадает в аварию, получает перелом ноги, пропускает следующую гонку и в итоге становится только 4-м по итогам сезона. В том же году выигрывает гонки на спортивных автомобилях: 1000км Брандс-Хетч и Спа, и гонку в Уоткинс-Глен.
В 1969-м Икс переходит в Brabham, одерживает еще две победы (в Германии и Канаде), еще трижды приезжает на подиум, но бороться на равных с Джеки Стюартом на Matra было просто невозможно и Жаки довольствуется титулом вице-чемпиона. В том же году выигрывает гонки 24 часа Ле-Мана (вместе с Джеки Оливером) и 12 часов Сербинга.
В 1970-м возвращается в Ferrari трижды побеждает (Австрия, Канада, Мексика), еще дважды приезжает а подиум, но вновь становится только вице-чемпионом. В 1971-1973 годах продолжает выступления за Ferrari, одерживает серию блестящих побед в гонках спортивных автомобилей: (24 часа Дайтоны, 12 часов Сербинга, Брендс-Хетч, Монца, Остеррайхринг, Уоткинс-Глен в 1972-м; Монца и Нюрбургринг в 73-м). В Формуле-1 дела шли не так хорошо (2 победы: Голландия-71 и Германия-72), но побороться за чемпионский титул ему уже не удавалось. В конце 1973 года, когда результаты Ferrari совсем упали он покинул команду проведя последние три гонки как свободный гонщик за McLaren и Williams.
В 1974-м переходит в переживающий не лучшие времена Lotus, тем не менее за два сезона трижды приезжает на подиум. В 1976-м все стало еще хуже, сначала выступления за Wolf-Williams, где успехом было попадание на старт гонки, а потом переход в Ensign, за рулем которого он попадает в аварию в Уоткинс-Глене получает перелом лодыжки и ожоги. После восстановления принимает решение сосредоточится на гонках спортивных автомобилей. В 1976-м выигрывает гонку 24 часа Ле-Мана, а также празднует победу в Мюджело, Валлелунге и Дижоне.
В 1977 Икс еще раз выигрывает в Ле-Мане, доведя серию побед в знаменитой гонке до трех(!) подряд. В Формуле-1 стартует всего в одной гонке на Гран-При Монако (10 место). В 1978-м продолжает выступать в гонках спортпрототипов(победа в Сильверстоуне), проводит еще 4 Гран-При в Ф-1 за Ensign, но без особого успеха. В 1979-м в последний раз возвращается в Формулу-1, проводит 8 гонок за Ligier (3 очка, 17-е место в чемпионате).
Завершив карьеру в Формуле-1, продолжил участвовать в гонках спортивных автомобилей (в 1982 году становится чемпионом серии), еще дважды (в 1981-1982) побеждает в Ле-Мане став в итоге шестикратным триумфатором гонки. В 1985-м завершает активную спортивную карьеру, однако стартует в отдельных ралли-рейдах. В 1991 года на «Ралли Фараонов» Икс попал в серьезную аварию в которой погибает его штурман. В 1995-м в память о штурмане проезжает ралли «Париж-Дакар» без штурмана. С 1997 года стартует в гонках исторических автомобилей. В 2002 году введён в Международный зал славы моторного спорта. Несмотря на то что Жаки Икс так и не стал чемпионом Формулы-1, он никогда на переживал по этому поводу и считал своим главным достижением то что сумел остаться в живых после бесчисленного количества гонок и нескольких серьезных аварий.






Родился: 01.01.1945 (Брюссель, Бельгия)

Сезонов в Ф1:
14

Лет в Ф1
14
Гран-При:
122

Старты:
116



не стартовал
6
Победы:
8

подряд
-
Подиумы:
25

подряд
3
Поул-позиции:
13

подряд
2
Первый ряд:
25

подряд
4
Быстрые круги:
14

подряд
2
Лучший финиш:
1

Лучший старт:
1
Дубли:
4

Хет-трики:
4
Лидирование старт/финиш:
1

Большие шлемы:
1
Круги:
5664

лидирования:
529
Километры:
27650

лидирования:
3122
Очки:
181

за один сезон:
40



подряд:
6



Знаете ли Вы что...