Спа-Франкоршан
Созданная Жюлем де Трие, трасса Спа-Франкоршамп, расположенная в 40 км восточнее Льежа, вступила в действие в 1921 году. Тремя годами позже на Спа началось проведение 24-часовых гонок, которые представляют для нас интерес только тем, что дважды в них добивались успеха россияне - в 1928 году Борис Ивановский, а в 31-м князь Дмитрий Георгадзе (первый в стартовом листе был заявлен как представитель Франции, а второй - как представитель несуществующей тогда России). В 1925 году в Спа прошел розыгрыш первого Grand Prix de Belgique, закончившийся победой Аскари-старшего на Alfa-Romeo P2, а 18 июня 1950 года трасса впервые приняла этап Grand Prix World Championship. C 1950 по 1970 гг., а также с 1985 и по наши дни кольцо, проложенное среди лесистых холмов предгорий Арденн и Франкорскими полями, являлось и является монополистом в области проведения бельгийского этапа чемпионатов мира. Долгое время (1921 - 1978 гг.) трасса Спа-Франкоршамп представляла в плане подобие треугольника, образованного тремя дорогами общего пользования, между которыми были проложены соединительные участки.
Перепад высот между самой высокой и самой низкой отметками кольца составлял180 метров. Самый большой прямой отрезок дистанции длиной около 3 км находился на участке между 5-м и 8-м километрами (участок Мальмеди - Ставело). Онрасполагался на 2-процентном спуске. Самым трудным участком трассы являлся (и является) северный, 120-градусный поворот La Source, к которому ведет затяжной, длиной более 2 км подъем, а за ним следует крутой (почти на 40 м) спуск к линии "старт-финиш". Большинство остальных поворотов имело большие радиусы и профилированные виражи, что позволяло развивать на них высокие скорости (рекорд старой трассы - 3:27,4 = 244,68 км в час - установил Крис Эмон на March 701-Cosworth в 1970 году).
В 1979 году была закончена коренная реконструкция трассы и через 4 года она вновь принимала участников мирового первенства. Новый Франкоршамп укоротился до 6949 м - теперь в районе Мальмеди дорога делала 180-градусный поворот и шла на север к Спа. После серии 90-градусных поворотов новая трасса соединялась со старой в районе Бьяншимона (Bianchimont). В течение 1980 - 1994 гг. кольцо несколько раз реконструировалось - переносилось место старта, появились объезды Bus Stop и Eau Rouge Chicane. Длина Спа несколько раз менялась, и вконец запутавшиеся в ее размерах владельцы трассы вынуждены были в 1986 году призвать для уточнения размера круга специальную комиссию Королевского клуба Бельгии. Несмотря на то, что трасса стала более сложной, это не отразилось на ее "скоростном" характере - средние скорости победителей по-прежнему превышают в сухую погоду 200-километровую отметку.
Расположение: | 50 км юго-восточнее Льежа |
Длина трассы: | 14120 м. (1950-1956) 14100 м. (1958-1970) 6949 м. (1983-1985) 6940 м. (1986-1991) 6974 м. (1992, 1993, 1995) 7001 м. (1994) 6968 м. (1996-2001) 6963 м. (2002-2004) 6976 м. (2005) 7004 м. (2007-по наст. время) |
Количество кругов: | 36 (1950-1956) 28 (1958-1970) 43 (1983-1985) 44 (1986-1991) 44 (1992, 1993, 1995) 44 (1994) 44 (1996-2001) 44 (2002-2004) 44 (2005) 44 (2007-по наст. время) |
Общая протяженность: | 508.320 км (1950-1956) 394.800 км (1958-1970) 298.807 км (1983-1985) 305.360 км (1986-1991) 306.856 км (1992, 1993, 1995) 308.044 км (1994) 306.577 км (1996-2001) 306.812 км (2002-2004) 306.944 км (2005) 308.052 км (2007-по наст. время) |
Первый Гран-При: | 1950 |
Последний Гран-При: | по настоящее время |
Гран-При: | 49 |
Количество лет: | 1950-1956, 1958-1970, 1983-2005, 2007-по наст. время |
Адрес: | Circuit de Spa Francorchamps Circuit House Route du Circuit 55 Francorchamps 4970 Belgium |
Конфигурации трассы:
1950-1956 | 1956-1970 |
1983-1985 | 1986-1991 |
1992, 1993, 1995 | 1994 |
1996-2001 | 2002-2004 |
2005 | 2007 - по настоящее время |