Нелегальный старт Ханса Хайера: Человек, обманувший правила
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Человек, обманувший правила

Человек, обманувший правила

Одним из 30 гонщиков желавших побороться за Гран-При Германии 1977 года был некий Ханс Хейер – немецкий ас кузовных гонок, которого Гюнтер Шмитд, владелец команды ATS, пригласил выступить за рулем одного из своих болидов. Вообще-то в том году Шмитд выставлял на гонки всего одну машину – сказывался скудноватый бюджет команды – однако, на своей родине, в Германии он решил пригласить немецкого пилота. Тем более, что привлекло бы дополнительное внимание публики к его команде, надо сказать, в итоге он своего таки добился. К слову Хейеру досталась машина, так сказать, с родословной. В том году Шмитд использовал болиды Penske РС4, доставшиеся ему после ухода команды Роджера Пенске из Формулы-1. В руки же Хейеру попало шасси под индексом 01, на котором Джон Уотсон годом ранее выиграл Гран При Австрии, и был третьим во Франции и Великобритании.
Для Ханса это был всего второй старт за рулем «формулы». До этого, годом ранее, он принял участие в гонке Формулы-2, без особого, впрочем, успеха. Потому не следует слишком удивляться его низким результатам во время тренировок. По итогам квалификации он показал время 1.57.58 – абсолютно лучшее свое воемя за весь уик-энд, которого, однако, хватило лишь на 27 результат по итогам обеих сессий. От времени, позволявшего принять старт в гонке, его отделили всего 0,4 секунды... и еще два пилота. Патрик Неве сумел проехать свой быстрейший круг за 1:57.18, а Эмилио де Виллота – за 1:57.39. Согласно правил того времени пилоты, не прошедшие квалификацию, имели право принять участие в гонке, в том лишь случае, если кто-то из гонщиков, показавших лучшее время, отказывался стартовать. Таким образом, Хейер имел все шансы выйти на старт, если бы три пилота перед ним отказались принимать участие в гонке. Это правило в некотором смысле объясняет тот факт, что во время старта Хейер находился не в боксах перед телевизором, а в кокпите своего болида на пит-лейн, неподалеку от выезда на трассу.
Хансу сыграл на руку тот факт, что во время процедуры старта отказал светофор и сигнал к началу гонки пришлось давать национальным флагом, а также то, что в первом же повороте столкнулись два лидера гонки Джонс и Регаццони. В суете, которая поднялась на пит-лейн и среди официальных лиц, всем как-то не было дела до того, что какая-то машина покинула пит-лейн и присоединилась к пелетону. Невозможно сейчас определить, действительно ли маршалы в суете не заметили, что Хейер, который не имел права стартовать в гонке, выехал на трассу, ли же они попросту предпочли не заметить маневра своего соотечественника, выступавшего к тому же за национальную команду. Но как бы там ни было, Хейер оказался в гонке, в которой он не имел права стартовать. Неизвестно, чем бы закончилась эта авантюра, но после девятого круга Ханс вынужден был припарковаться на обочине из-за проблем со сцеплением. При этом он успел показать 22 лучшее время круга в гонке из стартовавших кроме него 24 машин – во всяком случае был не самым медленным пилотом на трассе.
И лишь после схода немца на него обратил внимание «бдительные» маршалы трассы, зрители-то давно заметили маневр своего соотечественника и радостными криками поддерживали его все то время, что он находился на трассе. Ханс тут же был дисквалифицирован, и исключен из итоговых протоколов, что не помешало ему навсегда войти в историю Формулы-1 как пилот, который принял участие в гонке, несмотря на то, что не прошел квалификацию. Какое-то время после окончания Гран При не утихали споры о том, какому же наказанию подвергнуть изобретательного немца, однако он и тут сумел обвести всех вокруг пальца – и попросту больше никогда не принимал участие в гонках Формулы-1.

Е. Канаш

Журнал ProFormula



Знаете ли Вы что...