Гран-При Монако 2000г: Азартные игры на больших скоростях
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

07-2000г. Гран-При Монако

07-2000г. Гран-При Монако

Гонка в Монако... Гонка-мечта, гонка-экзамен. Каждый, выдержавший его, может гордиться собой. Ведь все знают — в Монте-Карло бессмысленно уповать на превосходство техники: секрет успеха тут не в совершенстве болида, а в искусстве гонщика. И потому так высоки ставки в этой «гонке пилотов» — гонке амбиций и личного мастерства. Из года в год гонщики Формулы-1 выходят на этот уик-энд как на последний и решительный бой. Ибо тот, кто примет из рук князя Ренье приз за победу в Монако, может считать себя вступившим в Клуб избранных.
Монако — гонка не только культовая, но еще и раритетная. Единственная городская трасса в календаре Формулы-1 сохранила свой исторический облик почти неизменным. Строго говоря, эта трасса — узкий желоб, обнесенный стальными рельсами, — не слишком подходит для нынешней Ф1. Состояние асфальта на городских улицах меняется непрерывно. Тут ничего нельзя планировать заранее — колдовать с настройками приходится до последней минуты перед стартом. В современные концепции безопасности трасса Гран При Монако тоже никак не вписывается. Пусть она самая короткая и самая медленная в календаре, зато 13 ее поворотов, причудливых и опасных, как горный серпантин, не дают пилотам расслабиться ни на секунду. А по бокам рельсы: малейшая ошибка чревата серьезной аварией.
Перед Монте-Карло лидеры чемпионата чувствовали себя как-то неуверенно. И, возможно, в этом была виновата именно особая аура трассы. У гонки в Монако прочная репутация Большой Рулетки. Даже Шумахер, имеющий комфортный отрыв от преследователей, был крайне осторожен в высказываниях, а его главные конкуренты, пилоты «Серебряных стрел», были еще более сдержанны в прогнозах. Хотя обе стороны и признавали, что исход Гран При Монако не станет решающим в борьбе за корону, чувствовалось, что уступать именно здесь не хочется никому.
Первый день практики в Монако — четверг — все посвящают адаптации к трассе. Ведь Формула появляется в Монте-Карло лишь раз в год, а покрытие улиц — это не прикатанное полотно автодрома: скользкий асфальт плохо держит машины.
Дебютантам Монако Дженсону Баттону, Гастону Маццакане, Нику Хайдфельду и Рикардо Зонте трасса тут же продемонстрировала свой капризный нрав — в четверг аварии посыпались как из рога изобилия. Но в целом первый день практики сюрпризов не принес: из привычной картины выбивались лишь Рубенс Баррикелло, далеко отставший от лидера Ferrari, Жан Алези, показавший непривычно высокий 7-й результат, да Ярно Трулли, который большую часть четверга был в таблице вторым с конца. Ну а Шумахер-старший круг за кругом улучшал свое время. Как и ожидалось, конкуренцию ему составил лишь дуэт из McLaren. Правда, на последних секундах практики Хаккинену удалось показать лучшее время дня — 1:21.387.
Квалификация в Монако оказалась одной из самых неровных и парадоксальных в этом сезоне: долгие паузы сменялись фейерверками неожиданных событий. И при этом итоговый результат ее был вполне предсказуем — Михаэль Шумахер получил в Монте-Карло свой очередной, уже 25-й, поул в карьере, а три первые линии стартового поля заняли пилоты трех первых команд чемпионата — Ferrari, McLaren и Jordan.
Вот только эту стандартную колоду Большая Рулетка Монако перетасовала самым причудливым образом. И главным героем квалификации стал отнюдь не увенчанный лаврами Короля Монако Шумахер, и даже не пилоты McLaren, а Ярно Трулли из Jordan. Именно он оказался главным соперником Михаэля в борьбе за поул-позицию. Причем в борьбе неожиданно равной — за Трулли осталась первая попытка сессии, а судьба поула решилась лишь в третьей: Михаэля вели по графику Ярно, чей результат за 10 минут до окончания квалификации снова оказался во главе таблицы. В итоге немец смог улучшить время Трулли на 0,27 с.
Партнер Трулли по команде Jordan Хайнц-Харальд Френтцен смотрелся в Монако тоже здорово — он даже побыл вторым, но в итоговом протоколе занял 4-е место. Оказалось, что на городской трассе Монте-Карло, где мощность мотора отходит на второй план, «конюшня» Эдди Джордана вполне способна показать зубы! Чего никак нельзя сказать о Рубенсе Баррикелло — партнер Шумахера провел одну из самых «беззубых» квалификаций, с трудом удержав за собой 6-е место и отстав от Михаэля почти на секунду.
А вот McLaren... Тут была совсем иная история. Дэвид Култхард, занявший 3-е место, честно пытался бороться за поул с Шумахером. Но задача эта оказалась ему не по силам. Хотя шотландец и жаловался на траффик, было ощущение, что в этот день он показал свой максимум. Ну, а Хаккинена преследовало просто дьявольское невезение — чего только с ним не случилось! И траффик, и два желтых флага, и заглохший двигатель... Еще за 5 минут до конца сессии Мика был на 17-й позиции и лишь за минуту до истечения времени заездов смог-таки пройти свой единственный чистый круг. Так что итоговое 5-е место оказалось для финна желанным.
Но если в квалификации, при всех ее неожиданностях, пилоты из первой десятки, за исключением разве что Хаккинена, получили места по заслугам, то о гонке этого сказать никак нельзя. Логика развития событий не имела ничего общего с итоговыми результатами Гран При. Гонка вокруг знаменитого казино сама сыграла с пилотами в рулетку.
Первые признаки последующего безумия проявились еще на старте. На стартовой прямой «умер» Benetton Алекса Вурца. Старт отложили, после чего все началось по новой. Прогревочный круг, старт... И — красные флаги! Причина была в сбое компьютеров, но даже если бы техника работала нормально, гонку все равно пришлось бы остановить. В знаменитом «повороте с пальмой» Loews дебютант Монако Баттон устроил грандиозный затор, развернув поперек трассы Arrows Педро де ла Росы. В ловушку попало машин пять-шесть — их пилотам пришлось добираться до боксов бегом и спешно прыгать в запасные болиды. Де ла Роса пострадал вдвойне — запасной Arrows достался Ферстаппену...
Наверное, не один пилот пожалел об этих красных флагах — ведь при первом старте сразу нескольким гонщикам удалось улучшить свои позиции. В Монако, где обгоны по ходу гонки крайне редки, это дорогого стоит. Повторный старт хоть и прошел гладко, оказался куда менее успешным — во всяком случае, для Мики Хаккинена. Второй раз пройти Френтцена он не сумел.
Если бы гонка в Монако следовала той логике, по которой она развивалась до середины дистанции, можно было бы утверждать: пилоты McLaren проиграли ее на старте. Шумахер благополучно ушел в гонку лидером и с каждым кругом стабильно и стремительно увеличивал отрыв, а вот обе «серебряные стрелы» увязли за машинами Jordan. И если Мика еще предпринимал попытки атак, заставляя Френтцена нервничать и рисковать, то в паре Трулли—Култхард нервы оказались крепче у итальянца. Логично рассудив, что Шумахера ему не догнать, а вот удержать второе место шанс есть, Ярно вел машину без единой ошибки, как по рельсам, не оставляя Дэвиду ни единой лазейки. Култхард за его спиной раздражался, дергался, но пугал разве что самого себя — одна из его редких атак на Трулли в повороте St. Devote едва не завершилась ударом об отбойник.
Так бы и ехал желто-серый поезд с красным локомотивом в голове, но ближе к середине заезда трассе имени Большой Рулетки, видимо, надоело это царство однообразия. И она решительно оборвала логическую нить гонки.
Пелотон рассыпался, как карточный домик. Первым из реальных претендентов на очки на 29-м круге сошел с дистанции Жан Алези — поломка трансмиссии. Потом на 36-м круге, с разницей в несколько поворотов, дружно отказали McLaren Хаккинена и Jordan Трулли. И если тормоза на машине финна в боксах сумели привести в чувство, то коробка передач болида итальянца реанимации уже не подлежала. Кстати, Хаккинен не только сумел вернуться на трассу, но и закончил гонку на 6-м месте, несмотря на то, что на последних кругах его машина вновь заупрямилась из-за сбоя в коробке передач.
Неприятности Хаккинена в какой-то мере стоили гонки Ральфу Шумахеру. На 37-м круге, обгоняя выезжавшего с пит-лейна финна, молодой немец врезался в железные рельсы поворота St. Devote.
Выбив из гонки Шумахера-младшего, фортуна на время взяла тайм-аут. McLaren по скорости не уступал Ferrari: быстрейший круг в гонке остался за Хаккиненом, а Култхард, освободившись от тормоза в лице Трулли, начал постепенно сокращать отрыв от Шумахера, но шансов догнать немца у него не было.
И тут, на 55-м круге, был нанесен главный удар по логике этой и без того уже стремившейся к абсурду гонки. Алый болид под третьим номером вдруг начал стремительно терять скорость! Как выяснилось позднее, на машине Михаэля разрушилась задняя подвеска. Гонка для лидера закончилась в боксах...
На рулетке Монте-Карло выпал серебряный цвет — Култхард внезапно обнаружил себя лидером Гран При Монако! А до конца гонки оставалось всего 13 кругов... Остальное было делом техники — собрать нервы в кулак и добраться до финиша. Тем более что еще через 5 кругов близость заветного подиума лишила осторожности шедшего вторым Френтцена. Немец разбил Jordan все в том же роковом St. Devote...
В итоге на парадной лестнице успех праздновали трое: Дэвид Култхард, второй номер Ferrari Рубенс Баррикелло и Джанкарло Физикелла из Benetton. Последние двое провели ничем не примечательную гонку и могли по праву гордиться лишь надежностью машин да крепостью собственных нервов. Но что тут скажешь — Монако есть Монако. В последние годы состязания здесь все чаще превращаются в игру случая...
Как бы там ни было, эта гонка внесла заметные изменения в расстановку сил. Причем как в борьбе за титулы, так, может быть, и внутри команды McLaren. Триумф Дэвида Култхарда, позволивший ему сократить отставание от Михаэля Шумахера до 12 очков, дает теперь шотландцу шанс взять реванш у Хаккинена и утвердиться в роли лидера команды. Будущее покажет, сумеет ли он этим шансом воспользоваться.

Для Физикеллы подиум в Монако стал вторым в сезоне Первый очковый финиш в истории Jaguar
Жак Вильнёв остался в шаге от очковой зоны Дэвид Култард - триумфатор Гран-При Монако
1
Дэвид КултардMcLaren781:49'28.213
2
Рубенс БаррикеллоFerrari781:49'44.102
3
Джанкарло ФизикеллаBenetton781:49'46.735
4
Эдди ЭрвайнJaguar781:50'34.137
5
Мика СалоSauber781:50'48.988
6
Мика ХаккиненMcLaren771:49'32.819Пит-стоп / проблемы с
педалью тормоза / потеря
6-й и 7-й передач
7
Жак ВильнёвBAR771:50'08.074
8
Ник ХайдфельдProst771:50'39.719
9
Джонни ХербертJaguar761:50'43.147Долгий пит-стоп / управление
10нфХайнц-Харальд ФрентценJordan701:38'30.235Авария

нфЙос ФерстаппенArrows601:26'38.080Авария

нфМихаэль ШумахерFerrari551:17'04.191Выхлоп / подвеска

нфРикардо ЗонтаBAR481:09'22.500Авария

нфРальф ШумахерWilliams3752'24.925Авария / травма правой ноги

нфЯрно ТруллиJordan3650'55.680Коробка передач

нфПедро-Паулу ДиницSauber3043'19.447Авария / левое заднее колесо

нфЖан АлезиProst2941'13.947Трансмиссия

нфГастон МаццаканеMinardi2232'00.286Авария

нфМарк ЖенеMinardi2130'36.346Коробка передач

нфАлександр ВурцBenetton1826'16.800Авария

нфДженсон БаттонWilliams1623'28.720Двигатель

нсПедро де ла РоcаArrows

Авария до рестарта

К. ОСПИННИКОВА
Т. КОЛЕСНИКОВА

Журнал АвтоРевю №11 2000г.



Знаете ли Вы что...