08-2000г. Гран-При Канады
Первая четверть квалификации прошла при минимальной активности гонщиков: они прохаживались у боксов, потягивали напитки из фляжек и на трассу не торопились. Первым затишье нарушил представитель команды Prost Ник Хайдфельд. Показав результат 1.23,515, Ник вряд ли мог рассчитывать на то, что надолго задержится на первой строчке протокола. И точно: появившийся следом Дженсон Баттон уже после первого сектора выигрывал у Хайдфельда без малого секунду, а в итоге улучшил результат немца более чем на две. Но тут на трассу направился (неожиданно рано) чемпион мира Мика Хаккинен — и показанное им время 1.19,579 уже было вполне достойно уважения. Чем ответят остальные гранды? Михаэль Шумахер пока задерживался в боксах, а вот Дэвид Култхард (несмотря на небольшую ошибку в одном из поворотов) улучшил время Хаккинена! Вряд ли кто-то из пилотов команд-середняков мог поспорить с гонщиками МакЛарена — этого ждали только от лидера чемпионата мира.
Но «красный барон» своих поклонников порадовал не сразу. Когда Михаэль Шумахер впервые появился на трассе, позади были 25 минут квалификации. По секторам он шел вроде бы лучше Култхарда, но в итоге показал лишь второе время, оттеснив Хаккинена уже на четвертое место (до этого финна успел опередить еще и Рубенс Баррикелло).
Чем ответит Мика? 1.18,985! А затем Култхард — 1.18,826!!! Чувствовалось, что пилоты команды McLaren отлично настроились на гоночный уик-энд. Ведь этот Гран При был для их команды пятисотым — конечно, хотелось отметить юбилей успешным выступлением. Но с такими планами соперников вряд ли был согласен Михаэль Шумахер, направлявшийся на свою вторую попытку. Михаэль атакует, почти касается задними колесами стенки на выходе из последнего поворота перед старт-финишной прямой, но... вновь осечка, и вновь второе место! От Култхарда его отделяло всего четырнадцать тысячных секунды!
У Михаэля, Дэвида и Мики оставалось еще две попытки, когда Йос Ферстаппен разбил свой Arrows и судьи выбросили красный флаг. Квалификация приостановлена — такая ситуация обычно на руку тем, у кого дела идут не очень хорошо. Тех же, у кого все получается, неожиданное нарушение ритма квалификации, наоборот, выбивает из колеи.
Так и случилось. Находившийся в тот момент на поул-позиции Култхард в очередной попытке не смог превзойти свой предыдущий результат. А вот у лидера Ferrari дела, напротив, пошли на лад: 1.18,546 — и Михаэль Шумахер опережает своих соперников!
Чем же ответят «серебристые»? Они выжидали последних минут сессии. Но Шумахер оказался еще более хладнокровным. Он отправился на трассу позади Дэвида и Мики и по своему обыкновению ушел на быстрый круг буквально за несколько секунд до взмаха клетчатого флага, означающего окончание квалификации. Невероятно — Култхарду все-таки удалось вырвать поул-позицию еще раз. Но сзади уже накатывает Шумахер, и... 1.18,439! Никто уже не может поставить под сомнение этот результат — время квалификационной сессии истекло!
Из прочих итогов квалификации стоило бы отметить отменный результат команды BAR. Рикардо Зонта был восьмым, а Жак Вильнев — вообще шестым! Учитывая отличную позицию Вильнева и великолепные старты, время от времени удающиеся канадцу, зрители ждали от него подвигов. И Жак оправдал их ожидания.
На автодроме имени своего отца Жак Вильнев был готов сотворить маленькое чудо. Маленькое — потому что большого чуда с такой машиной не сотворишь. На отличную квалификацию Вильнева хватило. На великолепный стартовый рывок — тоже. Рискованное позднее торможение во втором повороте — и Жак оказался на третьем месте!
А вот на то, чтобы удержаться за лидерами, Михаэлем Шумахером и Дэвидом Култхардом, силенок болида BAR уже не хватало. На то, чтобы оторваться от наседавших сзади соперников — тоже. Поэтому вскоре за спиной Вильнева скопилась небольшая очередь — Баррикелло, Хаккинен и даже Педро де ла Роса (резвость представителя Arrows объяснялась малым запасом топлива — вскоре он заехал на дозаправку). В некотором отдалении следовал Френтцен, а затем — еще одна небольшая группа гонщиков, тоже скопившаяся за пилотом команды BAR: Рикардо Зонту «подпирали» Трулли и Ферстаппен.
Позади этой кавалькады и оказался Дэвид Култхард после незапланированного визита в боксы. Остановка была вынужденной — через 20 минут после старта Култхарда «наградили» 10-секундным штрафом. Наказание было наложено на него за то, что перед стартом механики задержались у машины Дэвида и покинули трассу уже после того, как на светофоре зажглись зеленые огни, дававшие сигнал об отправке на прогревочный круг. В итоге оштрафованный шотландец оказался на десятом месте.
Такое развитие событий возложило дополнительную ответственность на Хаккинена. Финна положение за спиной Баррикело (который атаковать Вильнева вроде бы не собирался) категорически не устраивало — ведь Шумахер-то уходил все дальше и дальше! Но попытку Хаккинена обойти Баррикелло бразилец решительно отбил.
Култхард тоже попытался улучшить свое незавидное положение, но на деле только усугубил его. Оказавшись слишком близко к Ферстаппену, Дэвид после небольшой ошибки голландца был вынужден резко затормозить, чтобы избежать столкновения. Обе машины вылетели на траву. Но оранжевый Arrows тут же продолжил гонку, а серебристый McLaren развернуло, и Култхард потратил какое-то время на то, чтобы выбраться на трассу. Обогнавший его в этот момент Джанкарло Физикелла сделал свой первый шаг на пути к подиуму.
Сложившаяся ситуация вроде бы устраивала Рубенса Баррикелло — его партнер впереди, Култхард затерялся где-то сзади, а Хаккинена он, Рубенс, контролирует. Однако Баррикелло все-таки пошел в атаку на Вильнева. Потом обойти Вильнева сумел и Хаккинен. В дальнейшем канадец, увы, больше не играл в гонке активной роли.
На 33-м круге Шумахер заезжает на пит-стоп, и в лидеры выходит Баррикелло. Тут-то и стало ясно, зачем бразилец старался опередить Вильнева. Его пит-стоп был запланирован куда позже, чем у Шумахера, и Ferrari нужно было не выпускать инициативу из своих рук.
Тем временем Мика Хаккинен вновь вспомнил, что он пока что чемпион мира. На 37-м круге он показывает лучшее время, и от Шумахера его отделяет не более 5 секунд. А вскоре Мика оказывается в непосредственной близости от лидера чемпионата мира, даже пытается атаковать... Но атаки были бессмысленны, поскольку финскому гонщику еще предстояла дозаправка. Заехав на пит-стоп, Хаккинен оказался отброшенным назад, за спину своего партнера Култхарда. Заехал на пит-стоп и Баррикелло, возвратив первую позицию своему партнеру.
Последним из пилотов топ-команд на пит-стоп заезжал Култхард. Продержись Дэвид на трассе еще хоть пару кругов, он бы мог существенно улучшить свое положение. Потому что именно через пару кругов после его пит-стопа хлынул дождь, и Култхарду пришлось останавливаться еще раз специально для переобувания в дождевые шины! Как, впрочем, и остальным.
Прозорливость проявил только Benetton, совместивший штатную дозаправку своих гонщиков со сменой резины на дождевую. И Физикелла выскочил благодаря этому на третье место! Несмотря на то, что однажды на мокрой трассе Джанкарло не удержал свою машину, он сохранил свое третье место — следовавший за ним Хаккинен вряд ли был склонен рисковать при такой погоде. Дождь усилился настолько, что приближаться к едущему впереди автомобилю из-за шлейфа брызг стало невозможно.
В общем, с этого момента победа Михаэля Шумахера стала делом техники. Правда, оставалось «проклятие поул-позиции», и поклонники Михаэля наверняка о нем не забыли. В Монако Шумахер тоже уверенно лидировал, однако... А тут еще погодные условия настораживают. Не смоет ли дождь лидера гонки с трассы?
Но дождь смыл дурные приметы. Все случилось так, как и должно было случиться: Михаэль победил, Рубенс ему ассистировал, а Джанкарло Физикелла присоединился к ним на подиуме. Пилотов McLaren среди призеров не было! Юбилейный Гран При знаменитой команды завершился бесславно. Символическим итогом разгрома «серебристых» было столкновение Култхарда с Александером Вурцем на последнем круге гонки. В борьбе за седьмое место...
1 | Михаэль Шумахер | Ferrari | 69 | 1:41'12.313 | ||
2 | Рубенс Баррикелло | Ferrari | 69 | 1:41'12.487 | ||
3 | Джанкарло Физикелла | Benetton | 69 | 1:41'27.678 | 2 разворота | |
4 | Мика Хаккинен | McLaren | 69 | 1:41'30.874 | ||
5 | Йос Ферстаппен | Arrows | 69 | 1:42'04.521 | ||
6 | Ярно Трулли | Jordan | 69 | 1:42'14.000 | ||
7 | Дэвид Култард | McLaren | 69 | 1:42'14.529 | Столкновение с Вурцем | |
8 | Рикардо Зонта | BAR | 69 | 1:42'22.768 | ||
9 | Александр Вурц | Benetton | 69 | 1:42'32.212 | Столкновение с Култардом / пит-стоп | |
10 | Педро-Паулу Диниц | Sauber | 69 | 1:43'06.857 | Столкновение с де ла Росой | |
11 | Дженсон Баттон | Williams | 68 | 1:41'13.543 | ||
12 | Гастон Маццакане | Minardi | 68 | 1:42'44.455 | ||
13 | Эдди Эрвайн | Jaguar | 66 | 1:42'49.536 | ||
14 | нф | Ральф Шумахер | Williams | 64 | 1:34'01.045 | Удар от Вильнёва |
15 | нф | Жак Вильнёв | BAR | 64 | 1:34'27.808 | Удар в Р.Шумахера |
16 | нф | Марк Жене | Minardi | 64 | 1:34'45.471 | Разворот |
нф | Педро де ла Роcа | Arrows | 48 | 1:08'24.074 | Столкновение с Диницем | |
нф | Мика Сало | Sauber | 42 | 58'10.203 | Электрика | |
нф | Жан Алези | Prost | 38 | 52'55.940 | Электрика | |
нф | Ник Хайдфельд | Prost | 34 | 47'26.397 | Двигатель | |
нф | Хайнц-Харальд Френтцен | Jordan | 32 | 44'00.877 | Тормоза | |
нф | Джонни Херберт | Jaguar | 14 | 19'35.685 | Коробка передач |
С. ИВАНОВ
Журнал АвтоРевю №12 2000г.