Гран-При Франции 2000г: Триумф McLaren
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

09-2000г. Гран-При Франции

09-2000г. Гран-При Франции

Гран При Франции — старейший этап в календаре чемпионата мира. Первая гонка с таким названием состоялась еще в 1906 году. Правда, автодром Маньи-Кур не может претендовать на значительную роль в истории. Он был построен лишь в 1991 году, в приятной, но глухой сельской провинции в 250 км от Парижа. Острый на язык Ален Прост метко окрестил эту трассу «автодромом посреди ничего». Собранный из готовых «панельных блоков» — лучших поворотов знаменитых трасс, — Маньи-Кур получился безликим. Пилоты и болельщики его не жалуют — этот автодром печально знаменит скучными «трамвайными» гонками...
Гран При Франции — экватор нынешнего сезона, и от его исхода во многом зависел сценарий второй половины года. Дубль Ferrari в Канаде опять качнул чашу весов в сторону великой итальянской мечты, и победа во Франции могла стать для Шумахера залогом долгожданного триумфа. А потому в Маньи-Кур главной задачей Скудерии и ее лидера было не позволить «серебристым» взять реванш.
Положение Ferrari перед французской гонкой казалось незыблемым. Скудерия в предвкушении триумфа все крепче сплачивала свои ряды: назревавшая фронда Баррикелло была жестко подавлена в Канаде — бразильцу на практике объяснили, кто в Ferrari главнее. Победа во Франции казалась реальной, тем более что эта трасса всегда охотно покорялась Шумахеру.
А вот команде McLaren предстояло не только бороться с Ferrari, но и решать серьезные внутренние проблемы. В последнее время в англо-немецкой «конюшне» все явственнее смена акцентов. Похоже, что после удачи Култхарда в Монако команда склонна делать ставку именно на него, тем более что у Хаккинена в середине сезона наметился явный спад формы: в последних гонках финн ездит будто через силу. Но в ставке на Култхарда крылся и немалый риск. Шотландец отличается нестабильностью: блеснуть, а потом вчистую завалить гонку, как в Канаде, для Дэвида — дело обычное.
Пятница на Маньи-Куре прошла спокойно: недавно команды уже проводили здесь тесты, поэтому все занимались рутинной доводкой техники. Но не обошлось и без технических проблем, главной жертвой которых стал Култхард. И все же лучшее время дня осталось именно за шотландцем. А вот результаты «алых» сильного впечатления не произвели.
Однако квалификация стала для команды McLaren шоком! Ибо она полностью прошла под диктовку Михаэля Шумахера. Ни его партнер Баррикелло, ни Мика Хаккинен так и не смогли ничего противопоставить немцу. Собственно, премьер Ferrari решил все уже в первой попытке: он появился на трассе только на 29-й минуте сессии, выдал идеально чистый круг — 1.15,632, — и за его спиной пролегла пропасть в 0,6 секунды. И тут у всех вдруг перестали расти времена...
В большинстве квалификаций Формулы-1 решающие события происходят под клетчатым флагом. Но во Франции все вышло наоборот: большинство лучших результатов было показано в начале сессии. Виной тому — специфичный асфальт французской трассы и жаркое июльское солнце. Трек Маньи-Кура знаменит своим исключительно гладким покрытием: чем горячее оно становится, тем сложнее пилотам контролировать машину — резина скользит, как по льду... Лишь минут за пять до конца часа солнце скрылось, трасса начала остывать — и некоторым гонщикам удалось улучшить свое время. В числе счастливчиков оказались Рубенс Баррикелло, потеснивший Мику Хаккинена на 4-е место, и Дэвид Култхард.
Как был достигнут результат шотландца — отдельная история. Судьба будто задалась целью испортить жизнь новоиспеченному лидеру команды McLaren: сломавшаяся утром машина, которую чинили до середины квалификации, первые попытки на запасной, настроенной под Мику (кстати, и на ней Дэвид сумел опередить финна на тысячные доли секунды), разворот уже за рулем собственного болида — и даже компьютер FIA, дважды выбиравший именно его для проверки соответствия техническому регламенту. Только под занавес Култхард все-таки дал бой Шумахеру — их разделило 0,102 с. Это было достойное завершение субботы — шотландец словно примерялся к роли главного героя уик-энда.
Воскресенье, естественно, началось с прогревочной сессии, лучшим на которой стал Мика Хаккинен, а Михаэль Шумахер был лишь третьим, с отставанием более чем в полсекунды. Так какова же реальная сила Ferrari? Это могла прояснить лишь гонка.
Старт вышел на редкость драматичным. Шумахер так агрессивно бросился наперерез удачно стартовавшему Култхарду, что, не прояви тот осмотрительности, дело бы неминуемо кончилось аварией. А так пелотон ушел со старта благополучно, только вот Дэвиду пришлось уступить дорогу еще и Баррикелло. Дальше блеснул Жак Вильнев, пробившийся на 5-е место. Зато Эдди Ирвайн вновь провалился, пропустив оба болида Jordan и даже Мику Сало.
Первые три-четыре круга на трассе царило оживление — Култхард догонял Баррикелло, Френтцен наседал на Вильнева, жестко боролись Ральф Шумахер и Ярно Трулли... Но гонка быстро вошла в традиционное для Маньи-Кура «трамвайное» русло. Пелотон разделился на несколько устойчивых групп, в которых долго ничего не происходило. Лишь вылетел с отказавшими тормозами Рикардо Зонта, да Ник Хайдфельд развернул в шпильке Adelaide собственного партнера Жана Алези.
Тем временем Баррикелло старательно работал вторым пилотом Ferrari — сдерживая «серебристых», в то время как лидер Скудерии пытался уйти в отрыв. Но на этот раз излюбленная тактика не принесла немцу успеха — накопленный им запас ни разу не превысил 6,5 с. Это совсем не походило на триумфальное шествие к пятой победе... Закралось подозрение, что своим квалификационным результатом немец обязан не столько превосходству над соперниками, сколько удаче и идеально выбранному моменту. То, что произошло после первой волны дозаправок, лишь подтвердило это предположение.
Именно тогда настал звездный час Дэвида Култхарда. После неудачной схватки с Шумахером на старте шотландец, казалось, сник и около 15 кругов покорно висел «на хвосте» у Баррикелло. Но, как стало ясно позднее, Дэвид копил силы для грядущей дуэли с лидером Скудерии. Перелом наступил перед пит-стопами, на 22-м круге, когда он стильно прошел Рубенса в шпильке Adelaide. Скорость, с которой шотландец нагонял Шумахера, впечатляла — уже к 30-му кругу началась схватка за лидерство. На 34-м круге, опять в Adelaide, Дэвид атаковал немца по внешнему радиусу, и тут Шумахер использовал свой «фирменный» прием — крутанул руль, жестко выдавливая соперника с трассы... Буквально за миг до столкновения Дэвид ударил по тормозам и сумел-таки остаться на асфальте, но явно был взбешен — камеры бесстрастно зафиксировали его выразительную жестикуляцию... Реванш последовал на 40-м круге — и все в той же Adelaide. Красивая и смелая атака, на этот раз по внутреннему радиусу, вывела Дэвида в лидеры гонки. Даже очередной рискованный маневр Михаэля, который привел к контакту, не заставил разозленного Култхарда убрать ногу с газа.
Больше Култхард не дал Шумахеру ни одной возможности отыграться — он уверенно уехал от немца, а тому пришлось отбиваться от атак Хаккинена, чей McLaren тоже казался быстрее Ferrari. На 59-м круге болид Шумахера вдруг вильнул в Adelaide, и финн моментально воспользовался этим. А еще через несколько секунд стало ясно, что алая машина «умирает»... К концу круга на Ferrari задымил мотор.
После схода Шумахера в группе лидеров (Култхард—Хаккинен—Баррикелло) до самого финиша сохранялся статус-кво. А основная интрига переместилась во второй эшелон, состоявший из Вильнева, а также пилотов команд Jordan и Williams в полном составе, — там как раз шел финальный этап битвы за оставшиеся очки.
Битва эта с переменным успехом шла с первых кругов. Мотор Honda, стоящий на BAR, уже не первый раз в сезоне уверенно выиграл дуэль у своего младшего родственника — «клиентского» двигателя Mugen Honda. Ни Френтцен, ни, позднее, Трулли так и не смогли подобраться к Вильневу на дистанцию атаки. Кстати, в Маньи-Куре Mugen ничего не смог противопоставить и мощному двигателю BMW. Если в поворотах пилоты Эдди Джордана еще сопротивлялись Ральфу Шумахеру, то на прямых его преимущество было подавляющим. В конце гонки Ральф, пройдя Трулли, ринулся догонять Вильнева. Но тут роли неожиданно поменялись: на скоростных отрезках заводская Honda выдерживала спор с BMW — немец угрожал Жаку только в поворотах. Ну, а горячие парни Эдди Джордана — наверное, самая ровная пилотская пара в нынешнем пелотоне — развлекали публику уже которым по счету внутрикомандным дерби. На этот раз победила молодость: после жесткой стычки в Adelaide Трулли резво уехал вперед за одним очком, а Френтцен на поврежденной машине с трудом защитил свое 7-е место от наскоков юного Баттона.
...Этап во Франции, вопреки ожиданиям, оказался далек от скуки и завершился неожиданностью: блестящим дублем пилотов McLaren (и, кстати, первой в истории команды победой на автодроме Маньи-Кур).
С начала нынешнего сезона McLaren ведет себя подобно птице Феникс: в одной гонке команда умирает, вчистую проигрывая, а в следующей героически восстает из пепла... Ясно, что по своим техническим возможностям машины McLaren и Ferrari вполне могут на равных бороться между собой. Но, в отличие от Скудерии, команде из Уокинга катастрофически не хватает стабильности. Если McLaren справится и с этой бедой, он получит шанс выйти в лидеры чемпионата.
А вот Ferrari после Франции оказалась в сложном положении. Давление на команду растет с каждым этапом, и если в начале сезона казалось, что Ferrari и Шумахер являются безоговорочными лидерами, то сейчас такого ощущения уже нет. Михаэль, попав в гонке под жесткий прессинг, снова занервничал и начал ошибаться. А теперь еще и выяснилось, что Дэвид Култхард, которого в начале сезона немец демонстративно отказывался воспринимать как соперника, способен ему противостоять.
Сам же Култхард во Франции смог доказать, что у «серебристых» действительно имеются на сегодня два первых пилота — в ситуации, когда у Хаккинена возникли проблемы, шотландец взял на себя бремя лидерства. Кажется, гонщик Дэвид Култхард наконец-то обретает зрелость...

DC похоже обретает зрелость Для Шумахера гонка закончилась сходом
1
Дэвид КултардMcLaren721:38'05.538
2
Мика ХаккиненMcLaren721:38'20.286
3
Рубенс БаррикеллоFerrari721:38'37.947Долгий пит-стоп /
крепление правого
переднего колеса
4
Жак ВильнёвBAR721:39'06.860
5
Ральф ШумахерWilliams721:39'09.519
6
Ярно ТруллиJordan721:39'21.143
7
Хайнц-Харальд ФрентценJordan711:38'22.105
8
Дженсон БаттонWilliams711:38'22.897
9
Джанкарло ФизикеллаBenetton711:38'24.489
10
Мика СалоSauber711:39'05.469
11
Педро-Паулу ДиницSauber711:39'20.249
12
Ник ХайдфельдProst711:39'21.419
13
Эдди ЭрвайнJaguar701:38'05.993
14
Жан АлезиProst701:38'59.322
15
Марк ЖенеMinardi701:38'59.823

нфМихаэль ШумахерFerrari581:19'06.776Двигатель

нфПедро де ла РоcаArrows451:03'49.305Трансмиссия

нфАлександр ВурцBenetton3447'45.585Разворот

нфГастон МаццаканеMinardi3143'48.123Разворот

нфЙос ФерстаппенArrows2535'03.032Трансмиссия

нфДжонни ХербертJaguar2028'44.506Коробка передач

нфРикардо ЗонтаBAR1622'17.038Тормоза / авария

К. ОСПИННИКОВА
Т. КОЛЕСНИКОВА

Журнал АвтоРевю №13-14 2000г.



Знаете ли Вы что...