Гран-При Венгрии 2000г: Смена лидера
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

12-2000г. Гран-При Венгрии

12-2000г. Гран-При Венгрии

По окончании Гран При Венгрии всех интересовал один вопрос: что же такое произошло за ночь с субботы на воскресенье с машиной Мики Хаккинена? На пресс-конференции этот вопрос чемпиону мира, естественно, задали. «Думаете, он ответит?» — мрачно поинтересовался сидевший рядом Михаэль Шумахер. Должно быть, немецкому гонщику и конструкторскому штабу Ferrari тоже хотелось бы знать, как из сравнительно медленной, плохо управляемой машины за ночь можно сделать идеальный болид. Но Мика, конечно же, ничего конкретного не рассказал...

Убедительное преимущество Михаэля Шумахера в квалификации и победа Мики Хаккинена в гонке... Пилоты словно поменялись местами. На старте сезона все было наоборот — McLaren блистал в квалификациях, но в гонках «серебристых» подводило отсутствие надежности. Сейчас, когда чемпионат понемногу близится к завершению, две топ-команды набрали крейсерскую скорость и справились с весенними проблемами. Их техника, их персонал, их гонщики достойны друг друга. И вопрос о победе решают какие-то незначительные, на первый взгляд, нюансы.
Михаэль Шумахер четко поставил диагноз своей команде: «Мы добились существенного прогресса в субботу по сравнению с пятницей, но к воскресенью не смогли прибавить так же серьезно». Да, чтобы сегодня побеждать, нужно прогрессировать каждый день. Остановившийся тут же оказывается позади.
В пятницу на тренировках доминировали «серебристые». А в квалификации Шумахер преподнес им сюрприз. К моменту выезда немца на трассу обладателем промежуточной поул-позиции был Дэвид Култхард с результатом 1.18,155. И уже на втором хронометрируемом отрезке преимущество Шумми над графиком Дэвида составляло почти секунду!
Но что это? Перед Михаэлем замаячил желтый Jordan — это возвращался с быстрого круга в боксы Хайнц-Харальд Френтцен. В квалификации счет идет на тысячные доли секунды, и малейшая заминка способна испортить летучий круг. Если бы Михаэль не был уверен в том, что Ха-Ха уступит ему дорогу, он бы, наверное, снял ногу с газа — и потерял бы те самые доли секунды, которые решают вопрос об обладателе поул-позиции. Учитывая, что в прошлом Шумахера и Френтцена связывали непростые личные отношения, можно было предположить вариант, что Хайнц-Харальд «не заметит» соотечественника. Но слишком уж серьезным авторитетом пользуется в современной Формуле-1 Михаэль Шумахер. Едва завидев его в зеркалах заднего вида, шарахаются в сторону и круговые в гонке, и те, кто потенциально может помешать в квалификации.
Вот и Френтцен оперативно уступил траекторию. Михаэль, кажется, и не сомневался, что по-другому быть просто не может. Он не притормозил, и на финишной линии секундомер показал время 1.17,514! Соперникам после этого оставалось лишь смириться и планировать тактику завтрашней гонки. Конечно, они пытались что-то сделать, но результат Михаэля был явно недосягаем.
Словно для того, чтобы довести психологическое преимущество над противниками до разгромного, Михаэль за пятнадцать минут до окончания квалификации совершает еще одну очень хорошую попытку. Он практически повторяет свое время, с отставанием лишь на 0,02 секунды. И тем самым доказывает неслучайность своего успеха. А последнюю из четырех положенных ему попыток Михаэль даже не использовал — не было необходимости!
Хорошее настроение в Ferrari не смог омрачить даже тот факт, что Рубенсу Баррикелло не удалось занять свое «законное» четвертое место (на нем обосновался Ральф Шумахер, чья машина была оборудована дополнительным антикрылом на верхнем воздухозаборнике). В победной субботней эйфории Скудерия, похоже, забыла про то, что настоящее сражение еще впереди. И только Михаэль Шумахер вновь продемонстрировал пророческий дар, сказав на пресс-конференции, что о квалификации нужно забыть и сосредоточиться на завтрашней гонке — ведь неизвестно, насколько прибавят соперники!
Между тем механики МакЛарена за ночь сумели наладить машину Хаккинена так, что действующий чемпион мира не имел к технике никаких претензий. Но какой был бы от этого толк, если бы за рулем сидел неуверенный гонщик, которому не хватает мотивации? А ведь именно так говорили о Хаккинене! Вполне возможно, что доля истины в этих словах была. Но лишь весной, в начале чемпионата. А цыплят (равно как и очки в Формуле-1) считают по осени.
Чтобы выйти вперед, Мике надо было на старте опередить двух соперников. С Култхардом проблем не ожидалось — и вовсе не потому, что партнер по команде обещал уступить чемпиону мира. Просто Дэвид должен был стартовать со второго, четного, места, находящегося на правой стороне трассы, — а на Хунгароринге это практически исключает возможность успешного старта. Сколько раз говорилось и писалось о грязном асфальте венгерской трассы. Но воз и ныне там — стартуя, машины поднимают целое облако пыли. Хунгароринг находится в естественной ложбине, так что пыль с окрестных грунтовых дорог оседает на трассе в изобилии. Для очистки полотна от подобной напасти есть только одно средство — проводить на автодроме побольше соревнований, в ходе которых машины выступают естественными пылесосами. Но в Венгрии гонок такого ранга проводится немного...
Поэтому преимущество на старте здесь имеют обладатели нечетных мест, стартующие с той половины полотна, по которой проходит траектория движения машин в гонке. По этой причине достижение Ральфа Шумахера, с большим трудом завоевавшего в квалификации четвертое место, выглядело с прагматической точки зрения сомнительно — Баррикелло, уходивший в гонку с пятой позиции, имел некоторое преимущество. Столь же невыгодным было положение и у Култхарда. Его Мика рассчитывал обойти легко, но ведь впереди был еще и лидер Ferrari! Как обогнать его? В Хоккенхайме подобный маневр Хаккинену удался, но после гонки он сказал, что такой суперстарт бывает только раз в году. «Я ошибся», — констатировал Мика после нынешней гонки. На Хунгароринге он второй раз подряд совершил великолепный стартовый маневр, обойдя Шумахера и выйдя в лидеры!
На этот раз Михаэль не стал маневрировать поперек широкой стартовой прямой (может быть, потому, что прямо по курсу был расчищенный асфальт, а справа — пыльный?). И при заходе в первый поворот Шумахера ждал неприятный сюрприз. Хаккинен выскочил у него из-за спины и нырнул в правый поворот по внутренней траектории.
Это был настоящий поединок, решавший, у кого крепче нервы. Машины разделяли какие-то миллиметры, они входили в поворот одновременно — одно неверное движение рулем, и два лидера гонки столкнутся. Вот была бы куча-мала, учитывая то, что на них накатывались все остальные гонщики! Но два чемпиона мира прошли поворот идеально — каждый по своей траектории. И Хаккинен остался впереди.
На этом спор за победу на Хунгароринге окончился. Сказалось то самое ночное чудо, секрет которого Мика так и не раскрыл на пресс-конференции. Что бы там ни сделали инженеры и техники с его машиной, они работали в правильном направлении. Хаккинен чувствовал себя хозяином ситуации на Хунгароринге. Хотел — отрывался от Шумахера, хотел — сбрасывал темп и позволял технике отдохнуть. А Михаэль мог лишь создавать себе запас прочности, пребывая на втором месте. Сначала казалось, что у него это получается, — Култхард явно не выдерживал темпа преследования. Впоследствии Дэвид говорил, что до первого пит-стопа его машина вела себя просто ужасно — скорее всего, давление в первом комплекте шин отличалось от нормального.
Какова бы ни была причина, но после смены покрышек все наладилось, и шотландец начал стремительно настигать лидера (пока еще лидера!) чемпионата мира. Машина Шумахера, наоборот, во второй половине гонки ехала все хуже. Зато Михаэль не испытывал проблем с обгоном круговых — по традиции, они «без разговоров» уступали ему траекторию. А Дэвид мучался, теряя порой по нескольку секунд на круге, чтобы обогнать Minardi или другую медленную машину. И тем не менее к моменту второй дозаправки он уже был на дистанции атаки.
Култхард решил воспользоваться любимой тактикой Шумахера и обогнать немца на пит-стопе. Все шло как по нотам — задержавшись с заездом в боксы, Дэвид оставил дозаправившегося соперника за спиной, заехал на дозаправку сам... Но побить немца его же оружием не получилось — выскочив на трассу, шотландец увидел проносившуюся мимо красную машину Михаэля. Чтобы обойти его, Култхарду не хватило каких-то долей секунды — вот тут-то и вспомнились круговые, которые стоили ему серьезных потерь темпа.
До конца гонки еще оставалось довольно много времени. И тем не менее возможности исправить ситуацию Дэвид практически не имел, ведь обгонять на Хунгароринге сложно. Все, что он делал, — маячил за задним антикрылом соперника, надеясь на его ошибку. Но у Михаэля крепкие нервы, несмотря на потрясения двух последних гонок. Существенной ошибки он не сделал, а идти в атаку очертя голову Култхард не захотел. «Третье место — это именно то, чего я сегодня заслуживал, учитывая проблемы в начале гонки», — сказал Дэвид.
После Хунгароринга лидер чемпионата мира поменялся. Да и в Кубке конструкторов McLaren теперь опережает Ferrari, несмотря на отобранные после Гран При Австрии десять очков. «Ну, кто-то, кажется, говорил, что у меня не хватает мотивации?» — лукаво улыбнулся Мика Хаккинен на пресс-конференции.

Да, здесь есть на что посмотреть! Технический директор Ferrari Росс Браун у боксов своих основных соперников Перед венгерским Гран При четырех гонщиков в турнирной таблице чемпионата разделяло всего лишь десять очков. Берни Экклстоун с претендентами на титул — Култхардом, Шумахером, Хаккиненом и Баррикелло
1
Мика ХаккиненMcLaren771:45'33.869
2
Михаэль ШумахерFerrari771:45'41.786
3
Дэвид КултардMcLaren771:45'42.324
4
Рубенс БаррикеллоFerrari771:46'18.026
5
Ральф ШумахерWilliams771:46'24.306
6
Хайнц-Харальд ФрентценJordan771:46'41.968
7
Ярно ТруллиJordan761:46'00.278
8
Эдди ЭрвайнJaguar761:46'01.026
9
Дженсон БаттонWilliams761:46'05.565Проблемы с двигателем
10
Мика СалоSauber761:46'39.757
11
Александр ВурцBenetton761:46'46.856
12
Жак ВильнёвBAR751:45'36.684Столкновение с де ла Росой
 / пит-стоп / переднее антикрыло
13
Йос ФерстаппенArrows751:46'13.985
14
Рикардо ЗонтаBAR751:46'57.044
15
Марк ЖенеMinardi741:46'04.118
16
Педро де ла РоcаArrows731:45'40.556Столкновение с Вильнёвым
 / пит-стоп

нфГастон МаццаканеMinardi681:38'18.781Двигатель

нфДжонни ХербертJaguar671:35'39.3202 разворота / коробка передач

нфПедро-Паулу ДиницSauber621:26'43.822Трансмиссия

нфДжанкарло ФизикеллаBenetton3148'18.966Разворот / тормоза / управление

нфНик ХайдфельдProst2231'19.692Электрика во время пит-стопа

нфЖан АлезиProst1120'45.503Подвеска / управление

К. ОСПИННИКОВА
С. ИВАНОВ

Журнал АвтоРевю №16 2000г.



Знаете ли Вы что...