13-2000г. Гран-При Бельгии
Чемпионат вышел на финишную прямую. Все ставки сделаны, все козыри предъявлены, все карты раскрыты. И по всему получается, что ни одна из команд существенного преимущества не имеет. На одной трассе фаворитом выглядит McLaren, на другой — Ferrari. При таких обстоятельствах решить судьбу чемпионского титула может случайность. Или некое сверхусилие, которое сделает один из претендентов, изменив ситуацию в свою пользу. В Бельгии это удалось Мике Хаккинену.
Маневр, совершенный Хаккиненом за четыре круга до финиша гонки, был безумным в самом буквальном смысле этого слова. Ведомый каким-то иррациональным шестым чувством, Мика пошел на обгон справа кругового Рикардо Зонты, которого в этот момент слева уже обходил Михаэль Шумахер! Что было бы, подвинься Зонта чуть вправо, чтобы дать дорогу Михаэлю? Страшная авария. Наткнувшись на задние колеса машины бразильца, McLaren отправился бы в полет! Но не будем рассуждать в сослагательном наклонении. Мика обошел Зонту, одновременно обогнав и Шумахера. И победил, уверенно возглавив таблицу чемпионата мира.
Пресловутая неустойчивая погода в Спа меняется чуть ли не каждый час. Поэтому приятным сюрпризом был солнечный день в четверг — механики команд смогли спокойно подготовить технику и оборудование к завтрашним тренировкам. В пятницу солнце продолжало светить, да и в субботу небо было ясным. Три дня подряд без осадков в Арденнских горах! Случай небывалый. Метеорологам не нужно было прибегать к своим измерениям, чтобы предсказать дождь. Приметы также указывали на то, что погода испортится: к вечеру субботы небо заволокли хмурого вида облака.
А воскресным утром все было затянуто молочной пеленой тумана — дальше пяти метров ничего не видно. Вертолеты в такую непогоду не летают, на дорогах пробки — сумеют ли гонщики вовремя добраться до автодрома? Опоздавших не было. Незадолго до начала свободных заездов уже вовсю накрапывал дождик, и выехавшие на трассу машины поднимали целый шлейф воды.
Своего апогея буйство стихии достигло к двенадцати часам дня — времени традиционного парада пилотов. В ходе этого мероприятия гонщики должны были объехать трассу на открытом прицепе специального грузовика, приветствуя зрителей. Увы, болельщики смогли полюбоваться лишь цветными зонтиками, под которыми прятались их кумиры. Дождь низвергался с небес сплошной стеной! И только Ярно Трулли, высоко подняв голову в насквозь промокшей кепочке, казалось, не обращал на дождь никакого внимания. Итальянец имел все основания гордиться проведенной квалификацией — в ней он завоевал второе место, сразу вслед за Хаккиненом! Надо думать, и стоявший на стартовой решетке третьим Дженсон Баттон возлагал на предстоящую гонку большие надежды. А о чем размышлял в этот момент Михаэль Шумахер, стоя под зонтом, который держал его брат Ральф?
Ferrari привезла в Спа шасси с измененной аэродинамикой и новую модификацию двигателя. Однако они не помогли Михаэлю подняться на квалификации выше четвертого места. Что делать опытному гонщику в такой ситуации? Трулли и Баттон не сумасшедшие, пытаться опередить Хаккинена они не будут. Скорее, станут разбираться между собой... Неудачно встряв в эту мясорубку амбиций, вполне можно поломать подвеску или вылететь на обочину. Но, если ехать на своем четвертом месте и держаться от молодежи подальше, Хаккинен на первых же кругах умчит в туманную даль... Да, в нелегкое положение поставила Михаэля неудачная квалификация! Но гроссмейстер гоночных трасс сумел разыграть дебют своей бельгийской партии как по нотам.
Дождь перед стартом уже не шел, но асфальт оставался влажным, а на некоторых участках трассы — просто мокрым. Стартовать на сликах было бы безумием. Но, с другой стороны, возобновления дождя не предвиделось — а значит, через некоторое время после старта гонщиков ожидало массовое «переобувание».
Глядя на лужи, покрывавшие асфальт, я вспоминал самый массовый в истории Формулы-1 «завал», свидетелем которого мне довелось стать здесь два года назад. Вся прямая от первого послестартового поворота La Source была усеяна обломками машин... Организаторы гонки, безусловно, об этом неприятном инциденте тоже помнили. Поэтому старт с места решили не проводить. Гонщиков повел пейс-кар, ушедший в сторону перед стартовой прямой. И началось!
Крутой поворот La Source предоставляет, в общем, отличную возможность для обгона. Но по своему характеру он чем-то схож с «Аделаидой» французского автодрома Маньи-Кур — обороняющийся имеет здесь шанс перекрестить траекторию и восстановить свое преимущество. Горячий Баттон, заметив, что машина Трулли плохо слушается руля (как позднее рассказал Ярно, его Jordan был заправлен под завязку и норовил сорвать в занос задние колеса), ринулся в атаку. Опередить соперника ему удалось (при этом юный англичанин чуть не «поцеловался» с железным отбойником), но лишь на несколько секунд. Трулли хладнокровно вышел на свое второе место, начав разгон раньше.
Как надо атаковать в La Source, чтобы не давать противнику возможности для контратаки, вскоре показал Михаэль Шумахер. Перед этим он опередил Баттона на входе в Bus Stop и сразу же перешел к ликвидации второго препятствия в погоне за Хаккиненом. Удержать Шумахера Трулли не мог. Ехавшему сзади Баттону повременить бы еще круг, усваивая уроки мастера, и только потом применить их на практике. Ясно же, что ближайшие пять-семь кругов тяжелая машина Трулли лучше управляться не станет. Однако Дженсон решил иначе. Сунувшись сразу вслед за Михаэлем Шумахером обгонять Трулли, Баттон своего маневра не рассчитал. Прорываясь вперед по внутреннему радиусу, он ударил соперника в бок. В результате желтый Jordan беспомощно застыл, развернувшись поперек трассы, а ткнувшийся в него Williams продолжил движение.
На одном из мониторов пресс-центра было видно, как механики команды Williams побежали за запасным передним обтекателем. Но даже его замена не понадобилась — для Баттона инцидент, виновником которого он стал, закончился с минимальными последствиями (благо, скорость в La Source небольшая). Правда, впоследствии Дженсон жаловался, что управлять машиной стало сложнее, — и тем не менее он еще пытался не пропустить вперед своего партнера Ральфа Шумахера...
Тем временем Михаэль Шумахер, выйдя на второе место, получил возможность сократить отставание от Хаккинена. Насколько бы это ему удалось — остается только гадать. Трасса стремительно подсыхала, и, наконец, нашелся смельчак (Жан Алези), ринувшийся в боксы одевать «сухие» шины. На них Жан поехал так здорово, что через круг-другой его примеру последовал весь остальной пелотон. Некоторые команды даже пошли на риск, зазвав в боксы двух своих гонщиков одновременно. В отличие от серии CART, где у каждого пилота свои отдельные механики, команды Формулы-1 имеют лишь по одной обслуживающей бригаде. Но несколько секунд ожидания в «очереди» оказались меньшим злом по сравнению с лишним кругом на дождевых покрышках. McLaren «переобул» лишь Хаккинена, а Култхард тем временем продолжал движение по трассе и после своей запоздалой остановки откатился аж на десятое место!
А два главных героя неумолимо сближались. McLaren Хаккинена показывал себя на еще довольно влажной трассе не очень послушным. Шумахер же держался так, словно ехал по абсолютно сухому асфальту. Ситуация разрешилась вылетом Мики на обочину. Правда, финский мастер все-таки сумел восстановить контроль над машиной и продолжить гонку. Но, пока его серебристый болид скользил по траве, мимо пулей пронеслась алая машина Шумахера. Вопрос о победителе гонки решен? Ни в коем случае, Мика вовсе не собирался сдаваться.
Как он впоследствии рассказывал, перед вторым (единственным запланированным заранее) пит-стопом и особенно после него McLaren поехал гораздо быстрее. И преимущество Шумахера сократилось до нескольких секунд.
Через некоторое время Мика оказался в непосредственной близости от соперника и смог, провисев у него на хвосте пару кругов, предпринять первую атаку. Реакция Михаэля была жесткой и однозначной — дернув задней осью своей машины в сторону атакующего болида, Шумахер заставил Хаккинена тормозить. Прояви финн меньшее хладнокровие, он в этой ситуации вполне мог бы еще раз вылететь на обочину — ехать было некуда, траектория перекрыта!
Итак, до финиша всего четыре круга. А лидирующий в гонке Шумахер вовсе не собирается пропускать преследователя вперед.
Тут-то и произошел тот самый сумасшедший обгон, который впишет имя Хаккинена и этот Гран При в историю автогонок. «Я наблюдал за обгонявшим меня Шумахером в зеркало заднего вида и в этот момент боковым зрением заметил, что справа промелькнуло нечто серебристое!» — так описывал свои ощущения Рикардо Зонта, оказавшийся на пути лидеров.
После финиша гонки Михаэль подошел к Мике, поздравил его и хотел было отойти, но... финский спортсмен его задержал. Лукаво улыбаясь и отлично понимая, что в этот момент его снимают десятки теле- и фотокамер, Хаккинен руками смоделировал ситуацию первой попытки выйти вперед, предотвращенной Шумахером. И, в частности, показал момент, когда Михаэль дернул свой автомобиль в сторону соперника. Трактовать эту ситуацию можно по-разному, но Мике она явно не понравилась.
Впрочем, в свете его искусного обгона за четыре круга до финиша этот неприятный инцидент померк. Померкли и другие детали гонки, о которых в ином случае спорили бы болельщики и писали журналисты. И героический прорыв Жана Алези на четвертое место (завершившийся традиционной поломкой), и подвиги Дэвида Култхарда — все это осталось в тени основного события. И когда лет через пять или десять будут вспоминать нынешнюю гонку, то про нее скажут: «А, это та самая, в которой Хаккинен невероятным маневром обогнал Шумми!»
|
|
Победа в Спа в итоге досталась Хаккинену |
Братья Шумахеры довольствовались 2-м и 3-м местами |
1 |
| Мика Хаккинен | McLaren | 44 | 1:28'14.494 | Разворот |
2 |
| Михаэль Шумахер | Ferrari | 44 | 1:28'15.598 |
|
3 |
| Ральф Шумахер | Williams | 44 | 1:28'52.590 |
|
4 |
| Дэвид Култард | McLaren | 44 | 1:28'57.775 |
|
5 |
| Дженсон Баттон | Williams | 44 | 1:29'04.408 | Столкновение с Трулли |
6 |
| Хайнц-Харальд Френтцен | Jordan | 44 | 1:29'10.478 |
|
7 |
| Жак Вильнёв | BAR | 44 | 1:29'26.874 |
|
8 |
| Джонни Херберт | Jaguar | 44 | 1:29'42.302 |
|
9 |
| Мика Сало | Sauber | 44 | 1:29'43.164 |
|
10 |
| Эдди Эрвайн | Jaguar | 44 | 1:29'46.049 |
|
11 |
| Педро-Паулу Диниц | Sauber | 44 | 1:29'48.617 |
|
12 |
| Рикардо Зонта | BAR | 43 | 1:28'25.988 |
|
13 |
| Александр Вурц | Benetton | 43 | 1:28'49.187 |
|
14 |
| Марк Жене | Minardi | 43 | 1:29'14.181 |
|
15 |
| Йос Ферстаппен | Arrows | 43 | 1:29'51.118 | Столкновение с Физикеллой / переднее антикрыло |
16 |
| Педро де ла Роcа | Arrows | 42 | 1:28'18.271 |
|
17 |
| Гастон Маццакане | Minardi | 42 | 1:29'31.821 |
|
| нф | Рубенс Баррикелло | Ferrari | 32 | 1:05'38.520 | Давление топлива |
| нф | Жан Алези | Prost | 32 | 1:06'10.842 | Давление топлива |
| нф | Ник Хайдфельд | Prost | 12 | 27'11.601 | Двигатель |
| нф | Джанкарло Физикелла | Benetton | 8 | 19'06.271 | Электрика / столкновение в Ферстаппеном |
| нф | Ярно Трулли | Jordan | 4 | 9'55.573 | Столкновение с Баттоном / разворот |
С. ИВАНОВ
Журнал АвтоРевю №17 2000г.