14-2000г. Гран-При Италии
f1_02Трасса в Монце — культовая для Ferrari. Культовая, что бы ни говорил Михаэль Шумахер, как бы ни убеждал прессу в том, что итальянский автодром для него ничем не отличается от любого другого. Все прекрасно понимали, что это лишь слова, и преуменьшить значение Монцы для Скудерии невозможно.
В календаре чемпионата существуют Гран При с особым статусом, например, Монако, победа в котором стоит особняком от других. То же самое и с Монцей — но только для одной-единственной команды. Победа Ferrari в Италии — событие национального масштаба. Так что в напряженном сюжете конца сезона, где борьба за титул и так обострилась до предела, возник еще один яркий штрих. Атмосфера Монцы сделала победу вдвойне значимой для любого из претендентов, и втройне ценной для Михаэля Шумахера — первого пилота национальной команды Италии.
Сражение на итальянской земле началось еще в пятницу, и из этой первой баталии победителем вышел пилот Скудерии. Но только не Михаэль Шумахер, а его партнер Рубенс Баррикелло. Впрочем, результаты пятницы очень редко отражают реальную расстановку сил.
А вот в субботу по ходу квалификации многим вспомнились слова почетного президента компании FIAT Джованни Аньелли, который после бельгийского этапа заявил, что не считает тактику Ferrari правильной и что ставка на одного пилота, пусть даже такого, как Михаэль Шумахер, не является верным решением. В квалификации Баррикелло не только сумел опередить Хаккинена, но и боролся со своим титулованным напарником, сумев предъявить тому весьма внушительные аргументы. В итоге бразилец отстал от немецкого чемпиона всего на 0,027 секунды!
Главный соперник Шумахера, лидер чемпионата Мика Хаккинен, проиграл ему 0,197 секунды. Позднее Хаккинен жаловался на то, что команда, использовавшая в Монце новую модификацию двигателя Mercedes, так и не смогла найти правильных настроек и заставить машину работать на полную мощность. Эту версию подтверждал и результат Дэвида Култхарда, который очутился на пятом месте, уступив даже Жаку Вильневу.
В преддверии этапа много споров было вокруг реконструкции отдельных участков автодрома, и главным образом насчет перестройки первого поворота. Он стал значительно медленнее и намного уже, что сделало его более безопасным в гонке. Но вот на старте (и пилоты об этом предупреждали) это могло привести к грандиозному завалу. К сожалению, драматические события действительно произошли, пусть и не совсем там, где их ждали...
Старт вообще вышел корявым. Только лидеры — Шумахер и Хаккинен — ушли в гонку чисто, причем финн смог отыграть одно место у Баррикелло. А вот бразилец умудрился не только пропустить Хаккинена, но и очутиться зажатым где-то между сражающимися друг с другом пилотами команды Jordan. В то же самое время позади шла еще одна схватка — столкнулись, не поделив узкого полотна первого поворота, Эдди Ирвайн и Мика Сало. Разбитый Jaguar Ирвайна остался в гравии, а вот Сало повезло чуть больше: он сумел доковылять до боксов, где механики реанимировали его машину.
Однако на этом везение для всего пелотона закончилось. Ко второй «эске» Curva della Roggia гонщики подошли уже изрядно взбаламученными, и позади успевших слегка оторваться лидеров случилась настоящая свалка.
Теперь по поводу этого столкновения, имевшего весьма трагический финал, идет глобальное разбирательство — ни FIA, ни итальянские власти не оставят без внимания нелепую смерть одного из маршалов...
Хотя найти виновных в столкновении сразу шести машин будет весьма непросто. Ведь такие аварии развиваются подобно цепной реакции. Во втором повороте Баррикелло, пропустивший не только Култхарда, но и Трулли, предпринял попытку вернуть потерянное. Но одновременно атаку на Трулли начал и Френтцен. Машины столкнулись, неуправляемая Ferrari Баррикелло нагнала McLaren Култхарда, а сзади в отчаянно тормозившего Джонни Херберта с размаху въехал Педро де ла Роса. Машина испанца взмыла в воздух, кувыркаясь, пролетела по диагонали всю полосу безопасности и боком рухнула на Ferrari Баррикелло. Разноцветные осколки болидов брызнули во все стороны, и в этот момент отлетевшее от одной из машин колесо на огромной скорости ударило стоявшего неподалеку маршала...
Тут же на трассу выехала машина безопасности и, пока эвакуировали разбитые машины и оказывали помощь пострадавшему, добрый десяток кругов водила за собой оставшихся в строю пилотов. Но как только пейс-кар покинул трассу, Монца продолжила собирать свою дань разбитыми машинами. Дженсон Баттон, видимо, просто не понял, что перед уходом машины безопасности пелотон замедляется, и сделал все наоборот. В итоге его Williams застыл у отбойника со сломанной подвеской. Кстати, позднее возглавлявший пелотон Шумахер извинился перед юным англичанином за этот маневр, взяв вину на себя.
Парой кругов позже выбыл из борьбы Жак Вильнев — отказала электроника. После блестящей квалификации канадец занимал в гонке третью позицию, но вновь технические проблемы не позволили ему добиться достойного результата. Следующей жертвой, сразу вслед за Вильневом, пал Ник Хайдфельд, не удержавший машину все в той же злополучной второй шикане. Немец был последним сошедшим с трассы.
Лидеры, Шумахер и Хаккинен, шли все быстрее, причем финн понемногу, но постоянно проигрывал немцу, что не мешало обоим с каждым кругом увеличивать отрыв от остальных преследователей.
А их неожиданно собралось немало. После того, как большая часть лидеров ушла со сцены, инициативу перехватили пилоты, которые редко играют на первых ролях, и обнаружилось, что эти парни тоже чего-то стоят. Ярко выступил Рикардо Зонта: тактика с двумя пит-стопами позволила ему попасть в очки, а в гонке совершить ряд эффектных обгонов. То же можно сказать и о Йосе Ферстаппене, который, хоть проехал, по сравнению с Зонтой, куда более спокойно, но зато добрался до четвертого места.
А вот Алекс Вурц попал, казалось бы, в проигрышное положение — Зонта на более быстрой машине добрую половину гонки маячил у него в зеркалах, но австриец продемонстрировал крепкие нервы и умение ехать безошибочно, отбивая яростные атаки соперника.
Вообще же, над словами Джованни Аньели стоит всерьез задуматься не только руководству Ferrari, но и хозяевам большинства других команд: их вторые пилоты в Монце наглядно показали, на что они способны без сдерживающих факторов.
К пит-стопам Хаккинен отставал от Шумахера уже более чем на 10 секунд и явно был не в состоянии выдерживать темп немца. Но после дозаправок картина изменилась, и финн принялся наверстывать упущенное. Его McLaren с каждым кругом мчался все быстрее, и расстояние между ним и Ferrari Шумахера таяло на глазах. Но дистанция оказалась недостаточной для финишного спурта. Хотя отрыв к последнему кругу составлял всего около трех секунд, на результат это не повлияло — Хаккинен финишировал вторым.
Тиффози торжествовали — на трассе творилось нечто невообразимое. Михаэль Шумахер, приведя Ferrari к победному финишу и завоевав здесь третью победу, сотворил для них маленькое чудо. Правда, за кадром осталось то, какой ценой это ему далось. Колоссальное напряжение, чудовищный прессинг — все это нашло выход на пресс-конференции, когда вместо ответа на вопрос: «Что значит для вас 41-я победа, ведь теперь вы сравнялись с Айртоном Сенной?» — Михаэль смог выдавить из себя только: «Очень много...» После этих слов всегда контролирующий себя двукратный чемпион мира заплакал, и в течение нескольких минут его брат Ральф и соперник Мика Хаккинен не могли успокоить победителя...
Как бы там ни было, но победа осталась за Михаэлем. Сам он позже сказал: «Хотя я отстаю на два очка, но мы смогли вернуться на победный путь». Удастся ли Шумахеру и его ликовавшей в Монце команде не сойти с этого славного пути, станет известно уже совсем скоро, ведь до финала чемпионата осталось всего три гонки. Три заокеанские гонки и два очка разрыва — после Монцы Формула-1 покидает Европу, и чемпионат, можно сказать, начинается заново.
1 | Михаэль Шумахер | Ferrari | 53 | 1:27'31.638 | ||
2 | Мика Хаккинен | McLaren | 53 | 1:27'35.448 | ||
3 | Ральф Шумахер | Williams | 53 | 1:28'24.070 | ||
4 | Йос Ферстаппен | Arrows | 53 | 1:28'31.576 | ||
5 | Александр Вурц | Benetton | 53 | 1:28'39.064 | ||
6 | Рикардо Зонта | BAR | 53 | 1:28'40.931 | Прокол / пит-стоп | |
7 | Мика Сало | Sauber | 52 | 1:27'36.486 | Столкновение с Эрвайном на старте | |
8 | Педро-Паулу Диниц | Sauber | 52 | 1:27'42.359 | Столкновение с Эрвайном на старте | |
9 | Марк Жене | Minardi | 52 | 1:27'48.796 | ||
10 | Гастон Маццакане | Minardi | 52 | 1:28'05.645 | ||
11 | Джанкарло Физикелла | Benetton | 52 | 1:28'31.870 | ||
12 | Жан Алези | Prost | 51 | 1:27'52.710 | ||
нф | Ник Хайдфельд | Prost | 15 | 32'34.945 | Двигатель / разворот | |
нф | Жак Вильнёв | BAR | 14 | 30'56.074 | Электрика | |
нф | Дженсон Баттон | Williams | 10 | 24'05.583 | Разворот | |
нф | Джонни Херберт | Jaguar | 1 | 4'18.026 | Массовое столкновение | |
нф | Дэвид Култард | McLaren | 0 | Массовое столкновение | ||
нф | Рубенс Баррикелло | Ferrari | 0 | Массовое столкновение | ||
нф | Ярно Трулли | Jordan | 0 | Массовое столкновение | ||
нф | Хайнц-Харальд Френтцен | Jordan | 0 | Массовое столкновение / колесом убит пожарный | ||
нф | Педро де ла Роcа | Arrows | 0 | Массовое столкновение | ||
нф | Эдди Эрвайн | Jaguar | 0 | Столкновение с Сало и Диницем / передняя подвеска |
Т. КОЛЕСНИКОВА
Журнал АвтоРевю №18 2000г.