15-2000г. Гран-При США
Все вышло как нельзя лучше. Американцы, заполнившие трибуны «Старой кирпичницы», получили возможность от души помахать алыми флагами — Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло заняли в гонке два первых места! Мика Хаккинен сошел с дистанции и очков не получил.
Т еперь шансы Шумахера на победу в чемпионате выглядят куда более реальными. Преимущество в очках предоставляет ему возможность в двух оставшихся гонках не сражаться с Хаккиненом за победу, а лишь дважды занять вторые места — и тогда чемпионское звание у него в кармане! Психологический перевес также на его стороне — кризис в Ferrari, о котором столько говорили, закончился. И во многом именно благодаря усилиям Шумахера, победившего и в Монце, и на «Старой кирпичнице».
Усилия Михаэля в Индианаполисе выглядели вдвойне героическими, потому что Хаккинен и Култхард под влиянием чрезвычайности ситуации наконец-то наладили эффективное взаимодействие. В полной мере это проявилось на квалификации. Дело в том, что трасса, построенная американцами для Формулы-1, состоит из двух неравноценных участков. Стартовая прямая и вираж перед ней (здесь дистанция проходит по историческому треку) позволяют болидам довольно долго развивать максимальную скорость. А «европейская» часть, сооруженная специально для Формулы, изобилует медленными поворотами. В двух из них скорость падает до 80 км/ч! Здесь эффективна «медленная» настройка машины, обеспечивающая максимальную прижимную силу. Но когда такой болид с поставленными чуть ли не вертикально антикрыльями выберется на «американскую» часть трассы, высокой скорости он не покажет. Следовательно, гонщикам и инженерам команд приходилось искать компромисс. Или придумывать некие тактические сюрпризы — вроде того трюка, что исполнили пилоты МакЛарена.
Болид Култхарда на квалификации был явно с «медленными» настройками, а на скоростной части трассы роль буксира для него должен был сыграть Хаккинен. За две минуты до окончания квалификации Мика разогнался на последнем вираже перед стартовой прямой, а болид Култхарда повис прямо за машиной Хаккинена в «воздушном мешке». А когда «тандем» приблизился к концу скоростного участка, Дэвид выскочил из-за «тральщика» и помчался атаковать виражи «европейской» части трассы.
Правда, чтобы опередить Шумахера, Култхарду надо было бы воспользоваться помощью партнера по команде еще раз. Но когда Дэвид вновь оказался на подходе к длинному прямику, Хаккинен был уже позади. Правда, с четвертого места на второе Култхард все-таки переместился.
Кстати, после квалификации Михаэль Шумахер признался, что идея использовать партнера для разгона до максимальной скорости тоже приходила ему в голову. Но воплотить ее в жизнь пилотам Скудерии не удалось, хотя пару раз Шумахер и Баррикелло выезжали на трассу вместе. Впрочем, Михаэль и без этого проехал квалификацию лучше всех.
Почему Хаккинен разгонял Култхарда, а не наоборот? Возможно, в команде хотели, чтобы Мика стартовал со второй линии, — из-за особенности покрытия трассы в Индианаполисе. Дело в том, что вблизи от стартовой линии расположена мемориальная полоска из кирпичей, которыми когда-то был выложен весь трек в Индианаполисе. И те, кто стартует с первой линии, попадают колесами на кирпичи, еще не разогнавшись как следует, что может вызвать пробуксовку. Впрочем, к моменту старта гонки организаторы исправили ситуацию, отодвинув стартовые места подальше от местной «достопримечательности».
Култхард стартовал резвее остальных и оказался впереди Шумахера. Правда, невооруженным глазом было видно: это фальстарт, — что подтвердила и бесстрастная электроника. Значит, Дэвиду предстояло заезжать на штрафную остановку. А в Индианаполисе очень неудобный заезд в боксы, который отнимает много времени (несмотря на повышение разрешенной на пит-лейне скорости до 120 км/ч). Это значило, что возглавлявший гонку Култхард скоро выпадет из группы лидеров и вряд ли сможет в нее вернуться.
В этой ситуации Дэвид исполнил максимально полезную для команды роль — попытался притормозить Михаэля Шумахера, который довольно скоро повис на хвосте у МакЛарена. К Михаэлю, в свою очередь, сзади подобрался Хаккинен. Но долго сдерживать Шумахера шотландцу не удалось. И немец вышел-таки на оперативный простор, сумев не дать активному Хаккинену обогнать себя.
Кстати, гонка начиналась на влажной от недавнего дождя трассе, и поэтому почти все гонщики, кроме Джонни Херберта, стартовали на дождевых шинах. Но стоило покрытию чуть просохнуть, как все заторопились в боксы для смены покрышек. Ведь еще свежа была в памяти гонка в Спа, когда в похожей ситуации те гонщики, которые рискнули и переобулись в «псевдослики» первыми, получили над более осторожными колоссальное преимущество. А в этот раз на дождевых покрышках задержался... лишь лидер гонки Михаэль Шумахер! И, вопреки ожиданиям, из-за этого не проиграл, а, наоборот, выиграл.
В итоге Михаэль получил над преследовавшим его Хаккиненом солидное преимущество, которое финн попытался ликвидировать героическими усилиями. Он с каждым кругом сокращал отрыв от Шумахера, и на трассе могла завязаться увлекательная борьба между двумя лидерами чемпионата. Увы, Мика не учел, что даже надежнейший мотор Mercedes может не выдержать напряженной работы на быстрой части трассы. Именно во время выезда на скоростную прямую двигатель его машины загорелся, и Мика выбыл из борьбы.
Остальное было для Шумахера делом техники. Не подпустив к себе близко никого из преследователей, Михаэль победил. И хотя в заключительной части гонки Шумахер на мгновение утратил бдительность и его болид развернуло, это не помешало Михаэлю приехать к финишу первым.
На второй ступеньке подиума рядом с лидером своей команды стоял Рубенс Баррикелло. Но в гонке Шумахер сражался со своими соперниками в одиночку, не рассчитывая на помощь Баррикелло, — тот был далеко позади. Так что победу над слаженным дуэтом «серебристых» Михаэль завоевал, опровергнув поговорку «Один в поле не воин».
Впрочем, за спиной Шумахера была мощная команда, подготовившая для него отличный автомобиль с надежным двигателем и отменно руководившая Михаэлем в гонке (в частности, правильно выбравшая момент первого пит-стопа). И для Михаэля теперь очень важно ощущать за собой силу, которая позволяет действовать без оглядки на собственные тылы и побеждать, реализуя весь свой потенциал. Ведь впереди — две заключительные гонки чемпионата, которые теперь могут принести Шумахеру еще одно чемпионское звание.
Для DC гонка оказалась испорчена фальшстартом | Трулли первым выбыл из гонки |
Отказ пневматики вынудил сойти Шумахера младшего | Победный дубль Ferrari |
1 | Михаэль Шумахер | Ferrari | 73 | 1:36'30.883 | Разворот | |
2 | Рубенс Баррикелло | Ferrari | 73 | 1:36'43.001 | ||
3 | Хайнц-Харальд Френтцен | Jordan | 73 | 1:36'48.251 | ||
4 | Жак Вильнёв | BAR | 73 | 1:36'48.819 | ||
5 | Дэвид Култард | McLaren | 73 | 1:36'59.696 | ||
6 | Рикардо Зонта | BAR | 73 | 1:37'22.577 | ||
7 | Эдди Эрвайн | Jaguar | 73 | 1:37'41.998 | ||
8 | Педро-Паулу Диниц | Sauber | 72 | 1:36'31.504 | Пит-стоп / управление | |
9 | Ник Хайдфельд | Prost | 72 | 1:36'37.315 | ||
10 | Александр Вурц | Benetton | 72 | 1:36'38.738 | ||
11 | Джонни Херберт | Jaguar | 72 | 1:36'39.931 | ||
12 | Марк Жене | Minardi | 72 | 1:37'04.645 | ||
нф | Жан Алези | Prost | 64 | 1:26'21.573 | Двигатель / разворот | |
нф | Гастон Маццакане | Minardi | 59 | 1:20'38.229 | Двигатель | |
нф | Ральф Шумахер | Williams | 58 | 1:19'14.091 | Пневматический клапан | |
нф | Педро де ла Роcа | Arrows | 45 | 1:01'55.596 | Коробка передач | |
нф | Джанкарло Физикелла | Benetton | 44 | 1:01'14.773 | Двигатель | |
нф | Йос Ферстаппен | Arrows | 34 | 46'47.989 | Тормоза / авария | |
нф | Мика Хаккинен | McLaren | 25 | 34'50.223 | Двигатель | |
нф | Мика Сало | Sauber | 18 | 26'29.274 | Разворот | |
нф | Дженсон Баттон | Williams | 14 | 20'43.328 | Столкновение c Трулли / прокол / пит-стоп / двигатель | |
нф | Ярно Трулли | Jordan | 12 | 19'00.166 | Столкновение c Баттоном / прокол / пит-стоп |
С. ИВАНОВ
Журнал АвтоРевю №19 2000г.