16-2000г. Гран-При Японии
Формула-1 в этом сезоне особенно похожа на колесо фортуны, которое то возносит пилотов на вершину успеха, то безжалостно сбрасывает вниз... Вспомните, как доминировал в начале сезона Шумахер, в то время как у Хаккинена все шло наперекосяк. Но потом колесо фортуны сделало оборот — и вот уже Михаэль допускает одну ошибку за другой, а Мика переламывает ход борьбы в свою пользу. Еще один поворот колеса — и все усилия Хаккинена идут прахом, когда в Америке немецкие мотористы умудряются проглядеть бракованную деталь в двигателе его машины...
Взрыв мотора Mercedes на Гран При США кардинально изменил расклад сил в чемпионате. В Японию приехал уже не тот, «летний», Шумахер — растерянный, подавленный, потерявший инициативу в гонке за титул, — а уверенный в себе лидер чемпионата, поймавший кураж в Монце и удачу в Индианаполисе. А вот Хаккинену теперь требовалось во что бы то ни стало побеждать в обеих гонках. Но и этого было мало! При отрыве в 8 очков даже два вторых места гарантировали Михаэлю титул. В стане «серебристых» перед Японией еще храбрились, но в душе уже понимали, что для них ситуация в чемпионате близка к катастрофе. Ferrari, напротив, приехала в Японию в боевом настроении. Крепко схватив в Америке удачу за хвост, «алые» не собирались упускать ее.
Первый, психологический, удар Скудерия попыталась нанести своим противникам еще в четверг, когда Шумахер и Хаккинен встретились на пресс-конференции. Немец немедленно пошел в атаку, демонстрируя журналистам незыблемую уверенность в том, что обязательно завоюет титул уже на Сузуке. Но Хаккинен, боец жесткий и стойкий, явно не собирался сдаваться раньше времени. Словесная дуэль, приправленная с обеих сторон шуточками на тему финиша в гравии, окончилась вничью.
Но у Михаэля и его команды в запасе было оружие посильнее острых слов — потрясающая готовность автомобиля. Даже землетрясение, случившееся в пятницу на Сузуке, не стало помехой для демонстрации силы, устроенной Ferrari. Секунды, показанные Шумахером на первых тренировках, завораживали. Хаккинен долго штурмовал результат немца, но победа в этом раунде осталась за Шумахером, и разрыв в 0,6 с вряд ли поднял настроение команде из Уокинга.
В субботу квалификационные заезды на Сузуке стартовали лениво, как бы нехотя. Никто из пилотов не рвался работать «пылесосом», и минут десять зрителям пришлось любоваться на пустую полосу асфальта. Кто бы мог подумать, что так начинается самая блистательная и захватывающая квалификация года — из тех, о которых поклонники Формулы-1 потом слагают легенды...
Первым из серьезных фигур на трассу выехал Дэвид Култхард, легко взявший промежуточный поул — 1.36,633 с. Но держался этот результат лишь до выхода на арену истинных «тяжеловесов» — Шумахера и Хаккинена. Они появились на трассе почти одновременно — сначала на первый быстрый круг умчался алый болид Шумахера, а меньше чем через минуту вслед за ним скользнула «серебряная стрела» Хаккинена. Дальнейшее по красоте и филигранности напоминало поединок фехтовальщиков — укол, еще укол, ответная атака! Дуэлянты снова и снова сменяли друг друга на трассе, отыгрывая сотые и тысячные, — промежуточный поул переходил от Михаэля к Мике и обратно. Фантастическая по красоте схватка равных соперников на равных машинах, ибо Мика со своими инженерами снова умудрился за ночь свести на нет пятничное преимущество Ferrari. Однако фортуна в этот уик-энд все-таки была на стороне Шумахера — в четвертой попытке Мика чуть замешкался на выходе из последнего поворота, и цена поул-позиции немца составила всего 0,009 с!
Впрочем, переоценивать значение поула на Сузуке вряд ли стоило — оба претендента хорошо помнили, что и в 98-м, и в 99-м они стояли здесь в том же порядке, но оба раза гонку выигрывал Хаккинен. Так что шансы на победу, а значит, и на продолжение борьбы за титул, у финна были.
...Для Мики старт Гран При Японии начался с тяжелого шока. Когда до него уже оставались считанные секунды, в зеркалах заднего вида финн увидел струйку дыма, поднимающуюся над его машиной, — в голове мелькнула страшная мысль, что это снова горит мотор и что гонка закончится, не начавшись... Но переживать было некогда — уже гас последний глаз светофора.
И все же старт выиграл именно Хаккинен. У него просто не было иного выбора! Ведь старт на Сузуке — половина дела. Извилистая трасса не дает простора для обгонов, гонки здесь носят тактический характер. Замешкавшийся Шумахер, обнаружив финна рядом с собой, попытался резко перекрыть ему траекторию, но не учел ширину «полосы разгона» пит-лейна. Хаккинен бросил свой McLaren вправо — и, оставив Ferrari за спиной, первым нырнул в First Curve...
Наверное, придись эта гонка на начало сезона, ее бы назвали скучной. Ведь после стартовой схватки между Хаккиненом и Шумахером на трассе больше ничего не происходило — ни «живых» обгонов, ни борьбы колесо в колесо. Серебристая и алая машины просто следовали друг за другом, будто привязанные, то чуть отдаляясь, то снова сближаясь. Но цена этой гонки была слишком высока, чтобы скучать...
Очень скоро стало ясно, что на этот раз силы претендентов и их техники равны. Хотя пилоты шли в невероятном темпе и на пределе возможностей машин (пропасть между ними и всем остальным пелотоном стремительно росла), Шумахер не мог приблизиться к Хаккинену на дистанцию атаки, а финн был не в состоянии оторваться от немца.
На трассе воцарилось хрупкое равновесие. На этот раз ни ошибки, ни технические сбои не вмешивались в ход поединка, а круговые буквально бросались врассыпную, едва заметив серо-красную «связку». Судьбе гонки и титула предстояло решиться не в очной борьбе, а в боксах. Пришла очередь вступить в бой командам: механикам на пит-лейне, стратегам и тактикам на капитанских мостиках...
И вот тут-то равновесие оказалось непоправимо нарушенным! Прав был ветеран Ф1 Джонни Херберт, сказавший перед Сузукой: «Если Михаэль Шумахер все-таки выиграет этот чемпионат, благодарить за это нужно будет не столько его, сколько Росса Брауна». Конечно, Михаэль, за исключением неудачного старта, был в этой гонке безупречен. Но в итоге не мастерство пилота, а технический директор Ferrari и вымуштрованные им до автоматизма механики склонили чашу весов в сторону Скудерии. Проведя блестящую тактическую комбинацию, команда Ferrari нанесла своим соперникам смертельный удар.
...Первый пит-стоп на 22-м круге для McLaren прошел спокойно — Хаккинену удалось вернуться на трассу впереди немца, отправившегося в боксы через круг. Но ко второй дозаправке на 37-м круге (Хаккинена снова зазвали на нее первым) Михаэль сумел ближе подобраться к финну, а на асфальт все чаще стали падать крупные капли дождя... Несправедливо было бы сказать, что во второй раз McLaren сработал плохо — все было в пределах нормы. Но для того, чтобы победить в этот день, не только Хаккинену, но и всем в команде надо было прыгнуть выше головы — а этого не случилось.
И тогда Росс Браун сделал рискованный ход, который в итоге похоронил все надежды команды из Уокинга. Он оставил своего подопечного на трассе до 40-го круга!
В тот момент судьба гонки висела на волоске — ведь покрышки на машине Михаэля были порядком изношены, и круговых на его пути хватало. Но за этой рискованной игрой стоял ювелирный расчет. Браун сумел безошибочно просчитать все — усиливающийся дождь, скользящий на мокрой трассе свежий псевдослик Хаккинена, траффик на пути у финна, возможности Михаэля и собственных механиков...
Риск оправдал себя: с пустыми баками, на прикатанной резине Шумахер шел по влажной трассе быстрее Хаккинена. Во время пит-стопа немца механики Ferrari выиграли еще 1,6 с — и Шумахер вернулся на трассу на 4 с лишним секунды раньше Мики! Хаккинен тут же бросился в погоню и, рискуя сверх всякой меры, на последнем круге все-таки настиг Михаэля, но для McLaren все было кончено именно в тот момент...
...Ferrari и McLaren пересекли финишную черту Гран При Японии вплотную друг за другом — всего 1,8 секунды принесли Михаэлю Шумахеру третий чемпионский титул. Но команда McLaren сколько угодно может ссылаться на невезение. Все-таки везет сильнейшему. Фортуна — не Фемида, у нее нет на глазах повязки. И за три года соперничества двух команд она видела то же, что видели все мы: как Ferrari часто действовала слаженнее и изобретательнее, чем McLaren. Как в Маранелло старательно учились на собственных ошибках, а в Уокинге снова и снова наступали на одни и те же грабли. Как в кризисных ситуациях англичане предпочитали перестраховаться, а итальянцы шли на риск — и побеждали!
Сузука не пожелала ломать традицию и вновь назвала нам имя очередного короля Формулы-1. Ее вердикт, быть может, не слишком милосерден по отношению к Хаккинену (он-то как раз сделал все и даже больше, чтобы победить), но справедливость его трудно оспорить. Формула-1 — командная игра, а тандем Шумахер-Ferrari за пять лет борьбы превратился в почти идеальную команду, работающую как часы. В целом, Михаэль блестяще провел этот сезон, но в те моменты, когда ему бывало трудно, он всегда ощущал за спиной прочные тылы. А Хаккинен как в этом, так и в прошлом году слишком часто оставался один на один с соперниками. Для чемпионской команды McLaren Mercedes допустил слишком много непростительных ошибок. Строго говоря, они проиграли титул еще в Индианаполисе...
Четвертое место Рубенса Баррикелло на Сузуке позволило итальянской команде стать почти недосягаемой и в Кубке конструкторов. Скорее всего, Малайзия принесет Ferrari почетный дубль. И это тоже будет справедливо. Ибо Скудерия действительно заслужила эту награду. А вот в Уокинге этой зимой предстоит много над чем подумать...
Первое слово в гонке было за Хаккиненом | В тактике пит-стопов Скудерия снова оказалась искуснее |
1 | Михаэль Шумахер | Ferrari | 53 | 1:29'53.435 | ||
2 | Мика Хаккинен | McLaren | 53 | 1:29'55.272 | ||
3 | Дэвид Култард | McLaren | 53 | 1:31'03.349 | ||
4 | Рубенс Баррикелло | Ferrari | 53 | 1:31'12.626 | ||
5 | Дженсон Баттон | Williams | 53 | 1:31'19.129 | ||
6 | Жак Вильнёв | BAR | 52 | 1:30'01.652 | ||
7 | Джонни Херберт | Jaguar | 52 | 1:30'02.565 | ||
8 | Эдди Эрвайн | Jaguar | 52 | 1:30'04.127 | ||
9 | Рикардо Зонта | BAR | 52 | 1:30'46.202 | ||
10 | Мика Сало | Sauber | 52 | 1:31'08.846 | ||
11 | Педро-Паулу Диниц | Sauber | 52 | 1:31'15.646 | ||
12 | Педро де ла Роcа | Arrows | 52 | 1:31'16.830 | ||
13 | Ярно Трулли | Jordan | 52 | 1:31'20.279 | ||
14 | Джанкарло Физикелла | Benetton | 52 | 1:31'20.802 | ||
15 | Гастон Маццакане | Minardi | 51 | 1:31'31.651 | ||
нф | Марк Жене | Minardi | 46 | 1:21'13.079 | Двигатель | |
нф | Ральф Шумахер | Williams | 41 | 1:10'35.426 | Разворот | |
нф | Ник Хайдфельд | Prost | 41 | 1:14'00.254 | Подвеска | |
нф | Александр Вурц | Benetton | 37 | 1:05'30.131 | Разворот | |
нф | Хайнц-Харальд Френтцен | Jordan | 29 | 49'59.329 | Гидравлика / коробка передач | |
нф | Жан Алези | Prost | 19 | 32'52.790 | Двигатель | |
нф | Йос Ферстаппен | Arrows | 9 | 16'03.864 | Электрика / коробка передач |
К. ОСПИННИКОВА
Журнал АвтоРевю №20 2000г.