03-1952г. Гран-При Бельгии
С возвышенности за плоским поворотом после стартовой прямой, изображённой на фотографии, открывается великолепный вид, подобного не найдёшь не на одной из европейских трасс. Когда я стоял там, наверху, и смотрел на пять 4-цилиндровых Ferrari из Италии, пять Gordini из Франции, пять HWM, три Cooper и по одной ERA, Frazer-Nash и Aston-Butterworth из Англии, поднимающихся в гору, то меня охватила печаль при виде тех, кто плёлся в хвосте: немецкая техника в этом Гран При Европы была представлена потрёпанной Veritas-Meteor Легата, которая на весомом расстоянии следовала за остальными. Конечно, ему было нечего ловить, но все-таки машина продержалась 500-километровую дистанцию; хотя бы этому можно радоваться. Другие страны Европы, а именно Италия, Франция и Англия могут с полным правом гордится своими представителями. Ferrari доминируют по-прежнему. Победа 4-цилиндровых красных машин ни разу не подверглась опасности. Французские новые Gordini с их стремительно становящимся асом Берой, вели на протяжении одного круга перед Ferrari, но эта быстрая трасса никогда не была их вотчиной. Кроме того, устойчивость новой модели при движении нуждается в улучшении, ее передние колеса опасно «танцуют», когда машина с ускорением выходит из поворота. Бера, после того как Аскари и Фарина далеко от него оторвались, провел жаркую дуэль с Таруффи, третьим итальянцем, - их машины соприкоснулись и вылетели в «зелёнку», и таким образом, и из гонки, оба водителя не пострадали. Но третье место Манзона, на второй заводской Gordini, не подверглось никакой опасности. Следует обратить внимание на все увеличивающееся значение англичан. Их HWM с 4-цилиндровым мотором Alta, которые стоит воспринимать совершенно серьёзно, были сегодня побиты английской версией BMW - Bristol. Cooper и Frazer-Nash устанавливают эти моторы на свои ультралегкие шасси и неплохо на них едут. Впервые после долгого отсутствия присутствовала ERA, - в виде двухместного прототипа со Стирлингом Моссом за рулём. Если вы посмотрите на прилагающуюся фотографию, то можете увидеть, что за 300 метров после старта среди первых 7 из 22 участников находятся не менее чем четыре этих версии BMW и при этом неплохо разгоняются! Мы в Германии тоже занимались этим мотором на протяжении многих лет, но я не знаю никого, кому бы удалось выжать из него больше 125 л.с. при минимальной надёжности. Англичане занимаются тоже тем же самым, но похоже каким-то особенным образом, так как их Bristol-BMW настолько быстры, что могут с лёгкостью держаться наравне с 150-сильными HWM и частными Ferrari, которые выдают 160 и больше лошадей, и при этом не ломаются.
Однако некоторые гонщики ещё быстрее, чем их машины: Стирлинг Мосс уже на 5 круге вылетел при обгоне в кювет, с Кеном Вартоном приключилось то же самое в середине гонки, когда он боролся с коллегой по конюшне Хоторном. А этот самый Хоторн, что, кстати, по-немецки означает «боярышник», постепенно превращается в выдающийся гоночный талант, которому можно смело предсказать большое будущее. При этом он в свои 23 года похож на толстощёкого сына деревенского священника, но при этом имеет достаточно воодушевления, чтобы на своём маленьком Cooper занять второе место - как позади Гонзалеса в гонке свободной формулы в Гудвуде, так и позади Таруффи и впереди Розье в Ulster-Trophy, при том, что оба последних ехали на 4,5-литровых Ferrari. Если посмотреть правде в глаза, то существуют так мало действительно первоклассных гонщиков, что необходимо упомянуть еще одного бельгийца по имени Поль Фрие. Будучи гостевым гонщиком HWM, он наголову разбил своих четырёх коллег по команде и занял достойное пятое место позади Аскари, Фарины, Манзона и Хоторна.
Во время Гран При Европы шёл беспрерывный дождь. А трасса Спа с её змеевидными поворотами в такой обстановке крайне опасна. Оба лидера Ferrari остерегались слишком много рисковать. Но те из идущих позади них, кто хотел пробиться вперёд, должны были это делать. Если вообще возможно по результатам одной гонки составить полную картину, то мне придётся оценить добродушного Аскари выше, чем экс-чемпиона мира Фарину. Последний по-прежнему входит в мировую элиту и очень быстр, но просто чувствуешь, скольких усилий ему это стоит. В то время как привыкший к победам Альберто Аскари сидит за рулём с неким "пивным" спокойствием. Расстояние между Фариной и Аскари все увеличивалось, и в конце составило около 2 минут. Именно эти 2 минуты на дистанции в 509 км и протоколируют разницу между простым «дитем природы» и «сложным интеллектуалом». То же самое относиться и к другому доктору в команде Ferrari - седому как лунь Таруффи.
Одну вещь показал этот 13-й Гран При Европы со всей очевидностью: европейские Гран При могут быть такими же напряженными и захватывающими - как в старые времена - только если в них будут участвовать кроме частников и маленьких команд, минимум, две большие фирмы. Только тогда мы снова испытаем такой накал борьбы как раньше, если Alfa Romeo и Mercedes-Benz снова вмешаются в борьбу за вершину автоспорта. В обоих лагерях идут приготовления, и ещё в третьем, о котором пока мало кто знает.
1 | Альберто Аскари | Ferrari | 36 | 3:03'46.3 | ||
2 | Нино Фарина | Ferrari | 36 | 3:05'41.5 | ||
3 | Робер Манзон | Gordini | 36 | 3:08'14.7 | ||
4 | Майк Хоторн | Cooper | 35 | 2 пит-стопа / утечка топлива | ||
5 | Поль Фрер | HWM | 34 | |||
6 | Алан Браун | Cooper | 34 | |||
7 | Шарль де Торнако | Ferrari | 33 | |||
8 | Джонни Клэз | Gordini | 33 | |||
9 | Эрик Брэндон | Cooper | 33 | |||
10 | Принц Бира | Simca-Gordini | 32 | |||
11 | Лэнс Маклин | HWM | 32 | |||
12 | Роже Лоран | HWM | 32 | |||
13 | Артур Лега | Veritas | 31 | |||
14 | Роберт О'Брайен | Simca-Gordini | 30 | |||
15 | Тони Гейз | HWM | 30 | |||
нф | Робин Монтгомери-Черрингтон | Aston | 17 | Перебои в зажигании | ||
нф | Жан Бера | Gordini | 13 | Удар в развернувшегося Таруффи | ||
нф | Пьеро Таруффи | Ferrari | 13 | Разворот / удар от Бера | ||
нф | Кен Уортон | Frazer-Nash | 10 | Авария | ||
нф | Луи Розье | Ferrari | 6 | Трансмиссия | ||
нф | Питер Коллинз | HWM | 3 | Ведущий вал | ||
нф | Стирлинг Мосс | ERA | 0 | Поршневой палец / авария |
Перевод и набор: Вадим Русов
«Auto, Motor und Sport», 14/1952.