Незачетный Гран-При ля Боле 1952 года
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

1952г. - Незачетный Гран-При ля Боле

1952г. - Незачетный Гран-При ля Боле

Подобно последнему аккорду музыкального произведения, в котором еще раз звучат все его вариации, и в последнем из восьми этапов Grand Prix de France, прошедшем 24 августа на трассе ла Боль на западном побережье Франции, повторились все те малорадостные события, которые были характерны для предыдущих семи этапов. Местом проведения гонки не была выбрана та трасса вдоль Кайбульвара (Quaiboulevard), знаменитого французского морского курорта, которая до 1939 года почти ежегодно принимала международные автогонки. Вместо этого путём соединения нескольких дорог общего пользования возник новый трек длиной 4,28 км вокруг аэродрома Эспуляк (Espoulac). По качеству поверхности он более-менее соответствует требованиям, но в то же время слишком узок, так что соперников пришлось выстроить на старте всего по два в ряд. В этом несколько растянутом пелетоне можно было видеть как три конюшни Италии (Ferrari - с Аскари, Фариной и Виллорези), Франции (Gordini - с Манзоном, Берой и Тринтиньяном) и Англии (HWM - с Маклином, Коллизом и Жиру-Кабанту), так и представителей частных команд. Граффенрид на своей 4-цилиндровой Maserati, южноамериканца Креспо на 6-цилиндровой Maserati и Клаеса из Ecurie Belge на своей старой Gordini. Список дополнили частники: два Cooper-Bristol с Брэндоном и Брауном, затем еще Розье на 4-цилиндровой Ferrari, Уайтхед на 2-литровой Alta, Шелл на Gordini и Байоль на своей стильной OSCA, которую он впервые показал в Коминже. Также прибыл и третий гонщик Cooper-Bristol Арди Брайд, но у него еще на тренировке сломался распределительный вал, и его ремонт не удалось завершить до начала гонки.
С самого старта Аскари привычно вырвался вперед и начал задавать темп примерно в 125-126 км/ч, что примерно соответствует показанному на тренировке и вне досягаемости для большинства соперников. Пелетон растянулся быстрее, чем ожидалось, и уже через четверть часа начались первые обгоны на круг. Еще быстрее, благодаря одной луже масла и многочисленным моторным дефектам, редели ряды участников. На вышеуказанном масляном пятне, которое приписывают Alta Уайтхеда и, чтобы убрать которое, организаторы не пошевелили и пальцем, уже на втором круге поскользнулся Манзон. Его болид развернуло вокруг своей оси, и он превратился в отбойник для Фарины, который не успел вовремя затормозить. Позже на том же месте развернуло еще нескольких соперников, например, Байоля и Маклина, но со значительно менее тяжёлыми последствиями. Манзону же пришлось отправиться в госпиталь, а «доктор» с озлобленным выражением лица продолжил наблюдать за гонкой из боксов. Право же, смотреть больше было не на что. За первый час в расположении Аскари - Виллорези - Тринтиньян - Бера - Байоль - Маклин - Коллинз - Розье изменилось только положение Байоля, который уже в течение 7 круга сильно отстал и после долгого пребывания в боксах - и со значительно лучше работающими тормозами - продолжил гонку на 11 месте. В этот период далеко позади со сгоревшими моторами выбыли Уайтхед и Граффенрид. Еще несколькими кругами позже (27 круг) у Gordini Шелла отлетело заднее колесо (сломалась ось) и американцу пришлось провести остаток гонки в боксах. Где-то к середине трёхчасовой гонки полетел дифференциал у Тринтиньяна. После того как Аскари отбил последнюю атаку Виллорези, в течение которой последний выдал лучший круг гонки со 127,3 км/ч, он постепенно сбавил темп. После того как развернуло Маклина и ему не удалось запустить мотор без чужой помощи, в гонке установилась последовательность Аскари - Виллорези - Бера - Розье, которая сохранилась почти до конца. Однако на 62 круге забастовал дифференциал на Gordini Беры и, таким образом, к крайнему разочарованию 30.000 зрителей, выбыл последний заводской гонщик французской команды. К концу 3 часа на трассе остались 10 из 18 участников. Аскари завоевал своей победой пятую высшую награду французской серии и так вот конюшня из Маранелло заняла с 54, 26 и 22 очками первые три места в общем зачёте, получив не менее чем 3,5 миллиона франков призовых денег.

Результат:

1. Аскари (Ferrari), 371,3 км
2. Виллорези (Ferrari), 368 км
3. Розье (Ferrari)
4. Коллинз (HWM)
5. Жиру (HWM)
6. Креспо (Maserati)
7. Байоль (OSCA)

Перевод и набор: Вадим Русов

«Auto, Motor und Sport», 19/1952



Знаете ли Вы что...