Незачетный Гран-При Сиракуз 1954 года
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

1954г. - Незачетный Гран-При Сиракуз

1954г. - Незачетный Гран-При Сиракуз

Какими бы захватывающими не были экстремальные ситуации, которые иногда возникают по ходу гонки, они не могут продолжаться долго. В таких случаях есть только три возможности: либо один из гонщиков уступает, либо мотор отказывает, либо, наконец, кто-то вылетает. Я договорился о встрече с главным конструктором Ferrari Лампреди сразу после старта (на котором ему было необходимо присутствовать), в 300 метрах впереди трибун - там, где теперь левым поворотом на 90° заканчивается обрамленный стенами виражный отрезок сиракузской трассы.
Со старта вперёд вышел Хоторн на «старой» Ferrari, сразу за ним Гонзалес на новой и Маримон (Maserati). В 150 метрах за ними проехал Фарина. Вероятно, старый лис хотел сначала посмотреть, что будет происходить впереди него. Затем проследовали Тринтиньян, Манзон, Мантовани и бельгиец Лаурент. Тройка лидеров мчалась как отвязанная. Двумя кругами позже молодой «Пиноккио» Маримон на торможении обошел обоих гонщиков Ferrari. Последовавшая за тем погоня лидирующей группы стала типичным примером для вышеупомянутой экстремальной ситуации, так как уже на следующем круге Маримон проехал мимо в одиночестве. Облако черного дыма, поднявшееся позади апельсиновой рощи, позволило предположить что произошло.
В этом месте расположен довольно широкий левый поворот на 90 градусов, которым заканчивается длинная прямая. На выходе из этого поворота Маримон въехал в тюки сена и оставил позади себя плотное облако из этого материала. Практически ослепший Хоторн, которого на такой скорости, скорее всего, еще и занесло, ударился о стену, сначала слева, потом справа и вот уже всколыхнулось пламя. Несколькими метрами позади Хоторна мчался Гонзалес, которому было невозможно уклониться. И его машина мгновенно вспыхнула. Перед нашим прибытием Хоторн бросился на землю и катался в высокой траве, чтобы сбить пламя, которое уже нанесло ужасные ожоги. Теперь ему придётся минимум два месяца провести в больнице.
Когда туда прибыли мы, гонщики как раз должны были проехать мимо места аварии во второй раз. Но боковые бензобаки машины Гонзалеса были еще целы и могли каждую секунду взорваться. Поэтому мы крикнули комиссарам, что они должны остановить гонщиков, что они и сделали - как раз в тот момент, когда началось: пламя всколыхнулось на 30 метров в высоту и покрыло всю ширину трассы и еще часть луга. Первым перед этим адом остановился Маримон. Когда прибыл Фарина, огонь уже почти погас, поэтому он задержался только на несколько секунд и без лишних слов поехал дальше, переняв лидерство. За ним последовал Маримон, и только намного позже все остальные, которые тоже все до одного остановились.
Двумя кругами позже расстояние между Фариной и Маримоном составило около 25 секунд. «Пиннокио» ехал просто отлично: быстрые повороты в его духе, он чувствовал себя «как дома», и Maserati тоже вела себя безукоризненно. Постепенно отрыв становился все меньше, и невероятно спортивно настроенные сицилийцы восторженно радовались. Кроме того, Фарину однажды довольно сильно занесло и потерял несколько ценных секунд. Наконец, его мотор стал работать несколько неравномерно (внезапно стало холоднее). Таким образом, победа Маримона становилась все более вероятной. Но, начиная с 50-го круга стало слышно, что при переключении передач сцепление Maserati проскальзывает и, к сожалению, со временем все больше. Расстояние снова увеличилось до 35 секунд, и незадолго до финиша Маримон сошел. Вторым стал славный Тринтиньян, который незадолго после старта пережил опасный момент, когда на полной скорости под передние колеса его Ferrari попала собака. Третье место занял Монтовани, который безупречно провел свой первый Гран-при, четвертое - Манзон и пятое, с трудом протолкав свою машину к финишной линии, бельгиец Лаурент, все на Ferrari.
Гонка Фарины стала эталоном благоразумия, толковой тактики и гоночного мастерства: на первых кругах он только наблюдал за тем, что творила троица перед ним, однако без того, чтобы сильно увеличить отставание, и не вмешивался. Когда появилась возможность, он мгновенно вышел вперед, храбро оборонял свою позицию, когда его мотор забарахлил и, в конце концов, победил.
Вот такой в общих чертах была гонка в Сиракузах. Несмотря на малое количество участников, она стала очень интересной в техническом плане, так как стало ясно, что Maserati и Ferrari снова находятся в равновесии. Но чтобы закончить сравнение, надо посмотреть на обе машины на медленных или гористых трассах. Ferrari должна там иметь преимущество, тем более что у Maserati еще не готовы новейшие машины - более короткие и легкие. Как бы то ни было, в Сиракузах все выглядело по-другому, даже если окончательный результат может вызвать у читателя обратное впечатление.
Ferrari прибыли с двумя моделями, а именно - с 2,5-литровой 4-цилиндровой, которая является увеличенным вариантом (в том, что касается мотора) уже известной нам машины Формулы 2 и с новой машиной Формулы 1 с боковыми топливными баками. Ее уже показали в Монце в 1953 году, но тогда она участвовала в гонке в качестве тестируемой. От старой модели в этой машине сохранился только руль. Новая Ferrari, несомненно, обладает большей максимальной скоростью, в разгонных характеристиках обе машины примерно равны - несмотря на лучший вес на единицу мощности новой - так как у старой модели пока что лучше переключение скоростей. Наконец в том, что касается устойчивости на дороге при резком торможении, в Сиракузах было похоже на то, что в этой области старая машина лучше. Фарина и Гонзалес должны были участвовать в гонке на новых машинах, но затем Фарина сел за руль старой.
Вот наиболее важные технические характеристики обеих Ferrari: диаметр цилиндра 100 (94) мм, ход поршня 78 (90) мм, мощность 240 (235) л.с., 7500 (7000) об/мин, скорость поршня 19,5 (21) м/с, вес 580 (635) кг, вес на единицу мощности 2,4 (2,7) кг/л.с. Данные в скобках относятся к «старой» модели. Примечательно обстоятельство, что, несмотря на более высокие обороты, скорость поршня в новом моторе уменьшилась (из-за увеличенного диаметра цилиндра).
К сожалению, в стане Maserati отсутствовал Фанхио. Первый сюрприз появился уже на тренировке, когда лучшее время показал Маримон - с 2:2,2 мин. Гонзалес и Фарина на новых Ferrari показали соответственно 2:2,6 и 2:3,0. Маримон проехал свой лучший круг ближе к концу тренировки. Затем Фарина выехал еще раз, чтобы побить это время, но вернулся обратно на холостых оборотах, вероятно, из-за поломки мотора и в воскресенье стартовал на «старой» машине. Если бы Фанхио был там, то он бы улучшил время Маримона еще как минимум на одну секунду. Все это говорит о том, что на земле Сицилии победа Maserati не стала бы неожиданностью. То обстоятельство, что и в гонке лучший круг проехал Маримон, только укрепляет нас в этом убеждении.
Подводя итоги: наиболее надёжная и подходящая для всех трасс машина - это все еще «старая» Ferrari, конечно, с мотором в 2500 см3. Новая Ferrari значительно быстрее старой, но еще требует некоторых доделок и, несомненно, уже скоро станет лучшим «оружием» Маранелло. Maserati преследует Ferrari по пятам, а так как и в этой фирме не дремлют, следует рассчитывать на то, что равновесие продержится весь сезон 1954 года. Как следствие - обе фирмы вынуждены постоянно модернизировать свои машины, даже пока у них еще нет соперников из-за границы. При необходимости они будут во всеоружии.

Перевод и набор: Вадим Русов

«Auto, Motor und Sport», 9/1954 г.



Знаете ли Вы что...