Обзор сезона 1954года: Рождение серебрянных стрел.
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Обзор сезона 1954г.

Обзор сезона 1954г.

Гоночные команды были реструктурированы. Daimler-Benz получила Хуана Мануэля Фанхио и немцев Карла Клинга и Ханса Херрманна. Первое появление всех пугавших "серебряных стрел" последовало только 4 июля 1954 г. на Большом Призе Автомобильного клуба Франции в Реймсе, так что первые гонки Фанхио пришлось выступать по-прежнему на Maserati. Ferrari имела в своем составе Хосе Фроилана Гонсалеса, Майка Хоторна, Джузеппе Фарину и француза Мориса Тринтиньяна, временами за команду выступал и молодой итальянец Умберто Мольоли. Наконец, бывший топ-пилот Ferrari Альберто Аскари, 45-летний Луиджи Виллорези и его земляк, молодой Эугенио Кастеллотти - большая надежда итальянских болельщиков - были ангажированы Джанни Лянча, сыном знаменитого Винченцо Лянча. Задержки с дебютом автомобиля Lancia вынудили Аскари и Виллорези, время от времени выступать на Maserati и Ferrari (на последней - только Аскари). По количеству машин Maserati была крупнейшей, поскольку модель 250F продавалась и гонщикам-частникам. На этих 6-цилиндровых машинах выступали Онофре Маримон, молодой итальянец Серджио Мантовани, американец Гарри Шелл, аргентинец Роберто Миерес, сиамский принц Бира, а также англичане Рой Сальвадори, Кен Уортон и Стирлинг Мосс. Последний окончательно похоронил свои надежды победить на английской машине и пересел на итальянскую. 

 Чемпионат мира начался Гран-При Аргентины и продолжился в Бельгии, причем Фанхио на Maserati 250F завоевал две победы. В начале европейского сезона, на кольцевых гонках в южнофранцузском городке Пау произошла большая неожиданность. На старте друг другу противостояли заводы-конкуренты - Ferrari, Maserati, Gordini. В отсутствие Фанхио фаворитом была команда из Маранелло. Но у Фарины сразу после старта случилось небольшое столкновение и откатился назад, лидирующий Ferrari под управлением Гонсалеса сошел из-за поломки коленчатого вала, Maserati Онофре Маримона также сошел из-за технического дефекта, так что в итоге в лидеры вышел Тринтиньян(Ferrari) перед Берой(Gordini). Однако хозяин последней команды, А. Гордини, нашел возможность так воодушевить своего топ-пилота, что незадолго до конца гонки голубая машина прошла свою красную конкурентку, и в итоге Бера выиграл с преимуществом в 30 метров перед Тринтиньяном. 

 4 июля все ждали дебюта Mercedes-Benz в Реймсе. Первые выходные июля 1954 года имели огромное значение для концерна Daimler-Benz. На старт вышли восьмицилиндровые автомобили с аэродинамическими кузовами, которые в таком виде не применялись на автомобилях Гран-При со времен гонок Avus в тридцатых годах. В кокпитах были Фанхио, Клинг и Херрманн. Maserati была здесь усилена Аскари и Виллорези, но никто не смог побить немецкую новинку. Фанхио и Клинг без видимого труда заняли первые два места перед Робертом Манцоном (Ferrari) и принцем Бира на Maserati. Аскари, Гонсалес и Хоторн сошли. На тренировке Фанхио впервые превысил "звуковой барьер" в 200 км/ч самый быстрый круг показал Ханс Херрманн, однако сошел на 17 круге, "перекрутив" мотор. 

Решение концерна Daimler-Benz возобновить постройку гоночных машин для Гран-При было принято еще в1952 году. Mercedes-Benz W196 был самым выдающимся и успешным автомобилем своего времени. Его создатели соединили в конструкции все современные технические новшества. Хотя, справедливости ради, отметим, что речь не шла о революционных новинках. По отдельности те или иные решения применялись и на других марках.

 Каким разгромным для конкурентов был дебют машин Mercedes-Benz в Реймсе, таким же разочаровывающим для Mercedes стала следующая гонка, Гран-При Великобритании в Сильверстоуне. Произошла двойная победа Ferrari: Гонсалес - Хоторн, за ними - Маримон на Maserati. Фанхио занял 4-е место. Аргентинец отдавал все силы, чтобы с широким, закрывающим видимость при "резке" поворотов кузовом, придерживаться темпа, который задавал Ferrari Гонсалеса. W196 даже сбил несколько маркировочных бочек, поскольку нужно было использовать каждый сантиметр трассы. Однажды автомобиль вылетел, а в конце еще и коробка передач отказала. На этом Гран-При Великобритании произошел единственный в своем роде случай: семь (!) гонщиков показали одинаковое время быстрейшего круга. Это были Гонсалес и Хоторн (Ferrari), Мосс, Маримон и Аскари (Maserati), Фанхио (Mercedes-Benz) и Бера (Gordini). Для всех хронометристы засекли одинаковое время - 1.50,0 сек = 154,2 км/ч! 


Следующая гонка состоялась в Нюрбургринге, где немецкие автомобили выступили с обычными кузовами. Тогда же была принесена первая жертва на алтарь королевских гонок : на тренировке, перед мостом Верзайфен разбивается Онофре Маримон. 30-летний гонщик становится первым погибшим на трассах Ф1. Несмотря на моральный шок, явную победу одержал Фанхио, а вот Гонсалес передал управление после половины дистанции Майку Хоторну, настолько потрясла его смерть друга и земляка.Похожая картина была и на Гран-При Швейцарии в Берне, который, к сожалению, стал последней гонкой на сложнейшем кольце в лесу Бремгартен. Хотя Гонсалес показал быстрейшее время на тренировке перед Фанхио и Моссом, в гонке безоговорочно доминировал Фанхио. Он лидировал на протяжении всей дистанции и пришел к финишу первым. 
Предпоследняя гонка сезона 1954 г. - Италия, Монца. До 49 круга зрители могли наблюдать ожесточенную борьбу между пересевшим на Ferrari Альберто Аскари и ведущим на грани возможностей свой Mercedes с "аэродинамическим" кузовом Фанхио. Аскари вел почти 40 кругов, но сдался из-за поломки трансмиссии. После этого лидерство перешло к Моссу на Maserati, который увеличил отрыв от Фанхио до 22 сек. Однако и Моссу не повезло: после 60 круга мотор стал терять давление масла и Стирлинг сбавил темп. Фанхио, воспользовавшись дефектами итальянских машин, выиграл гонку. 

В 1954 г. возникла новая марка английских гоночных автомобилей с 4-цилиндровым мотором: Vanwall. В мае, на гонке International Trophy в Сильверстоуне, на первый старт эту машину вывел Алан Браун. На английском Гран-При в кокпите находился, естественно, англичанин - молодой Питер Коллинз, так же, как и на первом старте за границей, в Монце.

 Большой финал сезона 1954 состоялся в Барселоне. Впервые появилась новая Lancia D50, пилотируемая Аскари и Виллорези. Машина с двигателем V8 с Аскари за рулем показала лучшее время на тренировках перед Фанхио и Хоторном. Итальянец захватил лидерство и "привозил" соперникам по 2 сек на круге, но позже сошел из-за дефекта в гидроприводе сцепления. Гонку повел Харри Шелл на заводском Maserati. На 20-м круге в лидеры вышел Тринтиньян на Ferrari, позднее - снова Шелл, который в итоге допустил разворот. Первым стал Хоторн на Ferrari 555 Squalo, за ним шел Фанхио. Сильный ветер поднимал пыль и обрывки бумаги над трассой, на некоторых автомобилях забились воздухозаборники. Мотор Фанхио из-за такого обстоятельства перегрелся, в итоге Хоторн спокойно довел гонку до победы, вторым стал молодой итальянский пилот Maserati Луиджи Муссо, третьим - Фанхио. Быстрейший круг был показан на новой Lancia (Аскари) с полными баками. Одержав две победы на Maserati и четыре на Mercedes, Фанхио с 42 очками с явным преимуществом стал чемпионом. Вторым был Гонсалес, третьим - Хоторн. 

В своем первом сезоне Mеrcedes W196 еще не был таким явным фаворитом. Особенно в последних гонках итальянцы были сильны своими автомобилями. В большой степени 4 победы команде принес именно Фанхио, который ни разу не сошел из-за дефектов. Механики Mercedes рассказывали позднее, что моторы с машин Фанхио имели минимальный по сравнению с другими износ - аргентинец не только мог ездить быстро, но еще и берег при этом технику.






Знаете ли Вы что...