Обзор сезона 1955г.
Сезон 1955 г. начался 16 января Гран-При Аргентины. Mercedes облегчил свою модель W196 почти на 70 кг, мотор лучше снабжался воздухом благодаря новым аэродинамическим решениям и развивал более 280 л.с. Полагали, что немецкий концерн вложил в свою "конюшню" в прошлом году около 6 млн. марок. Mercedes-Benz выпустил в 1954 г. около 670 000 автомобилей, что соответствовало росту в 40% по сравнению с прошлым годом. Возвращение в гонки Гран-При приносило свои плоды. В Буэнос-Айресе Фанхио при температуре 35 градусов в тени победил на своем домашнем Гран-При, потратив на дистанцию около 3 часов. Закончить дистанцию удалось еще лишь одному гонщику, тоже аргентинцу, Роберто Миересу, правда с отставанием от Фанхио на 5 кругов. Все другие гонщики были заманены за рулями машин: статистики зарегистрировали ни много ни мало, 16 смен пилотов во время этого памятного Гран-При! Справедливости ради скажем, что лидировал здесь и Аскари на Lancia D50, но сошел из-за разворота.
Более чем через 4 месяца состоялся 2 этап, также весьма примечательный. В первый раз за 5 лет, 22 мая 1955 г., Формула 1 приехала в княжество Монако. На тренировке в катастрофу попадает Ханс Херманн. Гонщик чудом остался жив, получив перелом позвоночника и другие повреждения. Фанхио и Мосс лидировали в гонке, но удивительным образом все W196 сошли из-за неполадок! Постигло это и Мосса на 81 круге, в лидеры вышел Альберто Аскари, но свой 81 круг закончить не смог. На выходе из туннеля гонщику не удалось вписаться в шикану, машину занесло и она боком, через соломенные тюки и мешки с песком, улетела в море! Аскари своими силами смог выплыть на поверхность… Так победил 37-летний Морис Тринтиньян, бургомистр города Вергезе и винодел с доброжелательным характером, на Ferrari Tipo 625. Бурю аплодисментов заслужил Луи Хирон : в возрасте 55 лет и 292 дней старый ас стал шестым на Lancia с отставанием в 5 кругов. Ни один гонщик на старте Гран-При не был старше…
Альберто Аскари после своего впечатляющего вылета попал на некоторое время в больницу. Ханс Херрманн вспоминает: "Его доставили в соседнюю палату с переломом носа. Он все время повторял: "Что здесь происходит? Я здоров и хочу отсюда выйти!" Его желание выполнили и отпустили под личную ответственность". В следующий четверг после Гран-При Монако Аскари был со своей семьей в Милане, когда позвонил Эугенио Кастеллотти. Он спрашивал, нет ли у Аскари желания поехать в Монцу, где Кастеллотти будет испытывать новый Ferrari Tipo 750. Аскари соглашается и после обеда как был, в костюме и галстуке, появляется в Монце. С собой у него в этот раз не было знаменитой коричневой кожаной сумки, в которой он носил свой шлем небесно-голубого цвета. С Кастеллотти и Виллорези он обедает в ресторане, расположенном в гоночном лагере. "Не правда ли, самое лучшее после таких аварий - как можно скорее вновь сесть за руль гоночной машины? Нужно избегать того, чтобы шок оставался в тебе, нужно тренироваться…", говорил Аскари. Он попросил Кастеллотти дать ему попробовать на ходу модель 750. Получив разрешение, Аскари забирается в машину, стартует, на втором круге повышает темп и.. не появляется на финише третьего. Ferrari перевернулся в повороте Виалоне на скорости 240 км/ч, Аскари выбросило из машины. Он умирает через некоторое время на руках своего лучшего друга Луиджи Виллорези. Известно было суеверие Альберто: без привычного голубого шлема раньше он не садился в машину. Аскари было 36 лет, столько же, сколько его знаменитому отцу Антонио.
Фанхио говорил, что он потерял самого большого соперника. Джанни Лянча распустил свою команду Ф1, как из-за потрясения, так и из-за финансовых проблем. FIAT передает модель D50 Энцо Феррари и оказывает финансовую поддержку в размере 50 млн.лир (около 250 000 евро) в год. Через 2 месяца после смерти Альберто Аскари шесть автомобилей Lancia D50 прибыли в Маранелло вместе с запчастями.
Из Америки приходит еще одна печальная весть: на гонке "500 миль Индианаполиса", тогда еще шедшую в зачет ЧМ Формулы 1, погиб прошлогодний победитель Билл Вукович, чей автомобиль Hopkins-Special после переворота загорелся.
На Гран-При Бельгии Фанхио и Мосс без проблем достигают двойной победы, Фарина приходит третьим на Ferrari Super-Squalo. Это был последний Гран-При Фарины. На финале чемпионата в Монце после двух аварий на тренировках при скорости 250 км/ч он решает не выступать: шины на Lancia - Ferrari D50 еще "не доросли" до нагрузок, возникающих на новом овале Монцы, дополняющем старую трассу Ф1. Дело в том, что по договорным причинам Энцо Феррари должен был заменить стоявшую на Lancia марку Pirelli на бельгийскую Englebert. Вскоре элегантный интроверт Нино Фарина попрощался с гонками насовсем. Он остался жив, несмотря на наводящие ужас аварии, несмотря на примитивные стандарты безопасности того времени. Но не парадоксально ли, что в итоге именно Формула 1 тем не менее станет причиной гибели первого своего чемпиона много лет спустя 30 июня 1966 г. А дело было так…Нино Фарина спешил через Альпы во Францию, чтобы вовремя успеть на французский Гран-При в Реймс. Вблизи местечка Шамберли автомобиль Lotus Cortina 59-летнего итальянца попадает на гололед и врезается в телеграфный столб. Таким был конец первого чемпиона мира в гонках формулы 1…
На гонках в Ле-Мане в 1955 г. происходит самая крупная катастрофа в истории автоспорта. Около 18.20, незадолго до конца 35 круга, Майк Хоторн, лидируя на Jaguar, обгоняет автомобиль Austin-Healey, управляемый Лансом Маклином. Вместо того, чтобы "дать газу" на прямой "старт-финиш", Хоторн вдруг начинает неожиданно тормозить. Оказывается, во время жаркой дуэли с Фанхио он зыбыл, что должен в конце этого круга заехать на дозаправку. Маклин уходит влево, но там со скоростью более 200 км/ч шел Mercedes 300SLR Пьера Левега. У француза не было никакой возможности затормозить или сманеврировать, но в последние секунды своей жизни 49-летний гонщик поднимает правую руку, чтобы предупредить идущего сзади Фанхио. Серебристый Mercedes Левега врезается в Austin-Healey и катапультируется в полностью забитую зрителями главную трибуну. Хуан Мануэль Фанхио каким-то чудесным образом находит свободную траекторию, чтобы избежать всего этого ада. Много раз позже Фанхио будет говорить, что последним жестом Пьер Левег спас ему жизнь. Пьер Буйон, который в память о своем дяде Альфреде Левеге, занимавшемся автоспортом, взял псевдоним "Пьер Левег", погибает, унеся с собой столько жизней, сколько не было в истории моторного спорта никогда до и никогда после. Организовавший гонки "Automobile club de l'Quest" заявил впоследствии о 81 погибшем и еще большем количестве раненых. Есть и другие источники, утверждавшие, что жертв было еще больше. Несмотря на кровавую баню, руководитель гонки 84-летний Шарль Фару не прервал ее. Два оставшихся Mercedes в два часа ночи снимаются с дистанции, и Хоторн побеждает…
Проходят дальнейшие гонки ЧМ Ф1. В Зандвоорте побеждает Фанхио, в Эйнтри - Мосс, в Монце - снова Фанхио, который, естественно, таким образом завоевывает титул. Мосс без возражений принимает роль "Follow the Master" в немецкой команде, за это он может праздновать победу у себя на родине. На свежеотремонтированной и дополненной овалом трассе в Монце заканчивается ужасный для автоспорта 1955 год. Комбинация из старой и новой трасс впечатляет зрителей на трибунах. Скорости повышаются со 185 до 215 км/ч, а наклонные профили овала допускают до 260 и выше… Еще в мае 1955 г. - до катастрофы в Ле-Мане - руководство Daimler-Benz подумывает об уходе из автогонок. В Монце, в последнем выходе на арену Ф1, машины Mercedes W196 могут побить только "сами себя": у Мосса ломается полуось, у Клинга - карданный вал. Фанхио не дает себя обогнать своему коллеге Таруффи и выигрывает последний Гран-При для Mercedes - Benz Как и на победном возвращении "серебряных стрел" в Реймсе в 1954 г., автомобиль Фанхио и 11 сентября 1955 г. шел под номером 18. Как будто таким образом замкнулся круг… После чемпионата мира формулы 1 1955 г. Mercedes выигрывает еще чемпионат мира спортивных автомобилей и чемпионат Европы в гонках кузовных автомобилей. В Унтертюркхейме, штаб-квартире фирмы ничего и никому уже не нужно доказывать.