Гран-При Марокко 1958 года: Гонки в пустыне
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

11-1958г. Гран-При Марокко

11-1958г. Гран-При Марокко

За свою многолетнюю историю Формула-1 нечасто наведывалась в пустыни. Можно даже сказать, что до появления в календаре Чемпионата Мира этапа в Бахрейне, она была там всего один раз – в 1958 году, когда молодое государство Марокко решило приобщиться к мировому автоспорту и провести собственный Гран При Ф1.
Он стал 11 и финальной гонкой в том длинном, по меркам того времени, разумеется, сезоне – до того Чемпионат Мира состоял из 6-8 этапов (не считая, формально входившей в него, гонки на Индианаполисе) – который основательно измотал всех участников и до предела накалил интригу в схватке за титул.
Трасса Гран При Марокко, длинной 7,6 километра была проложена возле Касабланки по дорогам общего пользования, как это было принято в те годы, и представляла из себя прямоугольник со скругленными краями, и очень быстрыми прямыми. Фактически, единственным условно «острым» поворотом на всей трассе был первый 90-градусный поворот. Все е остальные виражи были более чем плавными.
Перед гонкой в Марокко на звание Чемпиона Мира претендовали два британца, Майк Хоторн и Стирлинг Мосс. Преимущество было на стороне Хоторна, выступавшего за команду Энцо Феррари, который опережал своего противника на 4 очка. В той ситуации, для победы в Чемпионате Моссу мало было просто выиграть гонку в Марокко и показать при этом быстрейший круг (за него полагалось еще одно очко), необходимо было еще чтобы Хоторн финишировал не выше третьей позиции. Причем, если в своих силах Стирлинг был вполне уверен, то в провал Майка верилось с большим трудом – Ferrari D246 была не только достаточно надежной машиной (Хоторн сошел всего в двух гонках), но и весьма быстрой (Майк лишь два раза финишировал ниже второй ступени подиума).
Рассчитывать же на помощь своего напарника по команде, Стюарта Льюиса-Эванса, Мосс мог лишь с большой натяжкой – несомненно, очень талантливый и быстрый британец пока еще не дотягивал до уровня Хоторна, и едва ли мог составить ему конкуренцию на трассе.
А вот у Хоторна, наоборот, с тылом все было в порядке – Энцо Феррари усадил во вторую машину молодого Фила Хилла, который в своей первой же гонке показал лучшее время круга и попал на подиум.
Квалификация закончилась вполне предсказуемой победой Хоторна, первый ряд с которым разделили Мосс и Льюис-Эванс. Фил Хилл и Жан Бера комфортно расположились на втором ряду стартового поля, опередив Тони Брукса, еще одного напарника Мосса по команде Vanwall, и третью Ferrari Оливье Жендебьена.
В воскресенье на гонку прибыла вся королевская семья Марокко во главе с королем Мохаммадом V, который счел своим долгом присутствовать на столь значимом для страны событии.
На взмах стартового флага лучше всех среагировали Мосс, который тут же начал отрываться от соперников, и Фил Хилл, прорвавшийся на второе место. Причем американец был настолько резв, что даже предпринял несколько атак на Мосса. Британец, впрочем, хладнокровно пресек все потуги американца выйти в лидеры, а на третьем круге пилот Ferrari и сам устранился от борьбы, вылетев с трассы, и вернувшись на 4 позиции.
Впрочем, Хилл быстро обогнал Боннье в борьбе за 3 позицию, и команда Ferrari приступила к выполнению командного плана – Хилл при поддержке Хоторна начал атаковать и едва не прошел Стирлинга.
Но на помощь Моссу неожиданно пришел его напарник по команде Тони Брукс – студент медицинского колледжа по специальности стоматология, открывший в себе талант гонщика – прошел сначала Боннье, а затем и Хоторна, прикрыв Стирлинга от атак пилота Ferrari. И не просто прикрыл, а боролся с ним и не пропускал вперед 11 кругов, до тех пор, пока на его Vanwall не сгорел мотор.
К тому времени до окончания гонки оставалось чуть больше ¼ дистанции, Мосс же уверенно лидировал, на его счету к тому моменту уже имелось очко за лучший круг, а Хоторн ехал на третьей позиции – расклад приносивший победу Моссу. И тогда Энцо Феррари в очередной раз прибег к командной тактике. Филу Хиллу приказали замедлиться, дабы едущий за ним Хоторн, мог выйти на вторую позицию, гарантировавшую ему чемпионство. Что американец и сделал вполне охотно – хотелось же ему, в конце-концов сохранить место в команде.
Но тут случилось непредвиденное – увидев, что оба пилота Ferrari несколько замедлились, за ними вдогонку бросился Стюарт Льюис-Эванс, ехавший на четвертой позиции. Молодой британец почти «достал» Хилла, но тут мотор его Vanwall неожиданно взорвался, пилот потерял управление и вылетел с трассы. Масло из мотора буквально ручьем лилось на раскаленные патрубки, и буквально в доли секунды машина превратилась в шар огня. Стюарт выскочил из машины, но на нем уже горел комбинезон, находясь в шоковом состоянии он побежал в противоположную от маршалов с огнетушителями сторону, и к тому моменту, как его потушили, пилот получил страшные ожоги. Менеджер Льюиса-Эванса, Берни Экклстоун (да-да, вы не ослышались) тут же отправил своего подопечного в Англию на собственном самолете, где Стюарта разместили в ожоговом центре госпиталя Ист Гринстед. Но через шесть дней, восходящая звезда британского автоспорта, пилот, которому пророчили чемпионское будущее, покинул этот мир.
А гонку выиграл Стирлинг Мосс – Хоторн, выйдя на вторую позицию, благодаря командному ордеру, даже не пытался атаковать его. Третьим на финиш приехал
Фил Хилл, который чрезвычайно рад своему достижению – два подиума в двух гонках. Американцу еще только предстоит выиграть свой титул, который достанется ему после гибели главного и единственного соперника.
Стирлинг Мосс больше никогда не будет та близок к титулу, как в 1958 году, когда от победы его отделило всего одно очко.
А Майк Хоторн, радовавшийся тогда после финиша больше всех, через несколько дней объявит о своем уходе из Ф1, а еще через три месяца разобьется насмерть на своем дорожном Jaguar вылетев в дороги по неизвестным причинам.


Неповторимая атмосфера трассы Айн-Диаб
надолго запомнилась европейцам
Стирлинг Мосс мчится к победе
Финишировавший вторым Майк Хортон
обеспечил себе чемпионский титул
 Стюарт Льюис-Эванс получил сильные
ожоги после взрыва двигателя и скончался
шестью днями позже

1
8Стирлинг МоссVanwall532:09'15.1
2
6Майк ХоторнFerrari532:10'39.8
3
4Фил ХиллFerrari532:10'40.6Разворот
4
18Йо БоньерBRM532:11'01.8
5
16Харри ШеллBRM532:11'48.8
6
22Мастен ГрегориMaserati52

7
30Рой СальвадориCooper51

8
32Джек ФэйрменCooper50

9
24Ханс ХеррманнMaserati50

10
34Клиф ЭллисонLotus49

11
50* Джек Брэбэм* Cooper492:12'12.0
12
28Джерино ДжериниMaserati48

13
52* Брюс МакЛарен* Cooper48

14
58* Роберт Ля Каз* Cooper48

15
60* Андре Гуэльфи* Cooper48

16
36Грэм ХиллLotus46


нф12Стюарт Льюис-ЭвансVanwall41
Двигатель / авария / пожар /
смертельные ожоги

нф54* Франсуа Пикар* Cooper31
Удар в развернувшегося Жедебьена

нф56* Том Бриджер* Cooper30
Авария

нф10Тони БруксVanwall29
Двигатель

нф2Оливье ЖедебьенFerrari29
Разворот / удар от Пикара

нф14Жан БераBRM26
Двигатель

нф26Вольфганг ЗайдельMaserati15
Удар от Мосса

нф20Рон ФлокартBRM15
Распределительный вал

нф38Морис ТринтиньянCooper9
Двигатель

* Автомобили отмеченные звездочки были подготовлены по правилам Формулы-2 и классифицировались отдельно.

Журнал ProFormula



Знаете ли Вы что...