11-1958г. Гран-При Марокко
Он стал 11 и финальной гонкой в том длинном, по меркам того времени, разумеется, сезоне – до того Чемпионат Мира состоял из 6-8 этапов (не считая, формально входившей в него, гонки на Индианаполисе) – который основательно измотал всех участников и до предела накалил интригу в схватке за титул.
Трасса Гран При Марокко, длинной 7,6 километра была проложена возле Касабланки по дорогам общего пользования, как это было принято в те годы, и представляла из себя прямоугольник со скругленными краями, и очень быстрыми прямыми. Фактически, единственным условно «острым» поворотом на всей трассе был первый 90-градусный поворот. Все е остальные виражи были более чем плавными.
Перед гонкой в Марокко на звание Чемпиона Мира претендовали два британца, Майк Хоторн и Стирлинг Мосс. Преимущество было на стороне Хоторна, выступавшего за команду Энцо Феррари, который опережал своего противника на 4 очка. В той ситуации, для победы в Чемпионате Моссу мало было просто выиграть гонку в Марокко и показать при этом быстрейший круг (за него полагалось еще одно очко), необходимо было еще чтобы Хоторн финишировал не выше третьей позиции. Причем, если в своих силах Стирлинг был вполне уверен, то в провал Майка верилось с большим трудом – Ferrari D246 была не только достаточно надежной машиной (Хоторн сошел всего в двух гонках), но и весьма быстрой (Майк лишь два раза финишировал ниже второй ступени подиума).
Рассчитывать же на помощь своего напарника по команде, Стюарта Льюиса-Эванса, Мосс мог лишь с большой натяжкой – несомненно, очень талантливый и быстрый британец пока еще не дотягивал до уровня Хоторна, и едва ли мог составить ему конкуренцию на трассе.
А вот у Хоторна, наоборот, с тылом все было в порядке – Энцо Феррари усадил во вторую машину молодого Фила Хилла, который в своей первой же гонке показал лучшее время круга и попал на подиум.
Квалификация закончилась вполне предсказуемой победой Хоторна, первый ряд с которым разделили Мосс и Льюис-Эванс. Фил Хилл и Жан Бера комфортно расположились на втором ряду стартового поля, опередив Тони Брукса, еще одного напарника Мосса по команде Vanwall, и третью Ferrari Оливье Жендебьена.
В воскресенье на гонку прибыла вся королевская семья Марокко во главе с королем Мохаммадом V, который счел своим долгом присутствовать на столь значимом для страны событии.
На взмах стартового флага лучше всех среагировали Мосс, который тут же начал отрываться от соперников, и Фил Хилл, прорвавшийся на второе место. Причем американец был настолько резв, что даже предпринял несколько атак на Мосса. Британец, впрочем, хладнокровно пресек все потуги американца выйти в лидеры, а на третьем круге пилот Ferrari и сам устранился от борьбы, вылетев с трассы, и вернувшись на 4 позиции.
Впрочем, Хилл быстро обогнал Боннье в борьбе за 3 позицию, и команда Ferrari приступила к выполнению командного плана – Хилл при поддержке Хоторна начал атаковать и едва не прошел Стирлинга.
Но на помощь Моссу неожиданно пришел его напарник по команде Тони Брукс – студент медицинского колледжа по специальности стоматология, открывший в себе талант гонщика – прошел сначала Боннье, а затем и Хоторна, прикрыв Стирлинга от атак пилота Ferrari. И не просто прикрыл, а боролся с ним и не пропускал вперед 11 кругов, до тех пор, пока на его Vanwall не сгорел мотор.
К тому времени до окончания гонки оставалось чуть больше ¼ дистанции, Мосс же уверенно лидировал, на его счету к тому моменту уже имелось очко за лучший круг, а Хоторн ехал на третьей позиции – расклад приносивший победу Моссу. И тогда Энцо Феррари в очередной раз прибег к командной тактике. Филу Хиллу приказали замедлиться, дабы едущий за ним Хоторн, мог выйти на вторую позицию, гарантировавшую ему чемпионство. Что американец и сделал вполне охотно – хотелось же ему, в конце-концов сохранить место в команде.
Но тут случилось непредвиденное – увидев, что оба пилота Ferrari несколько замедлились, за ними вдогонку бросился Стюарт Льюис-Эванс, ехавший на четвертой позиции. Молодой британец почти «достал» Хилла, но тут мотор его Vanwall неожиданно взорвался, пилот потерял управление и вылетел с трассы. Масло из мотора буквально ручьем лилось на раскаленные патрубки, и буквально в доли секунды машина превратилась в шар огня. Стюарт выскочил из машины, но на нем уже горел комбинезон, находясь в шоковом состоянии он побежал в противоположную от маршалов с огнетушителями сторону, и к тому моменту, как его потушили, пилот получил страшные ожоги. Менеджер Льюиса-Эванса, Берни Экклстоун (да-да, вы не ослышались) тут же отправил своего подопечного в Англию на собственном самолете, где Стюарта разместили в ожоговом центре госпиталя Ист Гринстед. Но через шесть дней, восходящая звезда британского автоспорта, пилот, которому пророчили чемпионское будущее, покинул этот мир.
А гонку выиграл Стирлинг Мосс – Хоторн, выйдя на вторую позицию, благодаря командному ордеру, даже не пытался атаковать его. Третьим на финиш приехал
Фил Хилл, который чрезвычайно рад своему достижению – два подиума в двух гонках. Американцу еще только предстоит выиграть свой титул, который достанется ему после гибели главного и единственного соперника.
Стирлинг Мосс больше никогда не будет та близок к титулу, как в 1958 году, когда от победы его отделило всего одно очко.
А Майк Хоторн, радовавшийся тогда после финиша больше всех, через несколько дней объявит о своем уходе из Ф1, а еще через три месяца разобьется насмерть на своем дорожном Jaguar вылетев в дороги по неизвестным причинам.
1 | 8 | Стирлинг Мосс | Vanwall | 53 | 2:09'15.1 | ||
2 | 6 | Майк Хоторн | Ferrari | 53 | 2:10'39.8 | ||
3 | 4 | Фил Хилл | Ferrari | 53 | 2:10'40.6 | Разворот | |
4 | 18 | Йо Боньер | BRM | 53 | 2:11'01.8 | ||
5 | 16 | Харри Шелл | BRM | 53 | 2:11'48.8 | ||
6 | 22 | Мастен Грегори | Maserati | 52 | |||
7 | 30 | Рой Сальвадори | Cooper | 51 | |||
8 | 32 | Джек Фэйрмен | Cooper | 50 | |||
9 | 24 | Ханс Херрманн | Maserati | 50 | |||
10 | 34 | Клиф Эллисон | Lotus | 49 | |||
11 | 50 | * Джек Брэбэм | * Cooper | 49 | 2:12'12.0 | ||
12 | 28 | Джерино Джерини | Maserati | 48 | |||
13 | 52 | * Брюс МакЛарен | * Cooper | 48 | |||
14 | 58 | * Роберт Ля Каз | * Cooper | 48 | |||
15 | 60 | * Андре Гуэльфи | * Cooper | 48 | |||
16 | 36 | Грэм Хилл | Lotus | 46 | |||
нф | 12 | Стюарт Льюис-Эванс | Vanwall | 41 | Двигатель / авария / пожар / смертельные ожоги | ||
нф | 54 | * Франсуа Пикар | * Cooper | 31 | Удар в развернувшегося Жедебьена | ||
нф | 56 | * Том Бриджер | * Cooper | 30 | Авария | ||
нф | 10 | Тони Брукс | Vanwall | 29 | Двигатель | ||
нф | 2 | Оливье Жедебьен | Ferrari | 29 | Разворот / удар от Пикара | ||
нф | 14 | Жан Бера | BRM | 26 | Двигатель | ||
нф | 26 | Вольфганг Зайдель | Maserati | 15 | Удар от Мосса | ||
нф | 20 | Рон Флокарт | BRM | 15 | Распределительный вал | ||
нф | 38 | Морис Тринтиньян | Cooper | 9 | Двигатель |
* Автомобили отмеченные звездочки были подготовлены по правилам Формулы-2 и классифицировались отдельно.
Журнал ProFormula