09-1962г. Гран-при ЮАР
Джим Кларк сошел, будучи лидером в решающей гонке
Огромная 90-тысячная толпа зрителей наблюдала за тем, как Грэм Хилл выиграл оба чемпионата – Чемпионат мира среди пилотов для себя и Кубок конструкторов Формулы-1 для B.R.M., одержав в прошлую субботу победу в девятом Гран-при ЮАР в Ист-Лондоне. А ведь на протяжении большей части гонки создавалось впечатление, что Джим Кларк, пилотировавший новейший легкий Lotus 25, преуспевает в своей смелой попытке вырвать двойную корону у Хилла – он лидировал на протяжении первых 62-ух из 82-ух кругов с отрывом, составлявшим в тот момент свыше 30-ти секунд. Затем, на 59-ом круге из хвоста промчавшегося мимо боксов Lotus потянулись клубы сизого дыма. Спустя два круга Кларк заехал в боксы и сошел из-за перебоев в подаче масла в каналы системы смазки двигателя.
Драматичность гонки на этом не была исчерпана, потому как два заводских Cooper Брюса МакЛарена и Тони Маггза, шедших на второй и третьей позициях, рьяно преследовал бледно-зеленый Brabham-Climax Джека Брэбхема; но только он смог вплотную приблизился к паре Cooper, чтобы пройти их, как гонка подошла к завершению – даже если бы Джон Купер дал им команду пропустить Брэбхема вперед, времени уже не хватало. Иннес Айленд превосходно финишировал пятым на единственном UDT/Laystall Lotus-Climax. Оба заводских Lotus сошли. У Сэртиза упорно продолжала выскакивать VI передача, в конце концов приведшая к поломке двигателя, а Сальвадори сошел из-за утечки топлива из поврежденного бака.
Все три B.R.M. финишировали, но Гинтер и Брюс Джонстон оба потеряли время на ранних пит-стопах. Южноафриканский гонщик Невилль Ледерле провел превосходную гонку и пришел шестым на заводском Lotus 1961 года.
Ист-Лондон очень похож на любой английский приморский город с портом порядочных размеров. Ночью перед гонкой в пятницу он затрещал по швам от огромного количества гостей, вдобавок к многочисленным туристам, проводящим свои летние отпуска на изумительных местных пляжах, тысячами растянувшихся по всему побережью Южной Африки. Некоторые любители гонок бодро намотали тысячи миль по пути в Ист-Лондон, чтобы тотчас же после гонки бодро отмотать еще тысячу миль по пути домой.
В пятницу в 11 часов вечера председатель Гоночного комитета счел крайне необходимым сделать телефонный звонок с трассы и попросить служебный пропускной персонал удвоить готовность, потому как, по предварительным подсчетам, свыше 30.000 зрителей должны прибыть и занять свои места вокруг трассы.
Но работой были заняты не только организаторы гонки – в это же время в гаражах то и дело шныряли уставшие механики, которых ожидала еще одна бессонная ночь за заменой на Lotus Тревора Тейлора двигателя Coventry Climax с обычным карбюратором вместо двигателя с системой впрыска топлива и за заменой двигателя B.R.M. Грэма Хилла на другой, с большим давлением масла.
Старт
Суббота поначалу выдалась превосходно теплой и солнечной, но позже небо покрылось облаками и со стороны моря подул порывистый ветер, создавший из великолепной трассы своеобразный задник. После прогревочного круга болиды выстроились на стартовой решетке, а затем время словно остановилось на самые долгие в истории три минуты. В конце концов, южноафриканский флаг опустился, Кларк с Хиллом в клубах сизого дыма от резины вместе рванули из первого ряда стартовой решетки. К концу первого круга Lotus Кларка лидировал уже на приличном расстоянии, а к пятому кругу он уже создал себе отрыв от Хилла в 6 секунд.
Вслед за горячей схваткой между Хиллом, Маггзом, МакЛареном на заводском Cooper и Bowmaker Lolа-Сlimax Сэртиза следовал B.R.M. Гинтера, а спустя расстояние в три поворота борьбу вели Иннес Айленд, Брэбхем и Тревор Тейлор. Бороться "ни с кем” на этом этапе пришлось Lotus-Climax чемпиона Южной Африки Эрни Питерса, потерявшему на старте несколько кругов, пока меняли его аккумулятор. B.R.M. V8 1961 года Брюса Джонстона был зазван на пит-стоп из-за проблем с зажиганием, где их и устранили; затем, на 12-ом круге, прекратил свое выступление Тревор Тейлор, остановившись вне трассы из-за поломки коробки передач. Этот ранний сход был тяжелым ударом по надеждам Lotus.
Когда только что миновала четверть гонки, B.R.M. Гинтера заехал на пит-стоп для замены замасленных свечей под пристальным взглядом Сэра Альфреда Оуэна, прилетевшего в Африку, чтобы увидеть, как воплощаются в явь надежды команды на победоносную гонку. Однако этот долгий пит-стоп откинул Гинтера далеко назад в хвост пелотона. Затем в боксы заехал Сэртиз, и из-за проблем с коробкой передач и с двигателем, его Lola-Climax вынуждена была сойти. А затем некоторое время гонка протекала без всяких изменений в первой шестерке. Рою Сальвадори, так надеявшемуся закончить хотя бы одну гонку этого сезона без схода, все же было суждено сойти – он заехал на пит-стоп по причине утечки топлива из-под днища автомобиля – ничего не поделаешь.
В числе местных южноафриканских гонщиков был Невилль Недерле, полностью подтвердивший свою превосходную форму, показанную во время тренировок – он шел на седьмой позиции на бывшем заводском Lotus.
Кларк сходит
Уже когда совсем, казалось бы, гонка и оба чемпионата находятся в шотландском кармане Кларка, лидирующего с отрывом в полминуты, из огромной толпы зрителей раздался возбужденный рев, когда в конце 59-го круга из промчавшегося мимо боксов Lotus вырвался длинный фонтан голубого масляного дыма. Двумя кругами спустя зеленый Lotus стремительно заехал на пит-лайн, но, несмотря на доблестную работу механиков (один из них даже приподнял болид за горячие выхлопные трубы), болид выбыл из гонки, и главный инженер B.R.M. Тони Радд первым подошел к боксам Lotus, чтобы выразить сочувствие Кларку и Чепмэну. Теперь уже ничто не могло лишить Грэма Хилла и B.R.M. победы в обоих чемпионатах, в том числе даже его нефиниш в гонке, но под потрясающие аплодисменты Хилл все же пересек финишную черту. Чуть позже, выглядевший оправданно счастливым, он уже стоял на подиуме и пил южноафриканское шампанское из замечательного серебряного кубка.
1 | Грэм Хилл | BRM | 82 | 2:08'03.3 | ||
2 | Брюс МакЛарен | Cooper | 82 | 2:08'53.1 | ||
3 | Тони Мэггс | Cooper | 82 | 2:08'53.6 | ||
4 | Джек Брэбэм | Brabham | 82 | 2:08'57.1 | ||
5 | Иннес Айрленд | Lotus | 81 | 2:09'03.6 | ||
6 | Невиль Ледерле | Lotus | 78 | 2:08'08.7 | ||
7 | Ричи Гинтер | BRM | 78 | 2:08'37.2 | ||
8 | Джон Лав | Cooper | 78 | 2:09'29.1 | ||
9 | Брюс Джонстон | BRM | 76 | 2:08'37.6 | ||
10 | Эрни Пьетерс | Lotus | 71 | 2:08'13.0 | ||
11 | нф | Карел-Годен де Бёфор | Porsche | 70 | 2:00'52.5 | Топливный насос |
нф | Джим Кларк | Lotus | 62 | 1:34'35.0 | Утечка масла | |
нф | Дуг Серруриер | LDS | 62 | 1:59'22.8 | Протекание радиатора | |
нф | Рой Сальвадори | Lola | 56 | 1:30'55.8 | Утечка топлива / прорыв топливного бака | |
нф | Майк Харрис | Cooper | 31 | 53'17.5 | Подшипник кривошипной головки | |
нф | Джон Сертис | Lola | 26 | 41'04.3 | Двигатель | |
нф | Тревор Тэйлор | Lotus | 11 | 17'30.9 | Коробка передач / трансмиссия |
Журнал "The Motor", 1963
Перевод: Андрей Краснов.
Корректура: Александр Ожерельев.
Александр Кульчицкий
romb.hut2.ru