08-1965г. Гран-при Италии
На момент схода Кларк не являлся лидером. Он разделял свою долю лидерства с Хиллом, Стюартом и Сертизом, но на протяжении двух с небольшим часов гонки невозможно было предсказать, кто из гонщиков примет клетчатый флаг. Когда в воскресенье 12 сентября в 3:15 дня упал стартовый флаг, Кларк на этот раз на мгновение замешкался, и Стюарт вывел свою машину вперед, но Кларк поднажал и на какое-то время возглавил пелотон на первом круге. Он опережал Хилла и Стюарта, а Бандини, на одной из трех 12-цилиндровых Ferrari совершивший резкий и незаметный старт со второго ряда, шел на четвертой позиции впереди Зифферта на Brabham Уокера. Это был единственный потрясающий старт. Сертиз стартовал ужасно, но пробился сквозь пелотон к восхищению итальянской публики - самой многочисленной.
На четвертом круге Кларк сменил на лидерующей позиции Хилла, две Honda Гинтера и Бакнама шли непосредственно позади, а Сертиз продолжал свое ослепительное восхождение. На пятом круге два BRM шли почти голова в голову, и Кларк оказался на третьей позиции. Гарни шел на четвертой позиции, а Бандини держался пятым, в то время как его соотечественники махали ему руками. Затем Гарни протиснулся вперед Хилла на третью позицию позади Стюарта, так как Кларк снова вышел в лидеры, и Сертиз оказался непосредственно позади Хилла. И так это продолжалось. Выглядело немного по-гладиаторски, когда Сертиз начал пробивать себе дорогу сквозь лидирующую группу, и на 11-ом круге он с большим трудом возглавил пелотон. Толпа зрителей вскинула вверх большие пальцы, и радость изобиловала повсюду - хорошо, почти повсюду.
Момент славы английского гонщика Ferrari был недолгим, поскольку на 12-ом круге Стюарт снова вышел вперед, примерно half-a-haggis, и Сертиз ни разу больше не смог вернуть себе лидерство, хотя постоянно обменивался второй и третьей позициями, находясь непосредственно позади лидера.
После этого Стюарт и Кларк обменивались лидерством словно шотландские терьеры, и темп был потрясающим. После получаса гонки огромная толпа зрителей стояла на цыпочках. Борьба была столь захватывающей, что лидирование различных гонщиков на каждом круге стало почти обычным делом. На 21-ом круге Бакнам повернул свою Honda в боксы для проверки на предмет потери мощности. "Новые" Honda так и не продемонстрировали реальных признаков денежных затрат, несмотря на пониженный профиль, модифицированную заднюю подвеску и новые магниевые колеса Goodyear. Именно на прошлогоднем Гран-при Италии японская марка появилась впервые с системой впрыска топлива, и с тех пор, по-видимому, испытывает проблемы с ней.
Два BRM возглавляли пелотон впереди Сертиза и Кларка, которого, в свою очередь, преследовали Бандини, Гарни и Спенс. Porca Miseria, это была настоящая гонка! Тем временем, Бакнама стали заводить с толкача, затем стало понятно, что болид будет дисквалифицирован, если отправить его в гонку подобным способом, так что один из механиков сел в болид и завел его от стартера, затем вылез и передал управление Бакнаму, который заглушил двигатель и перезапустил его от кнопки и, в конце концов, вернулся в гонку примерно после 15-ти минут дьявольской и непостижимой работы.
К этому времени энергичный Стюарт обошел своего товарища по команде, опережавшего Кларка, затем Сэртиза, Гарни и Бандини. На следующем круге Кларк переместился на вторую позицию, а Ferrari Сертиза и Бандини шли бок о бок на "четвертой" позиции. Вслед за ними шли Гарни, Спенс, Зифферт и Айленд на одном из Parnell Lotus-BRM. На следующем круге Кларк лидировал уже с большим преимуществом, а Сертиз медленно проехал мимо трибун напротив боксов, сойдя на следующем круге (35-ом) из-за сильно проскальзывающего сцепления. Стоны можно было услышать в Милане. Кларк, Стюарт и Хилл обменивались лидерством, и среди всего этого Хилл установил новый рекорд круга 1' 37.3" (36-ой круг), на который Кларк ответил 1' 37.1" на 37-ом круге. Honda Бакнама медленно зарычала и на следующем круге снова остановилась в боксах. И сошла.
На 41-ом круге Хилл опережал Стюарта и Кларка, в то время как позаимствованный "Джеки" заводской Lotus был отогнан на стоянку разбитых автомобилей. С таким темпом складывалось ощущуние, что к концу соревнования все болиды окажутся разбитыми.
Стюарт, Кларк и Хилл по-прежнему обменивались лидерством, и на 50-ом круге порядок был следущим: Хилл, Кларк, Стюарт, Гарни, Бандини, Спенс, Мак-Ларен, Айленд, к этому времени Кларк вновь улучшил рекорд круга до сенсационных 1' 36.4" (46-ой круг) - 133,428 миль/ч. На 45-ом круге Гарднер медленно проследовал мимо главной трибуны со слабо звучащим двигателем и сошел на 46-ом. Девять болидов из 23-ех стартовавших вышли из строя, но гонка была ограничена двумя главными "клиньями", и сражение было по-прежнему интенсивным. По-прежнему Кларк, Хилл и Стюарт обменивались лидерством. Теперь уже был видимый разрыв между тройкой лидеров и Гарни, и еще больший разрыв между Гарни и Бандини. Оставшийся в гонке товарищ по команде Бандини, Ваккарелла, вел скверно звучащую Ferrari "12" максимум на одиннадцати работающих цилиндрах, в конце концов, сицилиец остановился в своих боксах, чтобы сказать, что нет ни мощности, ни компрессии - совсем. Даже Мафия не могла бы заставить ее ехать.
После 62-ух кругов настала очередь Стюарта выйти вперед, его товарищ по команде шел вторым, а Гинтер во второй раз направился в свои боксы из-за "потери мощности". Кларк удерживал третью позицию позади двух BRM, когда, сенсация, итальянский комментатор залепетал Внимание, внимание! Последовал поток латинских слов, смысл которых заключался в том, что в Lesmo что-то произошло, но, к счастью, это был всего лишь отказ бензонасоса, и спустя примерно десять минут Кларк медленно добрался до своих боксов. Он сошел, как и его товарищ по команде Спенс. Все заводские Lotus выбыли из гонки. Два BRM далеко оторвались от Гарни, и стало вполне очевидно, что с таким преимуществом оспаривать лидерство будут Хилл и Стюарт. Как Джек Брэбэм, должно быть, думал об этих двух двигателях BRM, подвергнутых напряжению. Flamin' Apples!
Одно было слишком очевидно, что между двумя BRM шла настоящая схватка, и Хилл захватил лидерство за шесть кругов до финиша. Он удерживал его на протяжении двух, затем Стюарт вырвал его на один, потом Хилл на два, а затем предпоследний круг Стюарт прошел в одиночестве! Все привстали - был большой разрыв - и одинокий Хилл, к вздохам или облегчению. Видимо, Хилл перетрудился в Lesmo и выскочил на травяную обочину, удержал болид от разворота и позволил Стюарту выйти вперед. Вскоре он вернулся в гонку, но именно Стюарт выиграл для BRM последний в 1965 году европейский Гран-при, принимая во внимание, что Хилл одержал победу на первом. Это была заслуженная победа, поскольку молодой шотландец в этом году во всех гонках финишировал в очковой зоне, кроме Гран-при Германии в августе, где он повредил свою переднюю подвеску после двух кругов. Это была прекрасная победа для BRM, поскольку они выиграли первый и последний европейские Гран-при - фактически последние гонки 1½-литрового Чемпионата, прошедшие по эту сторону Атлантики.
Факты и слухи
У Джима Кларка во время гонки стоял единственный 32-клапанный двигатель Coventry-Climax. Гарни использовал один во время тренировок, но он терял так много масла, что на гонку его заменили 16-клапанником. Хитрый калифорниец полагал, что он обладал примерно такой же мощностью, что и Volkswagen.
Джек Брэбэм участия в гонке не принимал, в отличие от его трех его болидов. Гарни заработал третье место, а Халм сломал трубу рамы. Третий болид Джека был предоставлен итальянцу Багетти, который, казалось, на тренировках испытывал небольшие трудности с выжиманием конечных оборотов при захвате "буксира". Он, очевидно, доучивался этому искусству во время гонки, так как шатун стыдливо пробил картер на 13-ом (!) круге.
На двух Honda, Гинтера и Бакнама (который, кажется, будет получать йены от токийской марки), стоял новый картер, который позволил опустить болиды на четыре дюйма. Кроме того, они имели новые крепления заднего стабилизатора поперечной устойчивости и магниевые колеса Goodyear. Болид Бакнама показал на тренировках шестое время, но болид Гинтера не был склонен идти в полную силу.
В гонке должны были участвовать четыре Ferrari, но, в конечном счете, Скарфиотти отказался, и, таким образом, "V8", на которой должен был выступить Ваккарелла, отогнали обратно в гараж. Три "F12" повели в бой Сертиз, Бандини и Ваккарелла. Все они имели головки цилиндров нового образца с различными углами во впускных каналах. Суппорты задних тормозов были увеличенными.
Джеки Стюарт (перед гонкой) сказал, что Монца – скорее "трасса для болидов", нежели "трасса для пилотов". "Пять кругов по трассе", сказал он, "и Вы уже способны идти быстро!" Что он и сделал.
"Нино" Фарина, первый Чемпион мира (1951 года), перед гонкой сказал мне, что "трехлитровая" Формула 1 будущего года будет очень опасной. "Когда перед войной я управлял 450-сильными автомобилями", сказал он, "они представляли собой сплошную проблему. Новые болиды станут столь легкими и чувствительными, а мощности столь высокими, что справиться с ними смогут лишь немногие гонщики".
Говорят, что BRM собираются экспериментировать с нагнетателем Shorrock на имеющемся 1½-литровом двигателе V8 с намерением использовать его в начале Формулы 1966 года. Говорят, что они будут использовать "специальное топливо". Это звучит слегка натянуто, поскольку болиды Ф1 ограничены "подачей" топлива, но это стоит отметить.
По-видимому, возможно, что спортивная комиссия FIA предложит дистанцию гонки в 300 миль, или ее продолжительность в три часа, для гонок Ф1 будущего года. Пит-стопы? Великолепно.
Во время пятничной тренировки сцену паддока оживил один из болидов Charles Lucas Ф3, взорвавшись сильным фейерверком и сгорев дотла. Тем не менее, Боб Бондюрант (попавший под крыло Стирлинга Мосса) в воскресенье в великолепном стиле выиграл гонку Ф3 за рулем другого болида Lucas.
1 | Джеки Стюарт | BRM | 76 | 2:04'52.8 | ||
2 | Грэм Хилл | BRM | 76 | 2:04'56.1 | ||
3 | Дэн Герни | Brabham | 76 | 2:05'09.3 | ||
4 | Лоренцо Бандини | Ferrari | 76 | 2:06'08.7 | ||
5 | Брюс МакЛарен | Cooper | 75 | 2:05'38.8 | ||
6 | Ричард Этвуд | Lotus | 75 | 2:05'57.8 | ||
7 | Йо Боньер | Brabham | 74 | 2:05'17.8 | ||
8 | Йохен Риндт | Cooper | 74 | 2:05'18.2 | ||
9 | Иннес Айрленд | Lotus | 74 | 2:07'18.3 | ||
10 | нф | Джим Кларк | Lotus | 63 | Топливный насос | |
11 | нф | Майк Спенс | Lotus | 62 | Генератор / зажигание | |
12 | нф | Нино Ваккарелла | Ferrari | 58 | Двигатель | |
13 | нф | Роберто Буссинелло | BRM | 58 | Давление масла | |
14 | нф | Ричи Гинтер | Honda | 56 | Зажигание | |
нф | Денни Хьюм | Brabham | 46 | Подвеска | ||
нф | Фрэнк Гарднер | Brabham | 45 | Двигатель | ||
нф | Йо Зифферт | Brabham | 43 | Коробка передач | ||
нф | Джеки | Lotus | 37 | Сальник коробки передач | ||
нф | Джон Сертис | Ferrari | 34 | Сцепление | ||
нф | Ронни Бакнем | Honda | 27 | Двигатель / зажигание | ||
нф | Мастен Грегори | BRM | 22 | Коробка передач | ||
нф | Джанкарло Багетти | Brabham | 12 | Шатун | ||
нф | Джорджо Басси | BRM | 8 | Двигатель |
Перевод и набор: Андрей Краснов
Журнал "Sporting Motorist" October, 1965