Гран-при Италии 1965 года: Первая победа Джеки Стюарта в Гран-при, Кларк сходит
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

08-1965г. Гран-при Италии

08-1965г. Гран-при Италии

В НЕКОТОРОМ ОТНОШЕНИИ, это, казалось, было похоже на идеальную справедливость. После одного из самых неистовых сражений, когда-либо виданых на исторической трассе Монца, 36-й Гран-при Италии в великолепном стиле выиграл 25-летний Джеки Стюарт - это его первая победа в Гран-при в его первый год участия в гонках Чемпионата. Его соотечественник Кларк, одержавший в этом году победы на всех европейских Гран-при, в которых он участвовал, и обеспечивший себе звание Чемпиона мира, на 64-ом круге припарковался на обочине из-за отказавшего бензонасоса. Он пнул его как истинный шотландец, и, насколько смог, дотянул до своих боксов, но там он сошел окончательно. Почти в это же самое время его товарищ по команде, Спенс, снова сошел из-за проблем с электрикой, на этот раз дело было в свечах зажигания.
На момент схода Кларк не являлся лидером. Он разделял свою долю лидерства с Хиллом, Стюартом и Сертизом, но на протяжении двух с небольшим часов гонки невозможно было предсказать, кто из гонщиков примет клетчатый флаг. Когда в воскресенье 12 сентября в 3:15 дня упал стартовый флаг, Кларк на этот раз на мгновение замешкался, и Стюарт вывел свою машину вперед, но Кларк поднажал и на какое-то время возглавил пелотон на первом круге. Он опережал Хилла и Стюарта, а Бандини, на одной из трех 12-цилиндровых Ferrari совершивший резкий и незаметный старт со второго ряда, шел на четвертой позиции впереди Зифферта на Brabham Уокера. Это был единственный потрясающий старт. Сертиз стартовал ужасно, но пробился сквозь пелотон к восхищению итальянской публики - самой многочисленной.
На четвертом круге Кларк сменил на лидерующей позиции Хилла, две Honda Гинтера и Бакнама шли непосредственно позади, а Сертиз продолжал свое ослепительное восхождение. На пятом круге два BRM шли почти голова в голову, и Кларк оказался на третьей позиции. Гарни шел на четвертой позиции, а Бандини держался пятым, в то время как его соотечественники махали ему руками. Затем Гарни протиснулся вперед Хилла на третью позицию позади Стюарта, так как Кларк снова вышел в лидеры, и Сертиз оказался непосредственно позади Хилла. И так это продолжалось. Выглядело немного по-гладиаторски, когда Сертиз начал пробивать себе дорогу сквозь лидирующую группу, и на 11-ом круге он с большим трудом возглавил пелотон. Толпа зрителей вскинула вверх большие пальцы, и радость изобиловала повсюду - хорошо, почти повсюду.
Момент славы английского гонщика Ferrari был недолгим, поскольку на 12-ом круге Стюарт снова вышел вперед, примерно half-a-haggis, и Сертиз ни разу больше не смог вернуть себе лидерство, хотя постоянно обменивался второй и третьей позициями, находясь непосредственно позади лидера.
После этого Стюарт и Кларк обменивались лидерством словно шотландские терьеры, и темп был потрясающим. После получаса гонки огромная толпа зрителей стояла на цыпочках. Борьба была столь захватывающей, что лидирование различных гонщиков на каждом круге стало почти обычным делом. На 21-ом круге Бакнам повернул свою Honda в боксы для проверки на предмет потери мощности. "Новые" Honda так и не продемонстрировали реальных признаков денежных затрат, несмотря на пониженный профиль, модифицированную заднюю подвеску и новые магниевые колеса Goodyear. Именно на прошлогоднем Гран-при Италии японская марка появилась впервые с системой впрыска топлива, и с тех пор, по-видимому, испытывает проблемы с ней.
Два BRM возглавляли пелотон впереди Сертиза и Кларка, которого, в свою очередь, преследовали Бандини, Гарни и Спенс. Porca Miseria, это была настоящая гонка! Тем временем, Бакнама стали заводить с толкача, затем стало понятно, что болид будет дисквалифицирован, если отправить его в гонку подобным способом, так что один из механиков сел в болид и завел его от стартера, затем вылез и передал управление Бакнаму, который заглушил двигатель и перезапустил его от кнопки и, в конце концов, вернулся в гонку примерно после 15-ти минут дьявольской и непостижимой работы.
К этому времени энергичный Стюарт обошел своего товарища по команде, опережавшего Кларка, затем Сэртиза, Гарни и Бандини. На следующем круге Кларк переместился на вторую позицию, а Ferrari Сертиза и Бандини шли бок о бок на "четвертой" позиции. Вслед за ними шли Гарни, Спенс, Зифферт и Айленд на одном из Parnell Lotus-BRM. На следующем круге Кларк лидировал уже с большим преимуществом, а Сертиз медленно проехал мимо трибун напротив боксов, сойдя на следующем круге (35-ом) из-за сильно проскальзывающего сцепления. Стоны можно было услышать в Милане. Кларк, Стюарт и Хилл обменивались лидерством, и среди всего этого Хилл установил новый рекорд круга 1' 37.3" (36-ой круг), на который Кларк ответил 1' 37.1" на 37-ом круге. Honda Бакнама медленно зарычала и на следующем круге снова остановилась в боксах. И сошла.
На 41-ом круге Хилл опережал Стюарта и Кларка, в то время как позаимствованный "Джеки" заводской Lotus был отогнан на стоянку разбитых автомобилей. С таким темпом складывалось ощущуние, что к концу соревнования все болиды окажутся разбитыми.
Стюарт, Кларк и Хилл по-прежнему обменивались лидерством, и на 50-ом круге порядок был следущим: Хилл, Кларк, Стюарт, Гарни, Бандини, Спенс, Мак-Ларен, Айленд, к этому времени Кларк вновь улучшил рекорд круга до сенсационных 1' 36.4" (46-ой круг) - 133,428 миль/ч. На 45-ом круге Гарднер медленно проследовал мимо главной трибуны со слабо звучащим двигателем и сошел на 46-ом. Девять болидов из 23-ех стартовавших вышли из строя, но гонка была ограничена двумя главными "клиньями", и сражение было по-прежнему интенсивным. По-прежнему Кларк, Хилл и Стюарт обменивались лидерством. Теперь уже был видимый разрыв между тройкой лидеров и Гарни, и еще больший разрыв между Гарни и Бандини. Оставшийся в гонке товарищ по команде Бандини, Ваккарелла, вел скверно звучащую Ferrari "12" максимум на одиннадцати работающих цилиндрах, в конце концов, сицилиец остановился в своих боксах, чтобы сказать, что нет ни мощности, ни компрессии - совсем. Даже Мафия не могла бы заставить ее ехать.
После 62-ух кругов настала очередь Стюарта выйти вперед, его товарищ по команде шел вторым, а Гинтер во второй раз направился в свои боксы из-за "потери мощности". Кларк удерживал третью позицию позади двух BRM, когда, сенсация, итальянский комментатор залепетал Внимание, внимание! Последовал поток латинских слов, смысл которых заключался в том, что в Lesmo что-то произошло, но, к счастью, это был всего лишь отказ бензонасоса, и спустя примерно десять минут Кларк медленно добрался до своих боксов. Он сошел, как и его товарищ по команде Спенс. Все заводские Lotus выбыли из гонки. Два BRM далеко оторвались от Гарни, и стало вполне очевидно, что с таким преимуществом оспаривать лидерство будут Хилл и Стюарт. Как Джек Брэбэм, должно быть, думал об этих двух двигателях BRM, подвергнутых напряжению. Flamin' Apples!
Одно было слишком очевидно, что между двумя BRM шла настоящая схватка, и Хилл захватил лидерство за шесть кругов до финиша. Он удерживал его на протяжении двух, затем Стюарт вырвал его на один, потом Хилл на два, а затем предпоследний круг Стюарт прошел в одиночестве! Все привстали - был большой разрыв - и одинокий Хилл, к вздохам или облегчению. Видимо, Хилл перетрудился в Lesmo и выскочил на травяную обочину, удержал болид от разворота и позволил Стюарту выйти вперед. Вскоре он вернулся в гонку, но именно Стюарт выиграл для BRM последний в 1965 году европейский Гран-при, принимая во внимание, что Хилл одержал победу на первом. Это была заслуженная победа, поскольку молодой шотландец в этом году во всех гонках финишировал в очковой зоне, кроме Гран-при Германии в августе, где он повредил свою переднюю подвеску после двух кругов. Это была прекрасная победа для BRM, поскольку они выиграли первый и последний европейские Гран-при - фактически последние гонки 1½-литрового Чемпионата, прошедшие по эту сторону Атлантики.

Факты и слухи
У Джима Кларка во время гонки стоял единственный 32-клапанный двигатель Coventry-Climax. Гарни использовал один во время тренировок, но он терял так много масла, что на гонку его заменили 16-клапанником. Хитрый калифорниец полагал, что он обладал примерно такой же мощностью, что и Volkswagen.
Джек Брэбэм участия в гонке не принимал, в отличие от его трех его болидов. Гарни заработал третье место, а Халм сломал трубу рамы. Третий болид Джека был предоставлен итальянцу Багетти, который, казалось, на тренировках испытывал небольшие трудности с выжиманием конечных оборотов при захвате "буксира". Он, очевидно, доучивался этому искусству во время гонки, так как шатун стыдливо пробил картер на 13-ом (!) круге.
На двух Honda, Гинтера и Бакнама (который, кажется, будет получать йены от токийской марки), стоял новый картер, который позволил опустить болиды на четыре дюйма. Кроме того, они имели новые крепления заднего стабилизатора поперечной устойчивости и магниевые колеса Goodyear. Болид Бакнама показал на тренировках шестое время, но болид Гинтера не был склонен идти в полную силу.
В гонке должны были участвовать четыре Ferrari, но, в конечном счете, Скарфиотти отказался, и, таким образом, "V8", на которой должен был выступить Ваккарелла, отогнали обратно в гараж. Три "F12" повели в бой Сертиз, Бандини и Ваккарелла. Все они имели головки цилиндров нового образца с различными углами во впускных каналах. Суппорты задних тормозов были увеличенными.
Джеки Стюарт (перед гонкой) сказал, что Монца – скорее "трасса для болидов", нежели "трасса для пилотов". "Пять кругов по трассе", сказал он, "и Вы уже способны идти быстро!" Что он и сделал.
"Нино" Фарина, первый Чемпион мира (1951 года), перед гонкой сказал мне, что "трехлитровая" Формула 1 будущего года будет очень опасной. "Когда перед войной я управлял 450-сильными автомобилями", сказал он, "они представляли собой сплошную проблему. Новые болиды станут столь легкими и чувствительными, а мощности столь высокими, что справиться с ними смогут лишь немногие гонщики".
Говорят, что BRM собираются экспериментировать с нагнетателем Shorrock на имеющемся 1½-литровом двигателе V8 с намерением использовать его в начале Формулы 1966 года. Говорят, что они будут использовать "специальное топливо". Это звучит слегка натянуто, поскольку болиды Ф1 ограничены "подачей" топлива, но это стоит отметить.
По-видимому, возможно, что спортивная комиссия FIA предложит дистанцию гонки в 300 миль, или ее продолжительность в три часа, для гонок Ф1 будущего года. Пит-стопы? Великолепно.
Во время пятничной тренировки сцену паддока оживил один из болидов Charles Lucas Ф3, взорвавшись сильным фейерверком и сгорев дотла. Тем не менее, Боб Бондюрант (попавший под крыло Стирлинга Мосса) в воскресенье в великолепном стиле выиграл гонку Ф3 за рулем другого болида Lucas.



1
Джеки СтюартBRM762:04'52.8
2
Грэм ХиллBRM762:04'56.1
3
Дэн ГерниBrabham762:05'09.3
4
Лоренцо БандиниFerrari762:06'08.7
5
Брюс МакЛаренCooper752:05'38.8
6
Ричард ЭтвудLotus752:05'57.8
7
Йо БоньерBrabham742:05'17.8
8
Йохен РиндтCooper742:05'18.2
9
Иннес АйрлендLotus742:07'18.3
10нфДжим КларкLotus63
Топливный насос
11нфМайк СпенсLotus62
Генератор / зажигание
12нфНино ВаккареллаFerrari58
Двигатель
13нфРоберто БуссинеллоBRM58
Давление масла
14нфРичи ГинтерHonda56
Зажигание

нфДенни ХьюмBrabham46
Подвеска

нфФрэнк ГарднерBrabham45
Двигатель

нфЙо ЗиффертBrabham43
Коробка передач

нфДжекиLotus37
Сальник коробки передач

нфДжон СертисFerrari34
Сцепление

нфРонни БакнемHonda27
Двигатель / зажигание

нфМастен ГрегориBRM22
Коробка передач

нфДжанкарло БагеттиBrabham12
Шатун

нфДжорджо БассиBRM8
Двигатель

Перевод и набор: Андрей Краснов

Журнал "Sporting Motorist" October, 1965



Знаете ли Вы что...