12-1968г. Гран-При Мексики
В этом году у нас снова было три претендента. Во-первых, Грэм Хилл, который лидировал в чемпионате на протяжении всего сезона после гибели Джима Кларка, но, имея 39 очков, обладал незначительным преимуществом в три очка. Затем Джеки Стюарт, у которого было 36 очков, но с дополнительным преимуществом в виде трех побед против двух у Грэма, поэтому в случае, если бы они набрали одинаковое количество очков, Джеки выиграл бы титул из-за большего количества побед. Третьим претендентом на титул был действующий Чемпион Мира, Денни Халм, у которого было 33 очка, но ему нужно было либо выиграть гонку, либо прийти вторым, но даже в этом случае все зависило бы от того, где финишировали бы двое других. Наибольшие шансы явно были у Грэма, и я считал, что он заслужил победу, удерживая лидерство на протяжении столь долгого времени, но если бы я был букмекером, то сделел бы фаворитом Джеки Стюарта, поскольку его болиды безупречно подготовлены, и у него всегда есть запасной тренировочный болид и пара запасных двигателей. Кен Тиррелл руководит своей командой наиболее разумно и, должно быть, является на сегодняшний день лучшим менеджером в автоспорте.
Трасса находится в трех милях от аэропорта по направлению к городу и расположена на территории огромного общественного спортивного парка Аутодроме. Эта специально спроектированная трасса длиной в 3.2 мили – вероятно, лучшая в мире. Она расположена на высоте 7400 футов, и это обстоятельство доставляет всевозможные проблемы со смесеобразованием. Вообще, подсчитано, что двигатели теряют здесь около 20-ти процентов мощности по причине недостатка кислорода. Чтобы получить правильную смесь, конструкторами двигателей разрабатываются специальные распредвалы, но, естественно, если двигатель все равно не работает должным образом, очень сложно обнаружить различие между всеми остальными трудностями. Мы опасались этой проблемы, поскольку у нас был двигатель, который страдал от недостаточной мощности в Уоткинс Глене, поэтому мы отправили его обратно в Cosworth, но, хоть они его и разобрали, но не смогли выяснить причину проблемы. И мы теперь не знали, сможем ли обнаружить, выдавал ли он свою мощность целиком, или просто на него так влияла высота.
Трасса имеет все: шпильку, профилированный поворот, выходящий на главную прямую приемлемой длины и несколько очень хитрых S-образных поворотов, в которых необходимо строго придерживаться траектории в первой части, иначе можно испортить прохождение второй половины поворота и потерять ценное время. Это трасса для настоящих гонщиков, и, в отличие от большинства других спроектированных трасс, на ней не так уж много узких поворотов.
Удобства превосходны – боксы одновременно являются гаражом. Можно откатить болид за боксы, где есть просторное помещение для всего. Ворота непосредственно позади и ставни непосредственно перед боксами, гвардия постоянно находится на дежурстве, так что Вы ощущаете себя в полной безопасности.
Есть определенный предел, в соответствии с которым можно устанавливать цену на вход для обычной публики, и она довольно небольшая, и хотя все стремятся устроиться на трибуны, она по-прежнему убыточна, и ее приходится субсидировать.
Говорят, что все члены комитета – миллионеры, а двое из них, инженеры Хавьер Веласкез и Карлос Бранифф, являются олимпийскими яхтсменами. Президент, синьор Ромуло О'Фаррилл, очаровательный человек и один из самых влиятельных людей в Мексике, вледелец главной газеты и телевизионной станции, всегда устраивает замечательную гостеприимную вечеринку в своем потрясающем особняке на окраине города.
Вручение приза – всегда великолепное занятие, и в прошлом году оно превзошло что-либо замеченное где-нибудь еще. Организаторы взяли целую арену для боя быков примерно в 30 милях от города, все зрительные ярусы были превращены в обеденные столы, и, пока на арене раздавались призы, накрывался ужин. Потом было представление настоящего тореадора, после которого гонщики нарядились в тореадоров и сражались с молодыми быками, что было очень занятно, поскольку, несмотря на молодой возраст, они были весьма агрессивными. Затем Джим Кларк серьезно настроился на бой с настоящим взрослым быком, и под громкие аплодисменты и фанфары, записанные на настоящем бое быков, выпустили так называемого Торо, который на самом деле оказался ослом с нацепленными рогами. Наконец, все завершилось великолепным фейерверком с красочным зрелищем гоночного болида с вращающимися колесами и ракетами, выстреливавшими из выхлопных труб. Вот так Гран-при Мексики 1967 года большими буквами вписал себя в историю.
Погода в Мехико была замечательная, а тренировка в пятницу проводилась с 1:00 дня до 5:00 вечера, так что времени было достаточно для того, чтобы уладить все проблемы и нажить их заново. Температура трассы составляла 100 градусов (38ºС), но в тени было довольно прохладно. Первую большую неожиданность преподнес Жаки Икс, сломавший себе ногу во время тренировки перед ГП Канады, который вернулся к гонкам, усилив команду Ferrari. Он немного хромал, но сказал, что чувствует себя в болиде прекрасно. Он совершил невероятное, впрочем, как поступают все гонщики, и восстановил свою сломанную ногу за шесть недель вместо трех месяцев, несмотря на то, что в ней еще осталась пластина.
Дэн Гарни, по-прежнему, пилотировал свой McLaren; мексиканский гонщик Мойсес Солана сел за руль третьего Lotus, на котором Андретти участвовал в Уоткинс Глене; Сервоз-Гавин тренировался на Cooper Элфорда, поскольку Вик должен был прибыть только к субботней тренировке; а Пескароло надеялся на следующий день сесть за руль второй Matra V-12. BRM располагали лишь одним заводским гонщиком Педро Родригезом.
Джеки Стюарт уже немного тренировался здесь в начале недели, поэтому вполне естественно, что именно он первым задал темп и в течение первого часа улучшил время на круге до 1 мин. 48.3 сек. Рекорд круга составлял 1:48.1, а прежнее быстрейшее тренировочное время – 1:46.4, оба принадлежали Джиму Кларку. Было очевидно, что основная борьба развернется между Грэмом Хиллом на Lotus и Джеки Стюартом на Matra-Ford, причем первый для начала наматывал круги без крыльев. Однако, огромной неожиданностью для них стал Сеппи Зифферт за рулем моего и Джека Дурлахера Lotus-Ford, и по окончании первого часа он утвердился на втором месте с 1:48.7. Затем мы решили снизить все передаточные отношения. Тем временем, Джеки Стюарт продолжал тренироваться то на одном болиде, то на другом, и в течение второго часа он улучшился до 1:46.9, но мы не выезжали на трассу, поскольку наша коробка передач была все еще разобрана на части. Но в течение следующего часа Сеппи выехал на трассу и показал быстрейшее время, улучшив прежнее на 0.05 секунды. Но оно, казалось, не устроило его, и он решил задать трепку всем рекордам, совершив шесть кругов в районе 1:45 и показав быстрейшие 1:45.5, которых он добился с помощью буксира от Криса Амона, и он был единственным гонщиком, вышедшим из 1:46. Когда впоследствии я спросил его, зачем он это сделал, он сказал, что на Олимпийских играх швейцарцы ничего не достигли, поэтому все теперь зависело от него. Джеки Стюарт, намотавший 82 круга, что составляет больше дистанции гонки, финишировал 3-им с 1:46.6. Грэм Хилл старался изо всех сил и прямо перед окончанием тренировки сумел показать 2-ое время 1:46. Денни Халм показал 1:48.9, и я потом спросил его, были ли у него какие-нибудь проблемы, но он сказал: "Нет, только четыре секунды и Ваш проклятый гонщик."
Произошла обычная неприятность с собакой, перебегавшей трассу, но на этот раз она оказалась быстрее, и Джеки Стюарт сумел увернуться от нее. Затем она пересекла обочину и снова перебежала трассу в следующем повороте.
Сэртиз развернулся в одном повороте, и тут же двум следовавшим позади болидам замахали синим флагом. На передней части болида Йо Боннье стояло крыло, как у Brabham, и Сеппи предположил, что оно предназначалось для защиты от солнца. Однако, Йо испытывал проблему с механизмом выбора передач и пытался разрешить ее, когда у него взорвался двигатель.
Brabham практически не участвовали в тренировке, поскольку устанавливали только что доставленные новые толкатели клапанов. У Дэна Гарни отсоединился провод от топливного насоса, из-за чего тот потерял много времени, но, хотя позже болид был приведен в порядок, он не пытался идти изо всех сил. Ferrari испытывали трудности со смесеобразованием, вероятно, из-за высоты. У Брюса МакЛарена взорвался двигатель, потребовавший замены в течение ночи, чем, кстати, также были заняты Джеки Стюарт и мы сами, поскольку двигатели преодолели очень много миль. Родригез испытывал трудности с приводом, кроме того, механики обнаружили на BRM течь масла.
В субботу было еще жарче, температура трассы составляла 107 градусов (42°С), и тренировка снова продолжалась с 1:00 дня до 5:00 вечера. Сочетание жары и того факта, что закрытые автомобили проводили тренировку как раз перед нами, сделало трассу медленнее, к моему большому удовольствию, но я знал, что радоваться еще рано.
Мы решили провести тест с полными баками и свежими шинами для гонки, затем подождать и посмотреть, что произойдет, поскольку я не хотел изматывать болид, в то время как у нас уже была поул-позиция. Я был несколько удивлен, когда мы тестировали болид с полными баками и новыми шинами, обнаружив, что мы показали второе до настоящего времени время дня. Во всяком случае, это означало, что двигатель, который мы установили ночью, по крайней мере, был столь же хорош, как и тот, что стоял прежде.
Более высокая температура неблагоприятно сказывалась на BRM – он закипал. Я намекнул им, что 2:30 дня – еще рановато для чая, но они сказали, что их устраивает любое время.
Джеки Стюарт, по-прежнему, постоянно наматывал круги, а затем случилось неизбежное – у него сломалась крестовина кардана полуоси, которая начала бешенно вращаться и разрушать подвеску. К счастью, это произошло в начале прямой, и он без труда съехал на обочину. Тем временем, Сервоз-Гавин показывал неплохие результаты на запасном болиде, но теперь вынужден был передать его Стюарту. Причина, по которой Джеки Стюарт проводил так много времени на трассе, состояла в том, что ему нужно было испытать несколько типов шин, и, в конце концов, он выяснил, какой из них был лучшим. Икс только начал показывать неплохие времена, как сломался его топливный насос. У Боннье взорвался двигатель его McLaren-BRM, и он решил опробовать вторую Honda – и она ему понравилась, хотя и не была настроена под него. Он сказал, что сравнивание мощности его собственного болида похоже на сравнивание Porsche с VW. Ближе к окончанию тренировки обнаружилось проскальзывание сцепления, но он решил в любом случае участвовать на ней в гонке. Honda объявили, что в следующем сезоне они не будут участвовать в чемпионате вплоть до третьего квартала, поскольку у них было несколько внутренних разногласий в пределах предприятия относительно того, на каком болиде они должны будут выступать. Они также сказали, что Джон Сэртиз может не рассчитывать на участие в гонках в течение этого срока, но может остаться в качестве их консультанта.
Пескароло и Cooper решили, что на этой трассе лучше ездить без крыльев. Однако, к сожалению, первый вылетел с трассы, повредив два колеса и поперечный рычаг подвески, но все это можно было отремонтировать. Оливер также вылетел, повредил выхлопные систему и трубы своего Lotus-Ford, и их также отремонтировали.
Примерно за три четверти часа до окончания тренировки Крис Амон получил хороший буксир на прямой и только за счет этого единственного круга смог улучшить свое время на 1.5 секунды, показав 1:45.62 и став вторым, кроме нас, кто смог разменять 1:46. Сеппи решил, что его время было слишком близким, поэтому ради своего спокойствия за 20 минут до окончания тренировки он ушел на трассу наматывать круги, но потом сказал, что на трассе было очень много песка. Поэтому он решил совершить последние два круга и первый прошел за 1:45.5, а второй – за сокрушительные 1:45.22. В действиельности, многие, включая меня, думали, что он показал 1:45 ровно, но мы были готовы согласиться с официальным временем, которое было на 0.4 сек. лучше кого бы то ни было.
Грэм Хилл не улучшил свое время предыдущего дня, 1:46.01, и стал третьим, а Денни Халм добился серьезного улучшения до 4-ой позиции с 1:46.04. Джеки Стюарт улучшился до 1:46.12, но, к сожалению, не на том болиде, который собирался использовать в гонке, поэтому это время не могло повлиять на его стартовую позицию, и он вынужден был уступить два места времени, показанному на другом болиде, 1:46.69. Дэн Гарни улучшился до 1:46.29, 6-го времени, следом за ним расположился Джон Сэртиз с 1:46.49.
Моя работа была не из легких, когда после тренировки я отправился пообщаться со всеми, как обычно, чтобы выяснить, какие проблемы их волновали. Все ответы казались примерно одинаковыми, как например, Дэн Гарни: "У меня все в порядке, но этот проклятый болид Роба Уокера слишком быстр" или Грэм Хилл: "Смотри, Роб, твой парень выставил меня на посмешище."
У Brabham также были проблемы, Йохену нужно было заменить двигатель из-за откачивания масла, а Джек вынужден был снять головку цилиндров для замены колец Cooper. BRM пришлось заняться незавидной работой по смене двигателей с одного шасси на другое. Lotus и McLaren были довольны, а Крис Амон из Ferrari сказал, что его двигатель терял мощность на выходе из медленных поворотов и был недостаточно мощным на прямой.
В воскресенье было чуть облачно, температура трассы снизилась до 103 градусов (39°С), но гонка, как всем казалось, обещала быть волнующей и драматичной.
Было проведено привычное представление, затем все гонщики ушли на прогревочный круг, и все было готово для того, чтобы решить, кто же станет чемпионом мира. У Криса Амона, стоявшего в первом ряду стартовой решетки вместе с Сеппи Зиффертом, сломалась ось водяного насоса, и, хотя механики проделали неистовую работу на стартовой линии, он стартовал с температурой воды 125 градусов. Флаг упал точно в 2:30, со старта ушли все, кроме Бьянки, на Cooper-BRM которого отказал топливный насос, но он вскоре был отремонтирован. Зифферт потерял обороты двигателя, пытаясь избежать слишком сильной пробуксовки колес, и вынужден был выжать сцепление, чтобы поднять их, за это время мимо него пронеслось примерно семь болидов. Грэм Хилл прекрасно стартовал, но его опередил Сэртиз, который вскоре перестарался, и после первого круга на лидирующую позицию с преимуществом в 1.5 секунды вышел Грэм на своем Lotus-Ford, за ним следовали Honda Сэртиза, Matra-Ford Стюарта, Ferrari V-12 Амона, McLaren-Ford Халма, BRM Родригеза, Brabham-Repco Риндта и Зифферт на нашем Lotus-Ford, уже в 4.5 секундах позади лидера. Далее шли Brabham-Repco Брэбхема, McLaren-Ford Гарни, Оливер на втором заводском Lotus-Ford, McLaren-Ford МакЛарена, Бельтуаз на Matra V-12, Сервоз-Гавин на второй Tyrrell Matra-Ford, Солана на третьем заводском Lotus-Ford, Кэридж на Parnell BRM V-12, Икс на второй Ferrari, Боннье на второй Honda и затем два Cooper-BRM Элфорда и Бьянки. На следующем круге Стюарт прошел Сэртиза и оказался в секунде позади Хилла, а Зифферту пришлось отстать на 7 секунд. Наш план состоял в том, чтобы, по возможности, захватить лидерство и чем-нибудь помочь Грэму Хиллу. На 3-ем круге Риндт выбыл из гонки, когда его двигатель заглох на трассе, вероятно, из-за какой-нибудь неисправности распредвала. Зифферт поднялся на 6-ую позицию, по-прежнему, в 7-ми секундах позади Хилла. На четвертом круге Ferrari Икса сошла на трассе с заглохшим двигателем из-за отказа зажигания, а Солана заехал в боксы с разрушенным задним крылом. Он настоял, чтобы ему разрешили пересесть в тренировочный болид Оливера, но из этой затеи ничего не вышло. Крыло было быстро отсечено, и он выехал обратно на трассу, но через 10 кругов снова заехал в боксы и сказал, что не желает продолжать гонку.
На пятом круге три претендента на победу в чемпионате шли на лидирующих позициях, причем Стюарт опережал Хилла на 0.6 секунды, Денни Халм вышел на третью позицию, все они шли по трассе в потрясающем темпе. Зифферт вышел на 4-ую позицию и направил свои устремления на Денни Халма, которого он прошел на следующем круге, и теперь начал приближаться к лидерам. На 9-ом круге Хилл прошел Стюарта и вернул себе лидерство, а затем на 10-ом круге разыгралась драма. У Денни произошла поломка амортизатора, когда он проходил бэнкинг, и последовал очень сильный удар об ограждение. Болид проскользил поперек дороги по направлению к боксам, затем Денни сумел выровнять его, но топливная трубка разорвалась от волочения по асфальту и оставила за собой топливный след, который воспламенился от искр, высеченных скребущимся по трассе шасси. Невредимый Денни быстро выбрался из болида, по какой-то неизвестной причине бак не взорвался, и спустя несколько минут пожар был благополучно потушен. Тем временем, сошел Бельтуаз из-за сломанной задней левой подвески Matra, а Сэртиз заехал в боксы, чтобы заменить свечи и средства от перегрева.
На 15-ом круге, по-прежнему, шла жаркая схватка между Хиллом и Стюартом, которых разделяли всего 1.5 секунды, но на помощь Грэму уже подошел Зифферт, державшийся в секунде позади Стюарта.
Амон, шедший на 6-ой позиции, заехал в боксы, где сошел из-за отсутствия воды по причине поломки водяного насоса его Ferrari. Теперь Дэн Гарни вывел свой McLaren на 4-ую позицию, за ним следовали Брэбхем и Сервоз-Гавин, проводивший прекрасную гонку за рулем второй Tyrrell Matra-Ford. На следующем круге Джон Сэртиз из-за прокола и перегрева заехал в боксы, где и сошел.
По-прежнему, впереди бушевало сражение, ни Хилл, ни Стюарт не давали спуску, но на 17-ом круге Сеппи Зифферт прошел Стюарта, немного облегчив жизнь Хиллу, и я думаю, что он был счастлив поддержке другого Lotus. На 20-ом круге Бьянки, у которого на старте сломался один из поршней, прекратил гонку и сошел. Положение оставалось прежним: Хилл, Зифферт и Стюарт шли плотной группой, на некотором расстоянии позади них шли Дэн Гарни, Брэбхем и МакЛарен.
На 22-ом круге Зифферт оказался бок о бок с Брэбхемом, проскользнул мимо него и, к нашему удивлению и восхищению, вышел в лидеры с 0.6-секундным отрывом, который он увеличил на следующем круге до 1.7 секунды. Это вполне устраивало Грэма, поскольку он мог воспользоваться буксиром от Сеппи и оторваться от Джеки. Впоследствии Грэм сказал, что, проходя, Сеппи подмигнул ему, но каждый раз, когда он ожидал его справа, тот оказывался слева, и наоборот. Сеппи намеревался держать дистанцию буксира от Грэма, и на 24-ом круге он шел всего в 2-ух секундах впереди. Но даже хорошо задуманные планы иногда складываются неудачно, и на 25-ом круге, к нашему огромному ужасу, Хилл пронесся мимо боксов без Зифферта, и затем Стюарт в 1.5 секундах позади. Сеппи накатом заехал в боксы с заглохшим двигателем. Оказалось, что вышел из строя дроссельный механизм – шаровый шарнир выскочил из своего гнезда, потеряв маленькую пружинку внутри. Единственное, что нужно было сделать – заменить ее и отправить болид обратно на трассу. Вместе с медленным заездом и выездом из боксов мы потеряли примерно 4 мин. 30 сек. или два с половиной круга. На этом же круге Пирс Кэридж заехал в боксы со взорвавшимся двигателем. Он начал гонку с температурой масла 140 градусов.
Теперь последовала одна из величайших безжалостных погонь за всю историю в исполнении Сеппи Зифферта, сравнимая разве что с погонями таких великих гонщиков, как Фанхио на Нюрбургринге в 1957 году, Стирлинга Мосса в Зандвоорте в 1960 году и Кларка в Монце в 1967 году. Несмотря на отставание более чем в два круга, он продолжал жать на все педали с момента выезда из боксов, и все говорили, что это было фантастическое зрелище.
На 28-ом круге у Дэна Гарни, который после пит-стопа Зифферта стал 3-им, сломался задний левый поперечный рычаг подвески, и его превосходная гонка закончилась, позволив Брэбхему выйти на 3-ью позицию, которого вплотную преследовал МакЛарен. Эти двое продолжали бороться до тех пор, пока у Брэбхема не пропала нижняя передача, и он не мог как следует ускоряться на выходе из шпильки, поэтому МакЛарен прошел его на 39-ом круге.
В районе 10-го круга у Джеки Стюарта началось небольшое топливное голодание. Поначалу оно было совсем небольшим, и хотя обороты двигателя опустились примерно до 8500 об/мин, он мог удерживать свою позицию, но в районе 35-го круга падение постепенно увеличилось, и он начал потихоньку отставать, и на 38-ом круге он был уже в пяти секундах позади. Затем на 39-ом круге он совсем заглох на выходе из шпильки и некоторое время не мог завестись, поэтому оказался в 16.3 секунды позади Грэма. С этого момента он постоянно глох на торможении и фыркал при разгоне, и Джеки терял по отношению к Хиллу по 3–4 секунды на круге.
Зифферт вернулся в гонку на 12-ой и последней позиции, но он продолжал проходить круги за 1:45, примерно на полсекунды быстрее быстрейшего круга лидеров, и он впервые прошел Стюарта, оказавшись в одном круге позади него. Но, видимо, на этом он не успокоился и начал регулярно проходить круги за 1.44, отыгрывая у Грэма Хилла по 3 секунды на круге, который, больше не испытывая давления, чуть снизил темп.
К 50-му кругу бедный Джеки Стюарт, в самом деле, испытывал проблемы, и Грэм оторвался на 78.5 секунд. МакЛарен и Брэбхем, шедшие на 3-ей и 4-ой позициях, приближались к нему, а Сервоз-Гавин великолепно шел на 5-ой позиции впереди заводского Lotus Джеки Оливера. На 52-ом круге Сеппи, после примерно 3-ех подряд кругов в районе 1.44, поставил последнюю печать на рекорде круга за 1:44.22, почти на 4 секунды быстрее прежнего рекорда круга и на 1.3 секунды быстрее кого бы то ни было в этой гонке. Это было поразительным достижением, и примерно в это время он прошел Грэма, но только чтобы оказаться в одном круге позади него, и Грэм сказал, что он, безусловно, подмигнул ему.
На 51-ом круге МакЛарен и Брэбхем прошли Джеки Стюарта, который просто старался сберечь болид, поэтому они вышли на вторую и третью позиции. Затем на 54-ом круге Сервоз-Гавин прошел своего товарища по команде и вышел на 4-ую позицию. Но на 58-ом круге у бедного Джонни Сервоза заклинило двигатель его Matra-Ford, и он вынужден был прекратить гонку. Такая неудача, поскольку он проводил великолепную гонку, и, нужно полагать, этот сезон открыл нам самого перспективного молодого гонщика Ф1.
К 60-му кругу положение было следующим: Грэм Хилл прочно удерживал лидерство в 75.8 секунды впереди МакЛарена, который оторвался от Брэбхема, потерявшего низшую передачу. Потрясающее соперничество за 4-ую позицию шло между Джеки Оливером и Педро Родригезом, затем шел Боннье на Honda, демонстрировавший впечатляющую езду, учитывая, что он потерял сцепление на 15-ом круге, что болид не был подогнан под него, и что на тренировке он провел мало времени за его рулем. Ближе к финишу он прошел Джека Брэбхема и Брюса МакЛарена, хотя отставал от них на круг, но он проходил круги за 1:47. Впоследствии он сказал мне, что ему сигнализировали, что кто-то догонял его, отыгрывая по 3 секунды на круге, но он подумал, что механик, должно быть, ошибся, поскольку никто не мог настигать его с таким темпом; конечно же, этим догонявшим оказался Зифферт, который шел в 12-ти секундах позади и уже отыграл у него целый круг.
На 60-ом круге Джек Брэбхем выработал все масло и в расстроенных чувствах отправился на пит-стоп, что было большой неудачей, поскольку он долгое время удерживал 3-ью позицию. Это вывело Джеки Оливера на 3-ью позицию, а вплотную шедшего за ним Родригеза – на 4-ую. Но к огромному восхищению и под аплодисменты мексиканцев на 62-ом круге Педро проскочил мимо Джеки, но этим дело не закончилось, поскольку Педро оказался позади Грэма Хилла, опережавшего его на круг, и Грэм неожиданно замедлился, но прежде чем бедный Педро понял, что к чему, Джеки прошел их обоих, вернув себе 3-ью позицию. Была ли это командная тактика, или Грэм просто замедлился, потому что победа фактически была у него в кармане, я не знаю. Тем не менее, Оливер проводил отличную гонку, учитывая, что всю ночь он болел, и его двигатель страдал от недостатка мощности, но BRM не стали сильно возражать, поскольку он, предположительно, переходит к ним на следующий год. На 63-ем круге Зифферт снова промчался мимо замедлившегося Джеки Стюарта, вышел на шестую позицию и устремился за шедшим пятым Боннье.
В конце 65-го круга последовала отмашка флагом, ко всеобщему восхищению сделавшая Грэма Хилла победителем Гран-при Мексики и чемпионом мира 1968 года, поскольку никто еще не становился более популярным чемпионом или сделал столько хорошего для спорта.
Брюс МакЛарен пришел следом в 80-ти секундах позади, еще спустя 21 секунду – Джеки Оливер и Педро Родригез в полусекунде позади него. Они были единственными, кто остался в одном круге с лидером, а Боннье на Honda финишировал на 5-ом месте после исключительной гонки. Приятно было снова видеть его в отличной форме на конкурентоспособном болиде. Зифферт стал 6-ым, прорвавшись сквозь пелотон с 12-ой позиции, затем пришел Джеки Стюарт, боровшийся сам с собой, Вик Элфорд, отставший от него на круг из-за недостаточной скорости своего болида и, наконец, Пескароло в трех кругах позади.
Джеки Стюарту явно не повезло – он вынужден был выйти из борьбы из-за внезапного топливного голодания, но он молод, и у него еще будет много возможностей побороться за титул.
Грэм Хилл полностью заслужил победу в чемпионате, проведя безупречную гонку. Она станет для него справедливой компенсацией за ГП Мексики 1964 года, когда он потерял титул с разницей в одно очко. Он станет лучшим чемпионом с 1962 года, поскольку выполняет все должностные обязанности образцовым образом, и в Индианаполисе с одинаковым нетерпением ожидают как его смешной речи на банкете в честь присуждения награды, так и саму гонку. Первое, что он сделал после победы в Гран-при – зашел к нам в боксы и поблагодарил всех тех, кто помог ему победить, несмотря на то, что был плотно окружен телевидением, журналистами и репортерами. Такой вот он человек.
После гонки говорили, что Зифферта теперь можно считать быстрейшим гонщиком в нынешних Гран-при, и это подтвержает тот факт, что ему принадлежат рекорды круга на Гран-при Англии, Канады и Мексики. Я рад объявить, что в следующем году он по-прежнему будет ездить за меня.
Интересно взглянуть на быстрейшие круги гонщиков в гонке и отметить, что Боннье оказался быстрее даже Брюса МакЛарена. Самым быстрым был Зифферт с 1:44.2, затем Хилл с 1:45.5, Стюарт с 1:45.8, Брэбхем с 1:46.1, Родригез с 1:46.5, Боннье с 1:46.8, МакЛарен с 1:46.8 и Оливер с 1:47.0.
Организация была великолепной, это одна из лучших гонок сезона с точки зрения зрительского интереса, на которую стоило съездить. Fordsport of England заказали 120-местный самолет, и все славно повеселились. При вручении призов каждому гонщику дали по памятному комплекту олимпийских медалей, и когда Зифферт получил свой, раздались громкие аплодисменты, демонстрировавшие оценку его гонки.
Гонка стала настоящим бенефисом для шин Firestone, занявших первые три позиции на стартовой решетке, выигравших гонку и показавших быстрейший круг, не говоря уже о победе в Чемпионате Мира среди гонщиков и в Кубке Конструкторов.
1 | Грэм Хилл | Lotus | 65 | 1:56'43.95 | ||
2 | Брюс МакЛарен | McLaren | 65 | 1:58'03.27 | ||
3 | Джеки Оливер | Lotus | 65 | 1:58'24.60 | ||
4 | Педро Родригес | BRM | 65 | 1:58'25.04 | ||
5 | Йо Боньер | Honda | 64 | 1:57'44.95 | ||
6 | Йо Зифферт | Lotus | 64 | 1:57'56.26 | Пит-стоп / тяга управления дроссельной заслонкой | |
7 | Джеки Стюарт | Matra | 64 | 1:58'10.63 | Проблемы с впрыском топлива | |
8 | Вик Элфорд | Cooper | 63 | 1:57'56.06 | ||
9 | Анри Пескароло | Matra | 62 | 1:58'38.50 | ||
10 | нф | Джек Брэбэм | Brabham | 59 | Давление масла / двигатель | |
нф | Джонни Серво-Гавен | Matra | 57 | Двигатель / зажигание | ||
нф | Дэн Герни | McLaren | 28 | Задняя подвеска | ||
нф | Пирс Каридж | BRM | 25 | Перегрев двигателя | ||
нф | Люсьен Бьянки | Cooper | 21 | Двигатель | ||
нф | Джон Сертис | Honda | 17 | Перегрев двигателя | ||
нф | Крис Эймон | Ferrari | 16 | Водяной насос / перегрев двигателя | ||
нф | Мойзес Солана | Lotus | 14 | Разрушение антикрыла | ||
нф | Жан-Пьер Бельтуаз | Matra | 10 | Задняя подвеска | ||
нф | Денни Хьюм | McLaren | 10 | Задняя подвеска / авария | ||
нф | Жаки Икс | Ferrari | 3 | Зажигание | ||
нф | Йохен Риндт | Brabham | 2 | Зажигание |
Перевод и набор: Андрей Краснов
Road & Track, February 1969