Гран-При Германии 1969г: Гонка погибших машин
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

07-1969г. Гран-При Германии

07-1969г. Гран-При Германии

Список машин, заявленных для участия в ГП Германии 1969 года, оказался до неприличия коротким. Организаторы седьмого этапа Чемпионата Мира, до последнего момента пытавшиеся привлечь на Нюрбургринг как можно больше машин, в итоге дождались всего 14 пилотов Флормулы-1, которых, учитывая длину кольца (на тот момент 22.835 км.), для полноценной гонки было катастрофически мало. Проблема была решена традиционно – на старт вместе с болидами Ф1 выпустили машины Формулы-2, коих поначалу набралось аж 12.
Впрочем, уже в субботу их количество сократилось до восьми. Чемпион Европы по подъему на холм Герхард Миттер, выступавший на BMW 269, во время пятничных тренировок не удержал свой BMW 269 в Flugplatz и улетел в деревья. 33-летний гонщик погиб на месте. Потрясенные случившимся, остальные пилоты BMW - Хубберт Хане и Дитер Куестер - отказались от участия в гонке. Не вышел на старт и близкий друг Миттера Ханс Херманн, выступавший на Lotus Ф2.
В субботу на квалификации основная борьба развернулась между Жаки Иксом, выступавшим за команду Джека Брэбема, и Джеки Стюартом, на Matra. Бельгиец вышел из нее победителем, а шотландец, с пятью победами возглавлявший личный зачет, вынужден был довольствоваться вторым местом. По большому счету, для Икса этот поул уже мало что решал – отставание от Стюарта было катастрофическим (32 очка), и уповать он мог только на технические проблемы шотландца, что тоже было своего рода утопией, так как лишь в одной из шести первых гонок того года Стюарт сошел с дистанции.
Первый ряд с претендентами на титул разделил Йохан Риндт со своим Lotus 49. Прямо за ними, на втором ряду, расположились Ио Зифферт на частном Lotus и Денни Хьюм на McLaren. Третий ряд достался Вику Элфорду на частном McLaren, Пирсу Кариджу на принадлежавшем Фрэнку Уильямсу Brabham и, собственно, Брюсу МакЛарену.
Единственная на тот момент полноприводная машина в пелетоне – Lotus 63 под управлением Марио Андретти – заняла 12 место. Стюарт тоже попробовал прокатится на полноприводной Matra МS84, но дальше тренировок дело не пошло – машина слишком нервно вела себя в поворотах.
Шотландец проделывал этот «трюк» уже не первый раз. Начиная с ГП Голландии команда привозила на автодром кроме боевых машин еще и МS84 в надежде, что хоть на какой-то трассе она будет иметь преимущество перед моноприводом. Стюарт исправно гонял на ней на тренировках, затем объявлял, что в гонке он обойдется и без нее, и уже в квалификации ехал на обычной МS80. До ГП Германии МS84 выходила на старт всего один раз, да и то, когда руководство команды волевым методом на ГП Великобритании усадила за руль второго пилота команды Жана-Пьера Бельтуа. Пилота едва не силой впихнули в кокпит, а в результате получили 17 результат в квалификации и девятое место на финише – худшие результаты пилота за весь сезон.
Лучшим из пилотов Ф2 оказался Джонни Серво-Гевин, показавший на своей Matra 15-е время. Рядом с ним на стартовом поле оказался Франсуа Север, выступавший в те годы на Tecno, а третий результат достался Анри Пескароло на Matra.
После квалификации организаторов «кинул» Джон Сертиз, показавший 11-е время. Британец посчитал, что стартовать на BRM P139 опасно для жизни, и отказался от участия в гонке. Таким образом, жест Сертиза уменьшил количество машин готовых выйти на старт до 21.
Икс проспал момент старта и уже после пары поворотов обнаружил себя на четвертой позиции. Лидировал Стюарт, а у него на хвосте "висели" Зифферт и Риндт. В это самое время пелетон лишился еще двух машин – Андретти переусердствовал в попытках справиться со своим полноприводным Lotus и разбил машину, не проехав и нескольких километров дистанции. На его отломанное колесо тут же наехал Вик Элфорд. Вылетая с трассы, его McLaren несколько раз перевернулся, но, к счастью, все обошлось без серьезных травм. Андретти помог Элфорду покинуть разбитую машину, а заодно и оказал первую медицинскую помощь пилоту, рука которого оказалась сломанной в трех местах.
А тем временем, в лидирующей группе пелетона Жаки Икс постепенно сокращал отставание от Стюарта. Первой его жертвой стал Риндт, испытывавший, впрочем, проблемы с зажиганием, из-за которых он через несколько кругов и сошел. Затем настала очередь Зифферта, также недолго сопротивлявшегося натиску бельгийца. Теперь двух лидеров Чемпионата разделяли лишь 9 секунд, на ликвидацию которых у Икса ушло еще пару кругов. И на седьмом круге он предпринял решительную атаку и прошел Matra шотландца.
Справедливости ради следует заметить, что с шестого круга Стюарт мучался от проблемы с коробкой передач – переход на повышенные передачи приходилось дублировать, так как далеко не всегда механизм срабатывал правильно.
Лидерства Икс никому так и не уступил до самого финиша, завоевав первую (и как оказалось единственную) победу для себя и своей команды. Стюарт, отстав на минуту, приехал к финишу вторым, третьим неожиданно оказался Брюс МакЛарен, а четвертым – Грэм Хилл. Интересно, что до финиша из пилотов, выступавших на машинах Ф1 добрались только эти четверо, пятое и шестое места достались сошедшим на 12 круге Зифферту и Бельтуа. Техника остальных не пережила сумасшедшей гонки по убийственному лесу.
Кстати Ф2 не могла похвастаться таким количеством «потерь» - из восьми стартовавших пилотов досрочно сошли с дистанции только двое. А саму гонку выиграл финишировавший пятым в «общем зачете» Анри Пескароло. Вторым и третьим оказались Ричард Эттвуд, выступавший за команду Фрэнка Уильямса, и Курт Аренс на личном Brabham.


Жаки Икс проходит Джеки Стюарта
в борьбе за лидерство
Грэм Хилл

1
6Жаки ИксBrabham141:49'55.4
2
7Джеки СтюартMatra141:50'53.1Проблемы с переключением передач
3
10Брюс МакЛаренMcLaren141:53'17.0
4
1Грэм ХиллLotus141:53'54.2
5
26Анри ПескаролоMatra141:58'06.4
6
29Ричард ЭтвудBrabham13

7
20Курт АренсBrabham13

8
22Рольф ШтоммеленLotus13
Пожар на финише
9
31Питер УэстбериBrabham13

10
30Кзавье ПерроBrabham13

11нф11Йо ЗиффертLotus12
Подвеска / авария
12нф8Жан-Пьер БельтуазMatra12
Передняя стойка

нф15Джеки ОливерBRM11
Маслоотстойник

нф9Денни ХьюмMcLaren11
Трансмиссия

нф2Йохен РиндтLotus10
Зажигание

нф28Франсуа СэверTecno9
Ведомая шестерня главной передачи

нф27Джонни Серво-ГавенMatra6
Двигатель

нф16Йо БоньерLotus4
Утечка топлива

нф17Пирс КариджBrabham1
Авария

нф12Вик ЭлфордMcLaren0
Удар в колесо от автомобиля Андретти /
 авария / удар в деревья / перелом руки

нф3Марио АндреттиLotus0
Потеря управления / авария

нс14Джон СертисBRM

Проблемы с подвеской / отказ

нс23Хуберт ХанеBMW

Отказ после аварии Миттера

нс25Дитер КвестерBMW

Отказ после аварии Миттера

нс24Герхард МиттерBMW

Потеря колеса / авария / разбился насмерть

нс21Ханс ХеррманнLotus

Отказ после аварии Миттера

Журнал ProFormula



Знаете ли Вы что...