10-1972г. Гран-При Италии
Марио Андретти проведший большую часть сезона в Америке вернулся в состав Ferrari, для чего команда выставила на домашней трассе сразу три машины. Команда Tecno тоже расширила свое присутствие в чемпионате выставив две машины, пилоты команды Дерек Белл и Нанни Галли выступавшие поочередно теперь смогли выступить вместе. Чемпион 1964 года Джон Сертис, завершивший активную карьеру годом ранее, в Италии вернулся за руль собственного автомобиля. Примечательно что команда Lotus приехала на гонку под названием «World Wide Racing», чтобы избежать проблем с властями расследовавшими гибель Йохена Риндта двумя годами ранее.
К радости тифози, квалификацию выиграл Жаки Икс, компанию на первом ряду стартового поля ему составил Крис Эймон, следом расположились Стюарт, Регаццони и Хьюм. Фиттипальди должен был уйти в гонку шестым позади основных соперников в борьбе за титул.
К радости местных болельщиков Жаки Икс выиграл старт, а Клей Регаццони на второй Ferrari смог пробиться на второе место. Фиттипальди на старте смог пробиться на третье место, Крис Эймон откатился на пятое, а Хьюм и вовсе на шестое. Но главным неудачником на старте оказался Джеки Стюарт, в момент старта на его Tyrrell отказало сцепление, и машине не тронулась с места, теперь у шотландца не осталось даже теоретических шансов отстоять титул.
Две Ferrari лидировали, Фиттипальди шел на комфортном третьем месте гарантировавшим ему чемпионский титул и казалось что борьбы среди лидеров ждать не стоит. Но сначала на 14-м круге на ровном месте Икс ошибся на торможении и выпустил напарника вперед, а пару кругов спустя Регацони не смог разминуться с отставшим на круг Brabham новичка Карлуша Пасе, которого развернуло в Curva Vialone. В результате оба сошли и Икс вернул себе лидерство, Фиттипальди вышел на второе место, а на третье вышел Крис Эймон. Но новозеландцу вновь не повезло, на этот раз на его Matra отказали тормоза и его место занял Майк Хэйлвуд. За восемь кругов до финиша лидер вновь сменился, на Ferrari Икс разрядился аккумулятор и оставшийся без зажигания двигатель заглох. Вышедший в лидеры Эмерсон Фиттипальди спокойно довел гонку до победы и досрочно завоевал чемпионский титул, обеспечив попутно Кубок конструкторов для Lotus. Бразилец стал самым молодым чемпионом мира, не тот момент ему исполнилось 25 лет и 273 дня, побить Это достижение смог только Фернандо Алонсо 33 года спустя. Майк Хэйлвуд финишировавший вторым завоевал первый подиум для себя и команды Surtees, третья ступенька пьедестала почета досталась Денни Хьюму. Напарник новозеландца Питер Ревсон финишировал четверым, вновь набрал очки финишировавший пятым Грэм Хилл, а замкнул зачетную шестерку Питер Гетин. Лучшая из Ferrari Марио Андретти финишировала только седьмой за пределами очковой зоны.
Стоит отметить что итальянская гонка стала последней для Джон Сертиса, он еще однажды принял участия в Гран-При, но из-за отказа двигателя не смог выйти на старт гонки, победа Фиттипальди стала последней одержанной на шинах Firestone. Судьба чемпионского титула и Кубка конструкторов решились в Италии, но в двух заокеанских этапах, зрители увидят борьбу пилотов и команд за оставшиеся места в обоих зачетах и что более важно за щедрые призовые которые традициооно разыгрываются в заокеанских гонках.
Фиттипальди мчится к своему первому чемпионскому титулу | Майк Хэйлвуд в кокпите Surtees TS9B |
1 | 6 | Эмерсон Фиттипальди | Lotus | 55 | 1:29'58.4 | ||
2 | 10 | Майк Хэйлвуд | Surtees | 55 | 1:30'12.9 | ||
3 | 14 | Денни Хьюм | McLaren | 55 | 1:30'22.2 | ||
4 | 15 | Питер Ревсон | McLaren | 55 | 1:30'34.1 | ||
5 | 28 | Грэм Хилл | Brabham | 55 | 1:31'04.0 | Проблемы с тормозами | |
6 | 23 | Питер Гетин | BRM | 55 | 1:31'20.3 | ||
7 | 3 | Марио Андретти | Ferrari | 54 | Пит-стоп / колесо | ||
8 | 21 | Жан-Пьер Бельтуаз | BRM | 54 | |||
9 | 19 | Ронни Петерсон | March | 54 | Пит-стоп / управление | ||
10 | 16 | Майк Бёттлер | March | 54 | |||
11 | 22 | Хоуден Генли | BRM | 52 | |||
12 | 24 | Рейне Виселль | BRM | 51 | Пит-стоп / коробка передач | ||
13 | 18 | Ники Лауда | March | 50 | Пит-стоп / дроссель | ||
нф | 4 | Жаки Икс | Ferrari | 46 | Аккумулятор / двигатель | ||
нф | 20 | Крис Эймон | Matra | 38 | Тормоза / пожар | ||
нф | 9 | Андреа де Адамик | Surtees | 33 | Суппорт тормоза | ||
нф | 7 | Джон Сертис | Surtees | 20 | Испарение топлива | ||
нф | 8 | Тим Шенкен | Surtees | 20 | Подвеска / авария | ||
нф | 29 | Вилсон Фиттипальди | Brabham | 20 | Задняя подвеска | ||
нф | 5 | Клей Регаццони | Ferrari | 16 | Удар в развернувшегося Пасе / задняя подвеска | ||
нф | 26 | Карлуш Пасе | March | 15 | Разворот / удар от Регаццони | ||
нф | 30 | Карлос Рейтеманн | Brabham | 14 | Авария / передняя подвеска | ||
нф | 2 | Франсуа Сэвер | Tyrrell | 14 | Двигатель | ||
нф | 11 | Нанни Галли | Tecno | 6 | Двигатель | ||
нф | 1 | Джеки Стюарт | Tyrrell | 0 | Трансмиссия на старте | ||
нкв | 25 | Анри Пескароло | March | Авария | |||
нкв | 12 | Дерек Белл | Tecno |