Эмо - самый юный чемпион
Мы продолжаем публиковать серию статей о Формуле-1 семидесятых годов. Главная неожиданность 1972 года, успех молодого бразильца.
Основными претендентами на победу перед стартом чемпионата 1972 года вновь считались Tyrrell, Ferrari и Lotus. Эта тройка сохранила прошлогодний состав пилотов, лишь в команде Колина Чэпмена вместо не оправдавшего надежд шведа Рейне Виселля появился Дэйв Уокер. Объективно Lotus казался слабейшим из "большой тройки” - ставший после гибели Риндта в Монце-70 лидером команды Эмерсон Фиттипальди, несмотря на явный талант. был еще слишком неопытным, а Уокер вообще не хватал звезд с неба. Казалось, Ф-1 предстоит повторение сезона-71. Конечно, кое-какую интригу по ходу сезона могли внести команды "второго эшелона” – BRM, March, Brabham, McLaren. BRM оделась в красно-белые мальборовские одежды и вынашивала амбициозные планы выставлять в сезоне-72 на деньги
Philip Morris по 5-6 машин на каждую гонку, что, впрочем, в полной мере так и не реализовалось. В March к Ронни Петерсону присоединился молодой рента-драйвер Ники Лауда, купивший себе место в команде на кредит, полученный от одного из венских банков. Brabham переживала смутные времена - второй год подряд команда переходила из рук в руки. Поруководив командой всего год, Ром Торанак, преемник отца-основателя Джека Брэбэма, продал хлопотное предприятие преуспевающему лондонскому бизнесмену Берни Экклстоуну. Тот затеял перестройку, поменял технический штаб команды и ангажировал в помощь Грэму Хиллу пару гонщиков из Южной Америки - Вильсона Фиттипальди, старшего брата Эмерсона, и Карлоса Рейтеманна.
Рейтеманн и сотворил первую сенсацию сезона, завоевав поул-позишн в дебютном Гран При чемпионата у себя на родине в Аргентине. Но в гонке аргентинцу блеснуть не удалось - на старте он пропустил нескольких соперников, а затем и вовсе из-за долгой смены резины потерялся в глубине пелотона. Гонку же выиграл, в полном соответствии с прогнозами, Джеки Стюарт, лидировавший от старта до финиша. Такая же картина чуть было не повторилась и в Южной Африке, где Стюарт лидировал до 45-го крута, пока его не подвела трансмиссия. Лавровый венок победителя в Кьялами достался Деннису Хьюму на McLaren, вырвавшему победу у Фиттипальди.
Время бразильца настало, когда "большой цирк” Формулы-1 переместился в Европу. Lotus 72 с Эмерсоном Фиттипальди за рулем был вне конкуренции в Испании и Бельгии. А в промежутке между этими Гран При прошла фантастическая гонка в Монако, где под потоками воды, лившими с разверзшихся небес, первую и последнюю победу в своей карьере одержал Жан-Пьер Бельтуаз на BRM.
Гран При Франции-72 после прошлогодних финансовых лагерь был перенесен с автодрома Поль Рикар на трассу "Шарад” близ Клермон-Феррана. Французская "национальная команда” Matra подготовила к домашней гонке новую модель - MS120D, сконструированную Жоржем Мартеном и Робером Мореном. Крис Амон за рулем этой машины легко опередил всех в квалификации и с такой же легкостью вырвался вперед на старте гонки. Однако фатальная невезучесть новозеландца, который справедливо считался одним из сильнейших пилотов 60-70-х годов, но так ни разу и не попробовал вкуса победного шампанского, сыграла с ним злую шутку; на 20-м круге он наехал на камень, которых на трассе было полным полно, поскольку Клермон-Ферран расположен на древнем вулканическом плато. Амону пришлось отправиться за новой резиной в боксы, что отбросило его на восьмое место. После пит-стопа ему ценой героических усилий удалось прорваться на третью позицию, и он финишировал, уступив только Стюарту и Фиттипальди. Впрочем, не один Амон пострадал от следов древних вулканических извержений. Наиболее печальный инцидент произошел с австрийцем Хельмутом Марко, которому камень из-под колес соперника пробил забрало шлема и серьезно повредил левый глаз, положив конец довольно многообещающей карьере австрийского пилота.
А что же Scuderia Ferrari? Увы, пилоты команды из Маранелло не смогли составить конкуренции Фиттипальди и Стюарту в борьбе за титул. Единственный успех Ferrari в сезоне-72 пришелся на самую, пожалуй, сложную гонку в календаре чемпионата - Гран При Германии на почти 23-километровом Нюрбургском кольце. Жаки Икс, предпочитавший эту трассу всем остальным, стартовал с поул-позишн и лидировал от старта и до финиша, а Клей Регаццони обеспечил Ferrari победный дубль.
Выиграв следующую гонку на "Остеррайх-ринге”, Эмерсон Фиттипальди практически обеспечил себе победу в чемпионате, теоретически же недосягаемым для соперников он стал после победы в Монце, за две гонки до конца чемпионата. Бразилец, которому в ту пору было только 25 лет, стал самым молодым чемпионом мира в истории Ф-1.
Вадим Степанов
Журнал Формула-1 12/2001