10-1975г. Шторм
В сезоне-75 едва ли не главным атрибутом болельщика Формулы-1 стал зонт. Лето выдалось прохладным и дождливым - пять гонок подряд прошли под аккомпанемент падающих с неба капель. «Мокрые» гонки, непредсказуемые сами по себе, в том году осложнил и «шинный фактор». Оказалось, что слики Goodyear просто отвратительно ведут себя на сырой трассе - частенько гонщики просто не успевали добраться до боксов, если начинался дождь. Наиболее яркой иллюстрацией этого факта стал британский Гран При.
Для «Сильверстоуна» эта гонка стала уже 15-м этапом чемпионата мира, однако впервые с 1952 года хозяева автодрома решили изменить трассу. Поводом к этому стала массовая авария, устроенная Джоди Шектером на выходе из поворота Woodcote два года назад (в 1974 году гонка проходила в Брэндс-Хэтче), а также целая череда неприятных инцидентов по ходу сезона-75. Изменениям подвергся тот самый Woodcote, превратившийся в медленную «эску». По мнению многих, такой шаг убил дух старого «Сильверстоуна», зато гонка обошлась без серьезных происшествий.
Британский Большой Приз значился 10-м этапом чемпионата мира. Ситуация в борьбе за титул выглядела совершенно очевидной - на счету Ники Лауды было вдвое больше очков, чем у любого из его преследователей. А вот спор за второе место обещал быть весьма острым - второе место Карлоса Рейтеманна отделяло от шестого Клея Регаццони всего девять очков.
Пятничная квалификация осталась за Карлосом Пасе, однако в субботу бразильца опередили Том Прайс на Shadow и оба гонщика Ferrari. На последних минутах Пасе попытался было отыграться, но смог показать лишь второе время. Все претенденты на «серебро» попали в десятку а за бортом гонки остались Ensign голландца Рулофа Вундеринка и «японское чудо» - автомобиль Maki с пилотом Хироши Фушидой.
В день гонки над трассой сгустились тучи, однако к старту асфальт успел высохнуть после ночного дождя, и гонку пилоты начинали на сликах. Естественно, преимущество получили те, кто стартовал по левой части трассы - именно там проходила траектория. Пасе вышел в лидеры, Регаццони опередил Лауду, а на пятое место «стрельнул» с девятого Хант. На протяжении первых кругов положение оставалось стабильным, а затем в центре внимания оказался Регаццони. За четыре круга швейцарец оставил не у дел двух лидеров гонки, и даже начал отрываться, но заморосивший на 19-м круге дождь перечеркнул усилия Клея. В повороте Club Ferrari не удержалась на асфальте и ударилась об ограждение трассы. Правда, Регаццони удалось выбраться из гравия и дотянуть до боксов, но замена поврежденного заднего антикрыла отбросила его за пределы второго десятка. Следующей жертвой сырой трассы стал Прайс - британец сумел обогнать Пасе, но лидировал лишь два круга, после чего также ошибся и разбил машину.
Дождь все усиливался, и лучше всех разобрался в ситуации Шектер. Моментально опередив Лауду и Пасе, Джоди лишь круг возглавлял гонку, а затем отправился «переобуваться», как, впрочем, и добрая половина «каравана». Из боксов его Tyrrell выехал на девятой позиции, но уже через пять кругов южноафриканец вновь возглавил гонку.
Не повезло Лауде - во время пит-стопа механик не до конца закрутил колесную гайку, и кругом спустя австрийцу пришлось вновь посещать боксы. Лидер чемпионата смог вернуться в десятку, когда дождь стих и трасса начала стремительно подсыхать. Выиграли в такой ситуации те, кто оставался на сликах. И хотя под дождем Хант, Фиттипальди и Пасе по несколько раз вылетали с трассы, теперь именно они возглавляли Гран При.
После сорока кругов начал терять мощность мотор на Hesketh Ханта. Джеймс откатился на третье место, а вскоре пропустил вперед и Шектера. Эмерсон Фиттипальди стал уже седьмым по счету лидером гонки, когда на трассе начался настоящий шторм. В потоках льющейся с небес воды невозможно было разглядеть, что происходило в десяти метрах, и в сочетании со свойствами покрышек Goodyear это принесло невероятные результаты - за какую-нибудь минуту 13 из остававшихся в гонке 19 машин вылетели с трассы. В экстренном порядке организаторы выкинули черный флаг, а затем, посовещавшись, решили для всех, кроме Эмо, определить финальную классификацию по итогам 55 кругов. Такого финишного протокола Ф-1 еще не видела.
Зимой 1975-1976 годов специалисты Goodyear все же провели работу над «дождевыми» свойствами сликов. А в дальнейшем всячески отвергали все обвинения, что именно шины виноваты в трагической аварии Ники Лауды на сыром асфальте «Нюрбургринга»…
См. также: Гран-при Великобритании 1975 года хаос в дождевой гонке и спорное определение результатов.
Александр Кабановский
Журнал "Формула-1", Январь 2003г.