Обзор сезона 1979г
вычеркиванием результатов многократно изменялся и совсем исчез лишь с сезоном 1991 года. Такое аннулирование дважды оказалось решающим. В 1964 году, когда Грэм Хилл в общем набрал на одно очко больше, чем ставший чемпионом Джон Сертиз, и в 1988 году, когда Алан Прост хотя и получил математически большее количество очков, чемпионский титул впервые достался Айртону Сенне именно из-за вычеркнутых худших результатов.
В начале сезона 1979 года две команды определяли происходящее: сначала Ligier, затем Ferrari. После ухода из гонок поставщика 12-цилиндровых моторов Matra французы вернулись к агрегату Cosworth V8 и главному конструктору Жерару Дюкаружу удался компактный болид JS11. Жак Лаффит и его новый партнер Патрик Депайе на французском "автомобиле-крыло" буквально разгромили конкурентов в Буэнос-Айресе и Интерлагосе. "Жако" победил в обеих гонках и считался серьезным кандидатом на титул, что было справедливым и для Депайе после его победы на испанском Гран-При. Однако Патрик получил тяжелейшие переломы рук и ног при падении дельтаплана, на котором летал в горах Massif-Central и выбыл из борьбы до конца сезона. Ги Лижье пригласил в команду Джеки Икса, но 34-летний бельгиец не смог найти общий язык с "автомобилем-крыло" и не был в состоянии помочь Лаффиту в борьбе за звание чемпиона.
Тем временем Ferrari была близка к завоеванию титула. Жилю Вильневу удалось было отодвинуть в тень своего коллегу Джоди Шектера, получавшего достойные уважения 3 миллиона долларов в год. В Кялами канадец выиграл перед южноафриканцем, поскольку последний более жестоко обходился с шинами Michelin. Первому "Wing-Car" от Ferrari, модели 312Т4, таким образом, удалась двойная победа сразу в премьерной гонке, несмотря на то, что широкий оппозитный 12-цилиндровый двигатель не позволял добиться такого же граунд-эффекта, как более компактный Cosworth V8. Этот гандикап итальянцы могли в 1979 году компенсировать, как и прежде, впечатляющей мощностью более 515 л.с.
На 4-м этапе сезона в Лонг-Бич Ferrari снова добилась двойной победы, с тем лишь отличием, что Жиль Вильнев здесь еще более превосходил Шектера. Канадец отличался агрессивным стилем вождения и показывал езду "для глаза и для сердца". Но в Формуле 1 не присуждают призов симпатии и не в последнюю очередь именно бесстрашие Вильнева, вкупе с командной стратегией Ferrari, стоило ему вполне достижимого титула. Это был 6-й этап чемпионата в бельгийском Цольдере, 13 мая 1979 года. По накалу борьбы та гонка мало с какой могла сравниться. Сначала за лидерство шла гигантская битва между Депайе и Лаффитом, которые вскоре были вынуждены защищаться от атак Алана Джонса. На 24 из 70 кругов впервые в истории гонок Ф1 лидером становится автомобиль Williams. Когда дефект системы зажигания прерывает сольное выступление Джонса, впереди опять оказываются два Ligier, но их шины Goodyear постепенно изнашиваются. Депайе в итоге вылетает с трассы, а сзади в "воздушном мешке" накатывается Ferrari Шектера на шинах Michelin. Южноафриканец провел решающий маневр еще на втором круге, когда он перед шиканой толчком "убрал" в сторону шедший перед ним Williams Клея Регаццони. Вплотную шедший за ними Жиль Вильнев врезался сзади в вылетающий Williams. "Рега" сошел, Вильнев опустился до последнего места, в то время как Шектер продолжил гонку. За 16 кругов до конца южноафриканец возглавил пелетон и завоевал свою первую победу на Ferrari, а Лаффит попал под прессинг великолепного Вильнева. За время погони Жиль, правда, израсходовал больше топлива, чем предполагалось, и остановился с пустым баком на последнем круге, не заработав очков. Что было бы, если бы…? Посчитаем: Вильнев мог вписать в свой актив 6 очков за второе место в Цольдере. Это был бы четвертый из четырех засчитываемых в первой половине сезона. По итогам сезона этого было бы достаточно для титула…
Эти несчастные шесть очков Жиль мог бы получить в следующей гонке сезона в Монте-Карло, где он мужественно придерживался командных приказов и оставался за лидирующим Джоди Шектером, пока поломка в трансмиссии досрочно не прекратила гонку канадца.
После Монте-Карло 1 июля 1979 года состоялся следующий, восьмой этап чемпионата в Дижоне. Этот Гран-При относился уже ко второй половине сезона, поскольку запланированный на 16 июня шведский этап, хотя и был снова вычеркнут из календаря, но остался приписанным к первой половине года. Если бы это не было так, тогда Вильнев мог бы вписать в свой актив 6 очков за свое второе место в Дижоне и получить чемпионскую корону…
Тот французский Гран-При подарил Renault давно заслуженную победу. Обладая давлением наддува 1,5 бара, мотор V6, оснащенный двумя нагнетателями ККК, мог развивать 520 л.с. Этого было достаточно, чтобы Жан-Пьер Жабуй успешно завершил "французскую революцию" в Дижон-Пренуа. Собственно, там могла произойти и двойная победа Renault, однако Рене Арну проиграл самую малость в незабываемой борьбе Жилем Вильневом. На последнем круге оба соперника все время ехали рядом, касались друг друга, сходили с трассы, возвращались на нее, многократно менялись позициями и показали, вероятно, самую красивую дуэль, которая когда-либо происходила в Формуле 1. На этих последних километрах Вильнев и Арну продемонстрировали все очарование гонок Гран-При. В конце, казалось, обоим было уже неважно, кто был впереди на финише. Этот эпизод показал то, что восхищало в Вильневе не только Энцо Феррари, но и каждого фаната Формулы 1 - настоящее желание и страсть рисковать всем за рулем гоночного автомобиля, как будто завтра не наступит. То, что в долгосрочной перспективе это может кончиться плохо, многие могли предполагать уже тогда, по крайней мере, когда Жиль Вильнев в Цандфоорте хотел проехать полный круг на одном диске и быстро сошел с дистанции. Коллега по команде Джоди Шектер делал ставку на другое. Более шести лет он учился в "высшей школе автоспорта" и мог, наконец, завоевать на Ferrari титул чемпиона мира. "Я хотел только выиграть чемпионат, поэтому все работы по настройкам машины были направлены на то, чтобы быть уверенным - я закончу гонку на возможно белее высокой позиции.
Это может звучать как само собой разумеющееся, но Жиль, например, делал ставку на достижение минимального времени прохождения круга". Шектер ездил для получения короны, Вильнев - для зрителей. "В этот период жизни Жиль вообще не думал о звании чемпиона", - говорил Шектер. И как не раз повторял сам Вильнев: " Я гонщик, это значит для меня - выигрывать гонки, а не просто собирать очки".
К середине сезона 1979 года Scuderia Ferrari с трудом могла что-нибудь противопоставить Williams. Историческую, самую первую победу машины Ф1 Фрэнка Уильямса завоевал Клей Регаццони на британском Гран-При 14 июля 1979 года. Его коллега по команде Алан Джонс сошел тогда из-за дефекта двигателя. Как будто в компенсацию этого, австралиец затем победил в трех Гран-При подряд, что могло сделать Джоди Шектера чемпионом досрочно в случае победы в Монце. Математически на чемпионство еще могли претендовать Жак Лаффит и Жиль Вильнев, но было ясно как день, что Ferrari перед земляками на трибунах сделает все, чтобы гарантировать себе титул. И случилось то, что должно было случиться: Шектер победил, постоянно прикрываемый сзади Жилем Вильневом. На финише обоих разделили 0,46 секунды.
20 лет спустя мы знаем, что титул Шектера был последним для гонщика Ferrari на этот период. Но тем днем 9 сентября это было так же покрыто туманом, как и окончание сезона. Вильнев был вторым в Монреале и победил в Уоткинс Глен.
Если бы он не придерживался указаний команды в Монце и обогнал Шектера, чемпиона 1979 года звали бы Жиль Вильнев. Конечно, это снова необоснованный расчет, поскольку канадец без разговоров выполнил приказ руководства команды. А менее чем через 3 года Вильнев доверился так же своему партнеру по Ferrari Дидье Пирони - и был горько разочарован. А если бы Алан Джонс не сошел в Цольдере, а добился бы вполне вероятной победы, тогда австралиец уже в 1979 году попал бы в анналы Формулы 1 с пикантным заключительным раскладом: Джонс 49, Шектер 48, Вильнев 47…
А. Гесс по материалам немецких интернет-сайтов