11-1984г. Гран-при Германии
Был ли Пике расстроен? Развеяв гнетущую атмосферу этого уикэнда, уикэнда препирательств и сделок на будущее, Пике привел свой Brabham в боксы, делая вращательные движения указательным пальцем, что является знаком, обозначающим необходимость в молниеносной замене резины. Механики команды немедленно на это среагировали. Менее чем за десять секунд на машину были установлены четыре новеньких Мишлена, после чего Пике расстегнул ремни, вылез из кокпита и снял шлем. «Коробка,» - сказал он улыбаясь. «Но спасибо за колеса.»
Было похоже, что Brabham-BMW добьются победы. В квалификации Пике помешала толкучка (в частности Андреа де Чезарис попался ему под ноги в субботу), но его машина была хороша и выглядела угрожающе для соперников. Так же смотрелись McLaren’ы и Lotus-Renault Элио де Анжелиса и все же даже на этом фоне на высокоскоростном и сравнительно простом немецком кольце Brabham-BMW не бледнел. Они использовали радиаторы и конструкцию кузова как на гонке в Брэндс-Хэтч.
На первых кругах гонки Пике был изумительно хорош. Он, Прост и де Анжелис быстро оторвались от двух пилотов Renault. Лидировал де Анжелис, Прост шел вторым и Пике третьим - три разных шасси с тремя разными моторами на двух разных марках шин. Гонка после трех кругов смотрелась более плотной, чем любая другая в этом сезоне. Де Анжелис был доволен своей машиной. В пятницу он был лучшим, а в субботу вторым (маленькая заминка при обгоне Brabham’а Тео Фаби). На гонку он выбрал более мягкую из двух видов резины Гудьир. После двух кругов он снизил наддув, опасаясь проблем с двигателем, но по мере того как гонка входила в ритм, ему пришло ощущение, что ничто и никто его сегодня не остановит. С растущей уверенностью, на 5-ом круге он снова повысил наддув. В его зеркалах маячили Прост и Пике.
Прост, в кокпите своего McLaren’а, был осторожен. Во время воскресной тренировки он был разочарован своим боевым автомобилем и решил ехать гонку на запасном шасси, если на установочном круге его рейсер не начнет вести себя лучше.
Он не только не стал вести себя лучше, но наоборот - из-за неисправного привода перестал работать механический бензонасос. Таким образом уже в третий раз в этом году Прост пересел в запаску. На стартовом поле на нее были установлены четыре совершенно свежих Мишлена - жесткие 010-е на левое заднее и мягкие 05-е на три прочих колеса. В четвертом ряду, на котором очутился McLaren Ники Лауды, опустившего руки в субботу после вылета с трассы из-за неразогретой резины, был сделан точно такой же выбор.
Пике, третий член этой группы, был совсем не так смел как в Брэндс-Хэтч. На все четыре колеса он выбрал жесткие 010-е, правда сделанные по толстому шаблону (для более жарких условий). С ними он рассчитывал пройти дистанцию без остановки в боксах. В Brabham’е считали, что с 05-ми у McLaren’а могли возникнуть проблемы.
Напряжение ушло из гонки на 8-м круге. Renault де Анжелиса внезапно взорвался, выпустив целое облако масла и дыма, что свидетельствовало о выходе из строя поршня. Похожая неприятность случилась в пятницу с его запасным шасси, и у Патрика Тамбэ моторы в квалификации дважды горели по этой же причине. Как и всегда, разговоры в Хоккенхайме крутились вокруг поршней, а следовательно вокруг низкого качества.
Спустя два поворота Пике отнял у Проста лидерство. Это был всего лишь вопрос скорости на прямой. «Он был гораздо быстрее меня и я ничего не мог с этим поделать,» - сказал после Прост. Может быть у его McLaren’а было слишком много антикрыльев? Может быть с меньшим их количеством он смог бы идти в более высоком темпе? «Я так не думаю,» - ответил Прост. «У нас было ровно столько крыльев, сколько было необходимо с нашим выбором шин.»
Можно сказать по-другому: Пике, Brabham и BMW прибыли в Хоккенхайм в лучшей форме. Прост пытался удержаться за Нельсоном шесть кругов, но когда появились круговые, он начал отставать. Он, конечно, понимал, что шины у него мягче, но на этом этапе гонки не мог ничего противопоставить Пике. Учитывая ситуацию в чемпионате и 25 кругов до финиша, думал он, лучшей политикой будет поберечь резину и ждать что будет дальше.
Эта политика оказалась полностью верной. Дальше у Пике сломался подшипник ведущей шестерни. Утром Пике попросил изменить ему передаточное число главной передачи и механики заметили, что главный вал трансмиссии был несколько смещен. Вследствие этого они заменили всю заднюю часть автомобиля, коробку передач и все такое, на аналогичные детали с запасного шасси. Удивительно, что после такой громадной работы, которую механики команды провели с подшипником ведущей шестерни во время гонки все же умудрился поломаться.
Это случилось на 22-ом круге, а на 23-м Пике заехал в боксы для своей «замены шин». С этого момента Гран При Германии превратился в самое унылое в этом году зрелище. Это означает, что все оставшиеся в гонке машины были не более чем фоном на котором сияли Marlboro McLaren’ы. Было лишь несколько интересных моментов. Первый из них естественно касался Проста и Лауды. На полностью одинаковых, вплоть до настройки крыльев, машинах - кто победит? До гонки мнения в моторхоумах складывались в пользу Лауды. Говорили, что Прост под давлением сломается. В конце концов Лауда окажется хитрее.
В пятницу, на обеде Boss, преобладало именно это мнение. Лауда говорил о полной удовлетворенности своей машиной: «Этот автомобиль без сомнения не хуже любого другого, что мне приходилось пилотировать раньше. Особенно здесь, потому, что это кольцо такое скоростное, что кажется, будто едешь с Cosworth’ом. Все сбалансировано и управляемость просто волшебная. Кажется я сегодня слишком много крыльев использовал, потому, что трек держит машину лучше, чем тогда, когда мы здесь тестировались. Завтра мы уменьшим их количество и я приобрету скорость на прямой.» Кто-то спросил его, помнит ли он аварию во время тренировок перед ГП Германии в 1982 году и не является ли первый поворот еще более тяжелым для турбо? «Да. Но в 82-м я вылетел потому, что зашел в него по широкой линии чтобы обойти медленную машину, наехал на гравий и потерял управление. Сегодня я догнал Гинцани на входе в первый поворот, но сказал себе подождать до следующей прямой и пройти его там!» Герр Лауда учится быстро, но ведь Герр Прост тоже.
«Завтра я буду использовать меньше крыльев,» - сказал последний на том же мероприятии. «Проблема в том, что Ники сделает то же самое. Но как бы то ни было, я уверен, что буду быстрее, чем сегодня. Был бы свободный круг...»
Такой круг Прост в субботу нашел и сумел побить де Анжелиса, используя все 900 лошадиных сил своего Porsche. Выйдя в лидеры в воскресенье, он сосредоточился на том, чтобы не допустить ошибок. У него не было того сцепления шин с покрытием, что он ожидал от своих 05-х, но у Лауды его тоже не было. Лауда быстро выбрался из середины пелетона и на 9-м круге отнял третье место у Уорвика и между 10-м и 20-м кругами сократил отставание от Проста с десяти до четырех секунд. Но потом снова отстал. Избыточная поворачиваемость беспокоила его больше, чем Проста беспокоили шины. После гонки в McLaren’е, оценивая результаты, решили, что скорее всего самый удачный выбор шин сделал Пике («толстые» 010-е). «Хотя, возможно, для сегодняшней гонки правильный выбор шин сделать вообще было нельзя,» - добавил Стив Николз, инженер Лауды. «Все было как-то не так.»
Дерек Уорвик стартовал на утоньшенных 010-х и был доволен устойчивостью своего Renault гораздо меньше, чем утром. Тогда, после двух удачных дней квалификаций, он заявил, что чувствует такую же уверенность в своих силах, как перед ГП Бразилии. В гонке же он быстро отстал от лидирующего трио и его обогнали Лауда и Кеке Росберг (Williams-Honda), а с 13-го по 25-ый круги ему пришлось прикладывать большие усилия, чтобы не пропустить Brabham-BMW Тео Фаби. И все-таки он финишировал третьим, закрепив полный успех Мишлена на кольце, которое в прошлом всегда благоволило Гудьиру, и вчистую обыграл своего партнера, Патрика Тамбэ. Но ожидал Уорвик большего.
Было также интересно наблюдать за Росбергом. После ужасных квалификаций, когда в пятницу он не попал в число 20 лучших (заминка с Патрезе и отказ турбо), а в субботу получил сломанный топливный клапан, за каких-то 10 кругов Кеке поднялся со своего 19-го места на старте до 4-го. Однако он был недоволен устойчивостью своей машины и через круг остановился из-за внезапного отказа электрики. Но все же у этого уикэнда были и положительные стороны: с новой аэродинамикой «а-ля McLaren», с более жестким шасси и подвеской, Williams-Honda снова демонстрирует приличную скорость. Лучший круг в начале гонки проехал Пике (1.54,328), но круг Росберга был всего на 0,2 секунды медленнее.
Четвертое место досталось Найджелу Мэнселлу - забавный результат, учитывая недавнюю его череду поломок и не побитый до настоящего времени рекорд де Анжелиса. Пятница была для него настоящей катастрофой (утром он не выезжал из-за сломавшейся коробки передач, а днем к ней добавились еще бензонасос и турбо), а субботнее утро было мокрым. В свой единственный выезд во время официальной квалификации Найджел напоролся на де Чезариса, и гонку ему пришлось начинать имея за спиной всего десять кругов за два дня.
Но хотя шины у него запузырились еще до половины дистанции, Мэнселл шел жестко и чисто. Он прошел Ferrari Рене Арну по внешнему радиусу в Закскерв и выиграл 10-круговую битву с Тамбэ. Ранние сходы де Анжелиса и Росберга лишили Гудьир всякого шанса на победу в Хоккенхайме, но проблемы Мэнселла и пит-стоп сделанный Арну (он финишировал 6-м, вслед за Тамбэ), свидетельствуют о том, что Мишлен мог победить даже если бы Элио и Кеке остались в гонке. Точка.
На фоне проблем с двигателями и многочисленных сходов, внимание привлекали пилоты Ligier, вернее даже второй пилот Ligier. Франсуа Эсно в этом году ездит неплохо и в гонке часто не проигрывает в скорости своему высокооплачиваемому партнеру по команде. Так и в Хоккенхайме он провел всю гонку рядом с де Чезарисом. Итальянец в итоге выиграл, но перед этим Эсно сумел его три раза обогнать.
И наконец были еще Айртон Сенна и его Toleman-Hart. Он был быстр и посуху, и по мокроте, его болид развивал очень хорошую скорость на прямой и на нем стояло заднее антикрыло как у Ferrari, а Hart был оснащен новой электронной системой управления. Финиш на подиуме казался весьма и весьма вероятным. Сенна выбрал тонкие 010-е, на старте прыгнул на 6-е место и догнал Уорвика, после чего развернулся и вылетел в отбойники. На новом антикрыле сломалась опора, оно отклонилось назад и хвост машины оторвался от земли. Это произошло в тот момент, когда Айртон шел по прямой на пятой передаче при полном газе. К счастью в аварии он не пострадал.
Один Tyrrell как стартовал, так и финишировал (Йоханссон, девятым), но элементы фарса снова присутствовали. FISA разрешила Тирреллу принять участие в ГП Германии в обмен на то, что Кен отзовет протест. В квалификации участвовало 27 машин, так что в теории одна из них квалификацию не проходила. Но FISA официально отказалась признавать присутствие Tyrrell’ов, и когда в первый день 27-м стал Росберг, то он (если бы в субботу положение не изменилось) все равно смог бы выйти на старт, так как две машины впереди него (Tyrrell’ы) были исключены из чемпионата. И все же когда в субботу Майк Таквелл (который заменял Беллофа, выступавшего в Моспорте за Porsche, где ему удалось победить) оказался 27-м, его быстренько объявили непрошедшим квалификацию. Запутались? А Кен Тиррелл растерялся, когда его в пятницу вечером попросили покинуть техническое совещание. Несмотря на послужной список Тиррелла и на его положение в мире гонок, президент FISA заявил, что не считает возможным проводить собрание на котором присутствует конструктор, исключенный из чемпионата.
И что интересно, в Хоккенхайме Tyrrell’ы были на три секунды медленнее, чем в прошлом году. Есть и такие, кто считает, что причиной этого является «легальность» машины, достигнутая благодаря карательным действиям предпринятым FISA. Однако по более глубокому анализу выясняется, что Williams-Ford’ы в прошлом году в Хоккенхайме были еще быстрее Tyrrell’ов, ведь никто ни тогда, ни сейчас не подозревает Уильямса в обмане. Почему же в 84-м скорости машин с Cosworth’ами упали? Поменялось лишь одно - шины Гудьир. На радиалах, сделанных под турбо, трехлитровые автомобили идут гораздо медленнее частично из-за более высокого сопротивления качению, частично из-за того, что таким шинам нужна более высокая прижимная сила, чем шинам предыдущей конструкции. Похоже везде Тиррелла ждут неприятности...
А McLaren везде ждет восхищение. С большой буквы «В». К этому моменту команда набрала ошеломляющие 82,5 очка и это при работе всего с 15-ю моторами (у Honda их 30, а у Renault - 50) и на обычном, а не специальном топливе. В Хоккенхайме шасси McLaren’а несло довольно много крыльев и, в самые важные моменты, отличалось надежностью, даже несмотря на использование запаски. Становится скучно - а это в автоспорте показатель абсолютного успеха.
1 | Ален Прост | McLaren | 44 | 1:24'43.210 | |
2 | Ники Лауда | McLaren | 44 | 1:24'46.359 | |
3 | Дерек Уорик | Renault | 44 | 1:25'19.633 | |
4 | Найджел Мэнселл | Lotus | 44 | 1:25'34.873 | |
5 | Патрик Тамбэ | Renault | 44 | 1:25'55.159 | |
6 | Рене Арну | Ferrari | 43 | 1:25'12.255 | |
7 | Андреа де Чезарис | Ligier | 43 | 1:26'13.000 | |
8 | Франсуа Эсно | Ligier | 43 | 1:26'19.513 | |
дк | Стефан Йоханссон | Tyrrell | 42 | ||
9 | Хуб Роттенгаттер | Spirit | 40 | 1:25'07.961 | |
нф | Манфред Винкельхок | ATS (Auto-Technisches Zubehor) | 31 | 1:08'51.865 | Турбонаддув / коробка передач |
нф | Эдди Чивер | Alfa Romeo | 29 | 58'12.883 | Двигатель |
нф | Тео Фаби | Brabham | 28 | 54'44.712 | Потеря турбонаддува |
нф | Нельсон Пике | Brabham | 23 | 45'17.662 | Коробка передач |
нф | Рикардо Патрезе | Alfa Romeo | 16 | 32'32.850 | Регулятор подачи топлива |
нф | Пьеркарло Гиндзани | Osella | 14 | 28'11.633 | Электрика |
нф | Йо Гартнер | Osella | 13 | 26'54.105 | Турбо |
нф | Микеле Альборето | Ferrari | 13 | 33'45.903 | Перебои в зажигании |
нф | Джонатан Палмер | RAM | 11 | 23'06.310 | Турбо |
нф | Кеке Росберг | Williams | 10 | 19'33.844 | Электрика |
нф | Жак Лаффит | Williams | 10 | 20'23.176 | Двигатель |
нф | Тьери Бутсен | Arrows | 8 | 16'01.312 | Давление масла / двигатель |
нф | Элио де Анджелис | Lotus | 8 | 17'08.390 | Турбо / двигатель |
нф | Филип Альо | RAM | 7 | 17'29.286 | Перегрев двигателя |
нф | Айртон Сенна | Toleman | 4 | 7'53.313 | Заднее антикрыло / авария |
нф | Марк Зурер | Arrows | 1 | 3'02.645 | Турбо |
нкв | Майк Такуэлл | Tyrrell |
Журнал "AUTOCAR", 1984
Перевод: Максим Кураев.
romb.hut2.ru