10-1985 Гран-при Австрии
Гран При Австрии, зато он и его Marlboro McLaren доминировали в гонке…
Он был константой австрийского уик-энда. Он был стержнем, осью, вокруг которой крутились и события дерганой и рваной гонки, и обычные для этого времени чемпионата разговоры «кто-куда». Его зовут – Ален Прост, его комбинезон – красный, а его контракт с Marlboro McLaren до конца 1988 года нерушим. Таким образом всякие глупые истории не производили на него никакого впечатления, так же как и таинственные встречи и разговоры за закрытыми дверями в которых многомиллионные гонорары казались столь же малозначимыми как какой-нибудь список покупок. На дорожке же он был претендентом во всех смыслах этого слова.
В течение какого-то времени, а именно в течение 39 из 52 кругов, конвейер «McLaren» делал сокрушительный дубль. К 11-му кругу Прост опережал Лауду на 5 секунд, а Нельсон Пике на Brabham’е, занимавший 3 место, отставал на 15 секунд. Казалось, что мы вернулись в 1984-й, когда два McLaren’а крушили 24 середняка.
И все же в этом McLaren’овском коктейле были и неожиданные ингридиенты. Прост в пятницу выиграл поул, проехав круг со средней скоростью 154 миль/ч. По широко распространенному мнению мотор TAG V6 не имеет возможности достигать в квалификации таких давлений наддува как Honda и BMW. Так почему же на втором по скорости из всех автодромов Прост был быстрее всех? Лучше всех природу Остеррайхринга, а значит и путь к хорошему результату раскрыл Гордон Марри из Brabham’а. «Не забывайте про повороты. Здесь они составляют 60-70% общей длины круга. Естественно высокая мощность двигателя помогает, потому что можно установить больше крыльев, но самое важное в данном случае – это управляемость». И в самом деле, статистика на засечках подтверждает выводы Марри. В квалификации Нельсон Пике влетал в 180-градусный поворот Бош, у которого нет и метра защитных ловушек, на скорости 341 км/ч. Лучшим показателем Проста была скорость в 315 км/ч, но по результатам всего круга он был на секунду быстрее Brabham’а. Таким было преимущество McLaren’а в шасси.
Однако на стартовом поле неприятности настигли и обладателя поул-позиции. Разболтался шарнир равных угловых скоростей. Еще одна причина для беспокойства. Под знаменитым кривым носом Проста играла зловещая улыбка. «Рон, ну почему я не могу использовать запаску?» – поинтересовался он у Рона Денниса, директора команды. «Потому что тебе придется стартовать с пит-лейн», - ледяным тоном сказал Деннис. «Ну и что?» – спросил Прост. Ответа не последовало. Когда на стартовом светофоре зажегся зеленый Лауда проскочил между Простом и плохо стартовавшим Мэнселлом. В трех рядах за ними, Тео Фаби заглушил свой Toleman (его второй подряд неудачный старт), а Элио де Анжелис задел его. И у разукрашенного флагами Toleman’а, и у черного Lotus-Renault оказались погнуты передние подвески. Герхард Бергер превратил свой Arrows в трехколесник, а Ferrari Микеле Альборето подвергся кое-каким «косметическим» изменениям в носовой части. Так лидер чемпионата был вынужден пересесть в запасную машину. Альборето, который на стартовом поле после четырех отказов мотора в квалификации стоял лишь 9-м, подобному вовсе не был рад.
После первого круга появились красные флаги и было объявлено о повторном старте. Для Проста это означало возможность пересмотреть два из своих решений. Точно так же как Фаби, де Анжелис и Альборето, которые заняли свои места на повторном старте, заменив поврежденные машины на запасные, Прост пересел в ти-кар (у которого с шарниром равных угловых скоростей было все в порядке), да еще к тому же от своего первоначального выбора шин – жесткие слева, средние справа – он отказался в пользу полного комплекта средних Гудьиров, тем самым последовав примеру большей части пелетона, включая Лауду. Один круг преследования чемпиона мира на полных баках дал ему понять, что его первый выбор был неверен. Дорожка прогрелась и ее характеристики со времени утренней тренировки в 10:30 до старта в 14:30 очень сильно изменились. Прост все понял.
В течение 25 кругов Прост вел Лауду. В конце 25 круга Ален подал персоналу McLaren’а условный знак (постучал по шлему), остановился и заменил резину. В гонку он вернулся где-то в 25 секундах за Лаудой, вторым, и сразу начал сокращать отрыв. На 39-м круге, с вышедшим из строя турбо, Лауда припарковал свой McLaren возле выезда с пит-лейн, снял шлем, стянул балаклаву и ушел от своего MP4/2B даже не оглянувшись.
Для зрителей гонка закончилась, они потянулись домой и, в общем-то были правы. Лауда вел автомобиль превосходно, как и две недели тому назад, на Нюрбургринге, на своем трудном пути к пятому месту, принесшем ему личное удовлетворение, но ничего больше. Этот отказ характеризует этот сезон для Лауды в целом. Во время пятничной тренировки у него произошла точно такая же поломка. Она была первой в McLaren’е вообще и человек из ККК сказал, что это случайность и более она не повторится. Однако она повторилась, что это стоило Ники Лауде второй подряд победы в домашнем Гран При.
На первых трех кругах Росберг пытался удержаться за Простом. А потом мотор Honda на его Williams’е приказал долго жить. «Загорелся индикатор давления масла и через триста метров наступил конец», - объяснил Кеке. Кроме Williams’а, которые привезли в Австрию новую подвеску, его имя активно связывается сейчас с McLaren’ом, п пока на своем FW10 один из квалификационных кругов он проехал с частично разрушившимся задним антикрылом… «Я все время смотрел в зеркала, чтобы следить за состоянием задних колес», - улыбался он. «Потом я заметил, что крыло чуть скособочилось. И, похоже, большой разницы не было».
В начале гонки борьбу за спиной Лауды вела группа машин, которую возглавлял Brabham Нельсона Пике. В квалификации он потерпел аварию в Бош-керв, поскользнувшись на масле, разлитом Ferrari Альборето (пожатие плечей и неприятность забыта) и продолжал хранить молчание по поводу своих переговоров с Фрэнком Уиллиамсом о сезоне ’86. Brabham’у потребовалось больше времени чем обычно, чтобы настроить BT54-BMW, потому что во время воскресной тренировки команда могла использовать только один комплект гоночных Пирелли. На 24-м круге сломавшийся выхлоп лишил Нельсона третьего места. Требование вдвое увеличить ему зарплату, которое Пике предъявил боссу команды, Берни Экклстоуну, может привести к тому, что впервые с 1978 года ему придется сесть за руль болида Ф1, который не называется Brabham.
Найджел Мэнселл, Элио де Анжелис и Тео Фаби на первых 20 кругах старались изо всех сил. До того, как дождь смыл последние 45 минут субботней квалификации, Мэнселл успел показать второе время. «В одном из поворотов мне пришлось по внешней стороне проходить Тамбэ и я не смог сделать это по оптимальной линии». В первый день тренировок в Williams’е не использовали максимальный наддув. Если бы не ливень, то команда сделала бы это во второй день. Было подтверждено, что в будущем году Мэнселл останется в Williams’е. В гонке его Honda страдал от таких же проблем с маслом, как у Росберга, а на подъеме в гору на прямой старт/финиш, где машины летят со скоростью 189 миль/ч (в квалификации) из-под днища его болида летели брызги искр. Несмотря на уверения некоторых конструкторов, в Австрии определенные автомобили были поближе к дорожке, чем раньше. Причиной тому была скорость продемонстрированная Toleman’ом на Нюрбургринге, а клиренс у них при этом был минимальный. Следовательно, чем ниже, тем лучше. Отсюда и пиротехнические эффекты из-под днищ машин.
На 25-м круге Мэнселл съехал на газон. После схода Пике он продержался третьим только один круг. Таким образом третьим стал Айртон Сенна, причем он был весьма агрессивно настроен. Во время единственного субботнего выезда у него взорвался левый турбонагнетатель, а в пятницу он потерял наддув и его квалификационные шины не могли продержаться 3,6 миль австрийского кольца. И все это наложилось на непонятные изменения в поведении 97Т, после которых известное отменным балансом шасси Lotus’а этого года внезапно утратило его и у Сенны, и у де Анжелиса. Сенна стартовал четырнадцатым, избежал стартовой аварии и пробился наверх. На девятом круге изумительным маневром он прошел Альборето.
Однако Lotus вовсе не был хорош. «Когда груз топлива уменьшился, машина начала сильно рыскать. Кроме того жутко вибрировал двигатель, иногда мне даже приходилось убирать руку с руля. Для меня было громадным облегчением финишировать в очках, но если честно я все время гадал на каком же круге у меня откажет мотор. Он терял мощность и постоянно грелся». Чтобы дотянуть до финиша Сенна снизил наддув и заработал первые очки со своей апрельской победы в Португалии.
На 23-м круге он отнял пятое место у своего партнера по команде, Элио де Анжелиса, а после сходов Пике и Мэнселла поднялся еще на две позиции. После стартовой аварии (в 1984 году он тоже был замешан в подобном инциденте) Элио де Анжелису пришлось пересесть в ти-кар, настроенный под Сенну. Оба гонщика опробовали его в тренировках и ни тому, ни другому он не понравился. «От моего обычного автомобиля он отличался как небо и земля. Им было гораздо труднее управлять, потому что у него были избыточная и недостаточная поворачиваемость одновременно», - рассказывал Элио. И несмотря на это он в очередной раз сумел финишировать. Для де Анжелиса в этой гонке надежность была важнее скорости.
Именно так складываются последние несколько Гран При и для Ferrari. В Силверстоуне Альборето, используя выносливость своего 156/85 и мотора, сумел финишировать вторым, в полутора кругах за Простом. Да и в Германии, на Нюрбургринге, темп задавал совсем не он, просто на финише Ferrari был в несколько лучшей форме, чем совсем потерявший мощность McLaren Проста. Помимо проблем с двигателями в квалификации, Ferrari продемонстрировали свою привычную неприспособленность к кочкам Остеррайхринга. Для Альборето, который «наткнулся на Osella в Бош-керв» и стартовал лишь девятым, Гран При Австрии превратился в гонку на выживание. Временами Стефан Йоханссон вплотную подъезжал к нему, но в это критическое для заключения контрактов время, при том, что лидер команды борется за победу в чемпионате, командный успех Стефан поставил выше своего личного и, следуя за Альборето, ему не угрожал.
Марк Зурер на Brabham’е с нездорово звучащим BMW финишировал 6-м. У автомобиля треснула выхлопная труба и он просто пожирал Пирелли, но несмотря на это Марк сумел продержаться до конца. Вне кокпита Зурер был грустен. Неделю назад они виделись с покойным Манфредом Винкельхоком в Моспорте, перед гонкой в которой немец погиб. Из всех пилотов Винкельхок был его ближайшим другом.
На Tyrrell’е Штефана Беллофа сломался счетчик горючего и он не мог правильно спланировать гонку из-за чего за два круга до финиша Elf в баке его болида закончился. И все-таки медленно прогрессирующий турбо-Tyrrell был классифицирован седьмым, впереди Arrows’а Тьерри Бутсена, который из-за отказа турбонагнетателя четыре последних круга шел на «атмосферном» BMW.
Renault в очередной раз провалились: у Дерека Уорвика сгорел мотор, а с Тамбэ не только произошло то же самое, но он еще и вылетел, поскользнувшись на собственном масле. Похоже в команде царит полная неразбериха. В пятницу, после того как у него сломался сначала рейсер, а потом и запаска, Уорвик пересел в машину Тамбэ и тут же вылетел, слегка повредив ее. Чаша терпения Патрика переполнилась. Сразу после истечения времени заездов он с каменным лицом отправился в отель, проигнорировав командное совещание. Позже он позвонил Уорвику и извинился, но этот инцидент, похоже, подтверждает слухи о том, что в будущем году Тамбэ присоединится к команде бывшего участника чемпионата Кан-Ам Карла Хааса, Beatrice Lola, составив пару с Аланом Джонсом. Во время субботней квалификации Дерек Уорвик просчитался со временем своего второго выезда. Как раз в тот момент, когда он ехал по пит-лейн начался дождь. Сразу после первого выезда его инженер, Джон Джентри, порекомендовал ему немедленно выезжать во второй раз, пока хляби небесные еще не разверзлись, но вместо этого Уорвик по зову природы был вынужден из кокпита вылезти. «Я чувствую себя полным идиотом», - ухмылялся Дерек. Смех смехом, но в McLaren’е такое вряд ли бы потерпели.
До того как в день гонки с ними произошли две аварии, Ligier смотрелись довольно неплохо. Но сперва Андреа де Чезарис, следуя за Жаком Лаффитом на 11-м месте, широко зашел в поворот и двумя колесами выехал на траву, мокрую после 18 часов дождя. Потеря контакта с дорогой привела к череде леденящих кровь переворотов, но сам монокок перенес удары превосходно и де Чезарис смог уйти с места катастрофы своими ногами. А потом, за 9 кругов до финиша и спустя круг после замены резины Жак Лаффит потерял левое переднее колесо и улетел в отбойник. Он тоже остался цел и невредим, но после третьих мест в Великобритании и Германии, в Австрии Ligier заслуживали большего.
Смерть Манфреда Винкельхока поразила крошечный RAM. Они перегруппировались и, с черными повязками на рукавах, сумели достичь небольшого, но важного прогресса. В этом году на второстепенных тестах директор команды, Джон Макдональд, использовал своего гонщика сезона ’83, Кенни Ачесона, и именно его он выбрал заменой Винкельхоку, несмотря на то, что многие пилоты звонили ему и обещали солидные суммы в обмен на место в болиде под номером «10». Из-за неполадок с мотором в субботу Ачесон был вынужден квалифицироваться на гоночной резине и с гоночным наддувом. Гонка для него окончилась быстро – отказал турбо. Филипп Алльо во время свободных заездов показал высокую скорость, но в гонке ему пришлось заезжать на пит-стоп после первого же круга, после того, как его рулевая тяга была перебита «куском углеволокна с машины Тьерри Бутсена».
Джонатан Палмер на West Zakspeed’е выше 17-го места не поднимался, но то, что он оказался в состоянии сдерживать атаки Риккардо Патрезе на Alfa, который после разворота откатился в хвост пелетона, говорит о потенциале команды. Тем временем сам Патрезе предпринял попытку захлопнуть дверь Ники Лауде, когда тот обгонял его на круг. Тео Фаби в очередной раз хорошо провел тренировки, но гонка для него была испорчена возникшим из-за неисправности электроники пропуском искры. Новичок Toleman’а, пришедший из Osella, Пьеркарло Гинцани, в свободных заездах произвел неплохое впечатление, но в пятницу во время квалификации потерял наддув и в гонке сжег мотор на первом старте. Прячась за зеркальными очками, свою новую машину он называл невероятной.
Безоблачным этот уик-энд для Проста нельзя назвать по двум причинам, и это делает его победу более заслуженной. В субботу утром во время заправки из сапуна топливного бака не была вынута заглушка. Shell 102RON разбрызгался и в результате Прост получил два ожога на спине. Если бы последняя квалификация не была смыта дождем, то скорее всего он не смог бы защитить свой поул, считает Ален. А утром в воскресенье у него в шикане заклинило заслонку, McLaren начал прыгать по бордюрам и у него оторвало переднее антикрыло. Авария случилась на скорости 180 с лишним миль в час. Прост ее быстро забыл. Так же он игнорировал разговоры о будущем сезоне и деньгах, будущем сезоне и спонсорах. Для него Австрия заключалась в 14-м поуле и 20-й победе в 83 Гран При. Он улетел с автодрома на вертолете, думая не о 1986-м, а о Зандфоорте, Большом Призе Нидерландов, который состоится через две недели. «Если наша машина была хороша здесь, то и в Голландии с ней будет все в порядке», - сказал он после гонки. Для Алена Проста конкурентоспособный автомобиль -– это единственное, что имеет значение. Во всяком случае до 1988 года.
1 | Ален Прост | McLaren | 52 | 1:20'12.583 | 231.148 | ||
2 | Айртон Сенна | Lotus | 52 | 1:20'42.585 | 229.716 | ||
3 | Микеле Альборето | Ferrari | 52 | 1:20'46.939 | 229.509 | ||
4 | Стефан Йоханссон | Ferrari | 52 | 1:20'51.656 | 229.286 | ||
5 | Элио де Анджелис | Lotus | 52 | 1:21'34.675 | 227.271 | ||
6 | Марк Зурер | Brabham | 51 | 1:21'29.538 | 223.135 | ||
7 | нф | Штефан Беллоф | Tyrrell | 49 | 1:19'24.502 | 220.010 | Нехватка топлива |
8 | Тьери Бутсен | Arrows | 49 | 1:21'14.895 | 215.028 | Проблемы с турбонаддувом | |
9 | Хуб Роттенгаттер | Osella | 48 | 1:21'39.046 | 209.601 | ||
10 | нф | Патрик Тамбэ | Renault | 46 | 1:13'01.244 | 224.608 | Двигатель |
нф | Жак Лаффит | Ligier | 43 | 1:08'36.354 | 223.470 | Потеря колеса / авария | |
нф | Пьерлуиджи Мартини | Minardi | 40 | 1:14'22.950 | 191.735 | Подвеска | |
нф | Ники Лауда | McLaren | 39 | 59'32.209 | 233.557 | Двигатель / турбо | |
нф | Герхард Бергер | Arrows | 33 | 52'42.280 | 223.243 | Турбо | |
нф | Тео Фаби | Toleman | 31 | 1:07'17.154 | 164.267 | Электрика | |
нф | Дерек Уорик | Renault | 29 | 46'00.660 | 224.724 | Двигатель | |
нф | Кенни Эйксон | RAM | 28 | 46'30.418 | 214.661 | Двигатель | |
нф | Нельсон Пике | Brabham | 26 | 40'56.565 | 226.417 | Выхлоп / турбо | |
нф | Найджел Мэнселл | Williams | 25 | 38'59.517 | 228.601 | Двигатель | |
нф | Рикардо Патрезе | Alfa Romeo | 25 | 40'27.428 | 220.322 | Двигатель / турбо | |
нф | Джонатан Палмер | Zakspeed | 17 | 27'54.163 | 217.228 | Двигатель | |
нф | Филип Альо | RAM | 16 | 27'58.032 | 203.978 | Турбо | |
нф | Андреа де Чезарис | Ligier | 13 | 20'43.759 | 223.600 | Авария / переворот | |
нф | Эдди Чивер | Alfa Romeo | 6 | 10'39.189 | 200.810 | Турбо | |
нф | Кеке Росберг | Williams | 4 | 6'48.593 | 209.427 | Двигатель | |
нс | Пьеркарло Гиндзани | Toleman | Двигатель до рестарта | ||||
нкв | Мартин Брандл | Tyrrell |
Перевод и набор: Максим Куваев
The Motor, w.e. 24.08.85