12-13-1985 Кеке рассказывает...
В Монце я тестов не проводил, поэтому наши перспективы виделись мне неопределенными. Обычно я могу предположить как примерно у нас пойдут дела, основываясь на результатах тестов, но в этот раз я не имел никакого понятия о потенциале команды, так что присутствие в верхних строчках протоколов во время всех заездов стало для меня приятным сюрпризом. С самого начала тренировок я чувствовал уверенность в своих возможностях. В первый день меня с первого места сдвинул Пике, а во второй - Сенна. Жаль, что поул достался именно Сенне, потому что тот гонщик, который в течение года заработает больше всех первых мест на старте получит в награду Vespa стоимостью 20.000 долларов. Если бы поул достался мне, то счет был бы 4:3 в пользу Сенны, а теперь он стал 5:2.
В целом тренировки для нас были замечательны надежностью техники. Теперь с нами в Европе работает новая группа инженеров из Honda. Те парни, которые были с нами раньше уехали домой, а им на смену прислали другой коллектив. Тем, первым, просто не повезло, что они не сумели извлечь из мотора лучшее.
После гонки в Зандфоорте новые ребята провели кое-какую работу, направленную на повышение надежности двигателя. Как я уже сказал, в целом надежностью я доволен. Единственной нашей поломкой стал развалившийся у меня вал.
На сегодняшний день Монца выглядит захватывающе лишь для зрителей, с точки зрения гонщика в ней нет ничего замечательного. Трасса состоит их трех шикан и двух поворотов, всего один из которых интересен - Лезмо, да и то только потому, что турбоавтомобили несутся там на огромной скорости, а он небезопасен. К сожалению шиканы здесь просто безумны и быстрее всего их проезжать насквозь, а не по извивам. Это вредит машине, особенно валам. На гонку мы приготовили усиленные валы, а сломался один из старых, так что я по этому поводу не переживал.
На старте я допустил излишнюю пробуксовку, но на разгоне к первому повороту Сенну все же опередил. Правда на торможении он попытался вытолкнуть меня, так что мне пришлось выбирать - выехать на бордюр и избежать столкновения или просто войти в поворот и столкнуться с ним. Я решил, что авария мне не нужна и съехал на грязь, но Сенне стоит иметь ввиду, что прежде чем победить необходимо пройти первый поворот!
Так или иначе я лидировал, как и было мной запланировано. А вот что не было мной запланировано, так это решение Honda непосредственно перед гонкой установить мне меньший наддув, чем у Найджела. Я был очень обеспокоен. Разница стала заметна когда Найджел вернулся в гонку после своего пит-стопа для починки зажигания непосредственно позади моего Williams`a. Могло получиться так, что он «погонит» меня и я испорчу себе шины. Трудно осознавать, что человек в зеркалах заднего вида с тобой не борется.
Мой пит-стоп не был на 100% запланированным. Решение о замене шин на середине дистанции должен был принимать я и я его принял. Williams замечательно справились со своей работой и вскоре я вновь был в гонке. Ален Прост, шедший впереди меня, увидел, что я легко его настигаю и не стал со мной бороться. К этому моменту у меня уже начала пропадать искра и возник перегрев. Я надеялся дотянуть до конца, но вскоре стало очевидно, что мне это не удастся. Очень разочарованный, я приехал в боксы. Я должен был выиграть в Монце, я знал это. А вместо этого вся проделанная работа пошла прахом...
Дома я провел всего один день, после чего уехал в Спа на ГП Бельгии. В этот раз уменьшенный наддув был и у меня, и у Найджела и сперва все складывалось хорошо. Во время первой квалификации я какое-то время удерживал лучшее время, но потом опустился на седьмое место. Во время первой тренировки я тоже был седьмым. На следующий день я скатился на десятую строчку. Это - моя худшая стартовая позиция в этом году. За шесть дней до этого я начинал гонку из первого ряда...
Никто в команде не мог понять в чем причина провала. У нас были временные засечки со всех участков кольца и ни об одном из них мы не могли стопроцентно утверждать, что теряем там время. Я знал, что на отрезке от шпильки до середины холма я был на секунду быстрее Проста. Толкучка на дорожке мне тоже вроде бы не помешала. Один раз я выскочил из поворота и увидел на дороге маршалов и каких-то официальных лиц, но и они мне не помешали.
В воскресенье десятое место на старте стало еще более серьезной проблемой, потому что пошел дождь. У меня не было никакого желания оказаться в середине кучи машин, едущих во всех возможных направлениях, да еще и брызги глотать. Что до разогревочной тренировки, то она превратилась в тренировку заморозочную - у меня в кокпите сработал огнетушитель и заморозил мне ноги, причем очень сильно!
Во время прогревочного круга я понял, что дождь скоро прекратится, а кроме того я использовал преимущество владения собственным самолетом - мой пилот позвонил в Брюссельский аэропорт и запросил подробный прогноз погоды... Так что я решил сделать пит-стоп максимально рано. Перед тем как заехать за сликами я шел как раз за пределами зачетной шестерки, а меня преследовал Элио де Анжелис. Элио напирал изо всех сил и вынудил меня на входе в «Автобусную остановку» заблокировать задние колеса в результате чего меня утащило на служебную дорожку. В ее конце находится маршал, который следит за тем, чтобы возвращаясь на трассу вы не влетели в середину пелетона и никого не ударили. Он сдерживал меня пока почти все машины не проехали мимо.
Механики Williams`a справились со своей задачей как всегда отменно и установили мне слики за сверхкороткое время. Вернувшись в гонку я понял, что решение о раннем визите в боксы было абсолютно верным. Я довольно легко обгонял соперников и к середине дистанции достал Найджела Мэнселла, шедшего на втором месте. Я был уверен, что смогу обогнать и его. Единственный вопрос - где? Для выполнения маневра нужно было съехать с сухой траектории на мокрый асфальт.
Вскоре, правда этот вопрос был снят. Внезапно сломалась тормозная трубка с левой стороны, что привело к заметным последствиям. Два передних тормоза теперь работали при разных температурах и с неравной эффективностью. Один тормоз прихватывал хорошо, а второй намного слабее. Во второй раз за эту гонку я свернул на пит-лейн. В гараже у меня выдрали и вторую трубку и заодно, просто на всякий случай, поставили четыре новых колеса. Уступив одно место Алену Просту, я так и доехал до финиша четвертым. Пусть я и потерял одно очко, но зато я отлично поборолся с Найджелом и имел шанс на второе место...
Было приятно добраться до финиша, очень приятно. Конечно победить в Монце было бы приятнее, но второе и четвертое места помогут поднять настроение в команде, ухудшившееся после череды обидных сходов. Будем надеяться, что в трех последних гонках я сумею помочь Williams`у вернуться на вершину.
Перевод и набор: Максим Куваев
The Motor, 25.09.85