07-1986г. Гран-При США
Беглый взгляд назад: в прошлом году в квалификации первым был Мэнселл перед Сенной. Он лидировал семь кругов, однако потом вынужден был сойти из-за аварии. Выиграл тогда чемпион городских трасс Кеке Росберг (еще на Williams), которому безмерно трудная для других трасса, которую буквально не любят, наоборот, подходила, и он ее хвалил. Заносов на блестящих металлических кругляшах он не боялся и трассу с ограниченной обзорностью, преодолевал первоклассно. Поэтому и в этом году он принадлежал к основным фаворитам, выступая в команде McLaren.
По команде стартера вперед вырвался Сенна, преследуемый Мэнселлом, который уже на втором круге возглавил гонку. Удерживал его, тем не менее, лишь до седьмого круга, когда Сенна смелым маневром по внутренней стороне поворота не обошел его. 26-летний бразильский пилот с напряжением ожидал очередной атаки Мэнселла, однако, к своему большому удивлению, обнаружил, что его нагоняют и начинают на него наседать Рене Арну и Жак Лаффит на Ligier. У Мэнселла на этой стадии гонки появились проблемы с тормозами, так что надежды на очередную победу у британского гонщика быстро рассеялись.
Тандем «патрона» Гая Лижье даже вышел в лидеры: на 14-м круге Сенна должен был заехать в боксы. «Из правой задней шины постепенно выходил воздух. У меня оставалась одна возможность: сменить колеса, отдавая себе отчет в том, что позже должен буду остановиться в боксах еще раз и по той же причине. Это было проклятое невезение, но ничего иного не оставалось делать», рассказывал позже Сенна, который задержался в боксах на 11,6 с. «Скоро после того, как вернулся на трассу, у меня стала пропадать чувствительность в правой ноге. Так сильно должен был топтать педаль тормоза. Малейшее колебание здесь означает неизбежное столкновение с ограждением и сход…».
Пока же на четвертую позицию с восьмой, на которой шел еще в четвертом круге, вслед за автомобилями Ligier выбрался чемпион мира Ален Прост (McLaren). Росберг вынужден был сдаться из-за поломки мотора еще на 12-м круге.
На 18-м круге порядок впереди поменялся; Лаффит на торможении обошел Арну. Их обоих быстро нагонял Сенна, за которым не поспевал даже Прост, который вынужден был пустить вперед себя отлично едущего Пике. За Лаффитом собралась группа автомобилей едущая плотной массой, в виду приближения середины дистанции подошло время остановок у боксов, где механики уже подготовили комплекты шин. Первым на 29-м круге в боксы заехал Арну, кругом позже за ним последовал Прост, на 31-м круге Мэнселл и Лаффит. Впереди шел Пике, бывший двукратный чемпион мира. Сенна к нему приближался все ближе и ближе, терпеливо ожидая своего случая. На 39-м круге Пике заехал в боксы, правое переднее колесо механики долго не могли стащить, так что операция затянулась на целых 18,43 с. Чего лучшего мог ожидать Сенна? Когда он остановился в боксах во второй раз, его обслужили за 8,38 с! После возвращения на трассу он оставался лидером с отрывом 11,4 с от Пике. Было очевидно, что тот эпизод в боксах решил результат гонки. Однако Пике был полон решимости как можно быстрее достать Сенну и на 41-м круге установил новый рекорд со временем 1:41,23 (143,07 км/ч). Обладателем прежнего рекорда, установленного в прошлом году, был Сенна со временем 1:45,61 (137,14 км/ч). Улучшение на 4,36 с показывает, насколько постоянно растет скорость автомобилей, в этом убедился и сам Пике: на следующем круге он на прямом участке врезался в стену. Автомобиль был серьезно поврежден, с гонщиком, к счастью, ничего не случилось. Организаторы, безусловно, «отличились»: целых два круга не могли вывесить желтых флагов, сигнализируя об опасности на трассе, а работникам аварийной службы потребовалось пять минут для того, чтобы убрать обломки. За это поплатился Арну, который на следующем круге выехал из-за поворота перед местом аварии полагая, что поврежденный Williams уже убран. Когда он обнаружил, что еще нет, вошел в занос и закончил гонку у стенки.
Между тем Сенна сражался уже лишь со временем, а когда обошел Альборето в красном Ferrari на круг, понял, что дальше увеличивать отрыв от остальных будет излишне. Бедственное состояние тормозов вынудило Проста ехать осторожно, так что не сохранил за собой второго места в борьбе с Лаффитом. К этому моменту гонку продолжали лишь 10 автомобилей: со старта вообще не стронулся Хуб Роттенгаттер (Zakspeed), на третьем круге сошел Алессандро Наннини (Minardi), а через пять кругов австриец Герхард Бергер (Benetton) из-за неисправности электрики. За ним последовал уже упоминавшийся Росберг (12-й круг), на 14-м круге Пьеркарло Гинцани (Osella) и так можно было бы продолжать до последней жертвы жестоких условий гонки в Детройте в лице Кристиана Даннера (Arrows), который сошел на 51-м круге.
Сенна, очевидно, рассчитывал на победу, потому что после финиша вытащил откуда-то бразильский флаг, развернул его и проехал с ним круг почета. «Тем самым я выразил, с одной стороны, любовь к своей родине, с другой стороны, по крайней мере, попытался таким образом оказать моральную поддержку моим несчастным коллегам из национальной сборной, которая как раз потерпела поражение на чемпионате мира в Мексике от сборной Франции», сказал на пьедестале почета Сенна. В этом году он завоевал уже вторую победу, а всего – уже четвертый гран-при. «Организаторы проспали, не убрав во время с трассы потерпевший аварию автомобиль. Это было опасным препятствием для нас всех. Не вывесили даже желтых флагов. В будущем, лучше и безопасней было бы гонку приостановить и убрать автомобиль. Нынешний триумф стоил мне много пота», добавил Сенна. У Лаффита также была масса проблем: «Это был труднейший гран-при из тех, в каких я когда-либо принимал участие! К счастью, автомобиль и шины Pirelli были великолепны, и я во всем на них мог положиться. Под конец, когда ехал перед Простом, каждый раз имел возможность показать, когда он пытался меня обойти, что у меня еще большой резерв и я когда угодно могу от него уехать».
Прост: «Основной проблемой были тормоза! Под конец, вдобавок, начал давать перебои двигатель, а на финише у меня осталось в баке еще 40 литров бензина…»
Нельсон Пике | Жак Лаффит |
1 | 12 | Айртон Сенна | Lotus | 63 | 1:51'12.847 | ||
2 | 26 | Жак Лаффит | Ligier | 63 | 1:51'43.864 | ||
3 | 1 | Ален Прост | McLaren | 63 | 1:51'44.671 | ||
4 | 27 | Микеле Альборето | Ferrari | 63 | 1:52'43.783 | ||
5 | 5 | Найджел Мэнселл | Williams | 62 | 1:51'16.596 | ||
6 | 7 | Рикардо Патрезе | Brabham | 62 | 1:51'54.383 | ||
7 | 11 | Джонни Дамфриз | Lotus | 61 | 1:51'39.683 | ||
8 | 14 | Джонатан Палмер | Zakspeed | 61 | 1:52'14.496 | ||
9 | 4 | Филип Стрейфф | Tyrrell | 61 | 1:52'39.946 | ||
10 | 8 | Дерек Уорик | Brabham | 60 | 1:51'54.786 | ||
нф | 17 | Кристиан Даннер | Arrows | 51 | 1:43'38.907 | Электрика / регулятор подачи топлива | |
нф | 25 | Рене Арну | Ligier | 46 | 1:21'18.572 | Удар в Бутсена | |
нф | 18 | Тьери Бутсен | Arrows | 44 | 1:21'16.143 | Удар от Арну | |
нф | 23 | Андреа де Чезарис | Minardi | 43 | 1:20'16.893 | Дифференциал | |
нф | 6 | Нельсон Пике | Williams | 41 | 1:12'36.351 | Авария | |
нф | 28 | Стефан Йоханссон | Ferrari | 40 | 1:11'51.702 | Генератор | |
нф | 19 | Тео Фаби | Benetton | 38 | 1:10'41.857 | Коробка передач | |
нф | 16 | Эдди Чивер | Lola | 37 | 1:09'18.640 | Рулевой механизм | |
нф | 15 | Алан Джонс | Lola | 33 | 1:00'38.259 | Рулевой механизм | |
нф | 22 | Аллен Берг | Osella | 28 | 54'55.192 | Электрика | |
нф | 3 | Мартин Брандл | Tyrrell | 15 | 27'25.582 | Электрика | |
нф | 21 | Пьеркарло Гиндзани | Osella | 14 | 35'58.283 | Турбо | |
нф | 2 | Кеке Росберг | McLaren | 12 | 22'08.631 | Трансмиссия | |
нф | 20 | Герхард Бергер | Benetton | 8 | 14'32.843 | Остановка двигателя | |
нф | 24 | Алессандро Наннини | Minardi | 3 | 5'57.897 | Турбо | |
нс | 29 | Хуб Роттенгаттер | Zakspeed | Электрика на формирующем круге |
Перевод: Александр Кульчицкий
Svět motorů 28/86