Гран-При Канады 1988г: Комариное пике
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

05-1988г. Гран-При Канады

05-1988г. Гран-При Канады

Вереница из двадцати шести металлических "насекомых" стремительно неслась, повторяя извивы асфальтовой ленты. Вслед летел звук - высокий, почти не меняющий тона. Словно пищит увеличенный в сотни раз комар. Постепенно из стаи выделились два экземпляра - оба бело-красные - и уверенно оторвались от постоянно редеющей массы преследователей.
Эта картина неизменно повторялась на последних четырех этапах первенства мира: в Мексике и Канаде, США и Франции. Бело-красные автомобили "Макларен" модели МП 4/4 с двигателями "Хонда" каждый раз финишировали на первом и втором местах. Не ясно было лишь одно: выиграет Ален Прост или Айртон Сенна. Их мастерство и возможности гоночных "Макларенов" не оставляли надежд соперникам.
И вот тогда стали поговаривать, что изобретательный Рон Деннис, шеф-инженер команды "Макларен", придумал тайный способ, как "обманывать" редукционные клапаны.
Международная автомобильная федерация (ФИА), чтобы остановить безудержную гонку мощностей и ограничить давление, под которым турбонагнетатель гонит в цилиндры горючую смесь, стала с нынешнего года устанавливать на двигатели эти самые клапаны. Они ограничивают давление наддува 2,5 бара (или примерно 2,5 атмосферы, если выражаться по-старому). Как только спортивные комиссары ФИСА оснастили все моторы такими ограничителями, будто бы Деннис нашел способ... Такие оправдания всегда горазды придумывать проигравшие. Однако те же спортивные комиссары придирчиво проверили клапаны и развели руками, развеяв сомнения.
Двукратный чемпион мира Ален Прост с галльской живостью заявил в Канаде после финиша: "Мне кажется, что в этом году мы (то есть гонщики команды "Макларен". - Л. Ш.) выиграем все 16 этапов первенства мира". Сказал неспроста - на трассе имени Жиля Вильневз победил Сенна, Прост был вторым, а все остальные соперники, кроме Терри Бутсена на "Бенеттоне", отстали на целый круг!
И тогда специалисты, которые помнят еще бесконечную цепь побед машин "Мерседес-Бенц" в 1955 году, стали повторять, что монополия "Макларена" убивает интерес зрителей к гонкам и снижает сборы. Доля правды в их словах была. Большому спорту необходимо и Большое соперничество. Однако, к счастью - парадоксально звучит, не правда ли? - на пятом этапе в Канаде дела у "Макларена" складывались не очень хорошо. Первую треть гонки лидировал Прост, выигравший уже три этапа в нынешнем сезоне. Сенна шел вплотную за ним.
Быть первым всегда тяжело не только спортсмену. Компьютеры вычислили, что в принятом Простом режиме расход топлива столь высок, что 150-литрового запаса до финиша не хватит. Француз без радости выслушал по радиотелефону эту информацию и снизил давление наддува. Мощность упала, экономичность возросла, и Сенна приготовился к обгону.
А что же, у коллеги по команде мотор оказался не столь прожорлив? Столь же, но бразилец на прямых участках несся вплотную за Простом, держась в зоне разрежения, и таким образом, экономил топливо. Победил Сенна. Но тут можно и упрекнуть соперников. Они не были бдительными. Может быть, неполадки в машинах отвлекали их от основной задачи? Похоже, что так и случилось. Нельсон Пике на "Лотусе" с таким же мотором "Хонда", что и у "Макларенов", закончил гонку лишь четвертым. А на машинах "Феррари" Герхарда Бергера и Микеле Альборетто отказали моторы.


Айртон Сенна после финиша гонки Подиум Гран-При Канады 1988г.

1
12Айртон СеннаMcLaren691:39'46.618
2
11Ален ПростMcLaren691:39'52.552
3
20Тьери БутсенBenetton691:40'38.027
4
1Нельсон ПикеLotus681:40'20.732
5
16Иван КапеллиMarch681:40'50.834
6
3Джонатан ПалмерTyrrell671:40'07.353Проблемы с кокпитом
7
17Дерек УорикArrows671:40'25.862
8
31Габриэле ТарквиниColoni671:40'44.130
9нф22Андреа де ЧезарисRial661:37'27.888Нехватка топлива
10нф30Филип АльоLola661:38'00.527Остановка двигателя
11
2Сатору НакадзимаLotus661:40'21.032
12
33Стефано МоденаEuro Brun661:40'39.168
13
24Луис-Перес СалаMinardi641:40'27.224Столкновение с Бейли
14нф9Пьеркарло ГиндзаниZakspeed631:36'27.065Двигатель

нф15Маурисио ГужельминMarch541:21'23.358Коробка передач

нф14Филип СтрейффAGS411:00'34.020Задняя подвеска

нф25Рене АрнуLigier3654'31.233Коробка передач / трансмиссия

нф27Микеле АльборетоFerrari3348'40.267Двигатель

нф6Рикардо ПатрезеWilliams3247'48.561Двигатель

нф18Эдди ЧиверArrows3146'51.953Пружина заслонки дросселя

нф5Найджел МэнселлWilliams2841'25.785Двигатель

нф26Стефан ЙоханссонLigier2436'23.650Двигатель

нф28Герхард БергерFerrari2232'30.896Электрика / двигатель / зажигание

нф19Алессандро НанниниBenetton1522'08.482Зажигание / утечка воды

нф32Оскар ЛаррауриEuro Brun812'25.661Авария / носовой обтекатель

нф4Джулиан БэйлиTyrrell0
Столкновение с Сала / передняя подвеска

нкв23Адриан КампосMinardi



нкв21Никола ЛариниOsella



нкв29Янник ДальмасLola



нкв10Берндт ШнайдерZakspeed



нпкв36Алекс КаффиDallara



Л. ШУГУРОВ

"Советский спорт", 22.07.88



Знаете ли Вы что...