05-1988г. Гран-При Канады
Эта картина неизменно повторялась на последних четырех этапах первенства мира: в Мексике и Канаде, США и Франции. Бело-красные автомобили "Макларен" модели МП 4/4 с двигателями "Хонда" каждый раз финишировали на первом и втором местах. Не ясно было лишь одно: выиграет Ален Прост или Айртон Сенна. Их мастерство и возможности гоночных "Макларенов" не оставляли надежд соперникам.
И вот тогда стали поговаривать, что изобретательный Рон Деннис, шеф-инженер команды "Макларен", придумал тайный способ, как "обманывать" редукционные клапаны.
Международная автомобильная федерация (ФИА), чтобы остановить безудержную гонку мощностей и ограничить давление, под которым турбонагнетатель гонит в цилиндры горючую смесь, стала с нынешнего года устанавливать на двигатели эти самые клапаны. Они ограничивают давление наддува 2,5 бара (или примерно 2,5 атмосферы, если выражаться по-старому). Как только спортивные комиссары ФИСА оснастили все моторы такими ограничителями, будто бы Деннис нашел способ... Такие оправдания всегда горазды придумывать проигравшие. Однако те же спортивные комиссары придирчиво проверили клапаны и развели руками, развеяв сомнения.
Двукратный чемпион мира Ален Прост с галльской живостью заявил в Канаде после финиша: "Мне кажется, что в этом году мы (то есть гонщики команды "Макларен". - Л. Ш.) выиграем все 16 этапов первенства мира". Сказал неспроста - на трассе имени Жиля Вильневз победил Сенна, Прост был вторым, а все остальные соперники, кроме Терри Бутсена на "Бенеттоне", отстали на целый круг!
И тогда специалисты, которые помнят еще бесконечную цепь побед машин "Мерседес-Бенц" в 1955 году, стали повторять, что монополия "Макларена" убивает интерес зрителей к гонкам и снижает сборы. Доля правды в их словах была. Большому спорту необходимо и Большое соперничество. Однако, к счастью - парадоксально звучит, не правда ли? - на пятом этапе в Канаде дела у "Макларена" складывались не очень хорошо. Первую треть гонки лидировал Прост, выигравший уже три этапа в нынешнем сезоне. Сенна шел вплотную за ним.
Быть первым всегда тяжело не только спортсмену. Компьютеры вычислили, что в принятом Простом режиме расход топлива столь высок, что 150-литрового запаса до финиша не хватит. Француз без радости выслушал по радиотелефону эту информацию и снизил давление наддува. Мощность упала, экономичность возросла, и Сенна приготовился к обгону.
А что же, у коллеги по команде мотор оказался не столь прожорлив? Столь же, но бразилец на прямых участках несся вплотную за Простом, держась в зоне разрежения, и таким образом, экономил топливо. Победил Сенна. Но тут можно и упрекнуть соперников. Они не были бдительными. Может быть, неполадки в машинах отвлекали их от основной задачи? Похоже, что так и случилось. Нельсон Пике на "Лотусе" с таким же мотором "Хонда", что и у "Макларенов", закончил гонку лишь четвертым. А на машинах "Феррари" Герхарда Бергера и Микеле Альборетто отказали моторы.
Айртон Сенна после финиша гонки | Подиум Гран-При Канады 1988г. |
1 | 12 | Айртон Сенна | McLaren | 69 | 1:39'46.618 | ||
2 | 11 | Ален Прост | McLaren | 69 | 1:39'52.552 | ||
3 | 20 | Тьери Бутсен | Benetton | 69 | 1:40'38.027 | ||
4 | 1 | Нельсон Пике | Lotus | 68 | 1:40'20.732 | ||
5 | 16 | Иван Капелли | March | 68 | 1:40'50.834 | ||
6 | 3 | Джонатан Палмер | Tyrrell | 67 | 1:40'07.353 | Проблемы с кокпитом | |
7 | 17 | Дерек Уорик | Arrows | 67 | 1:40'25.862 | ||
8 | 31 | Габриэле Тарквини | Coloni | 67 | 1:40'44.130 | ||
9 | нф | 22 | Андреа де Чезарис | Rial | 66 | 1:37'27.888 | Нехватка топлива |
10 | нф | 30 | Филип Альо | Lola | 66 | 1:38'00.527 | Остановка двигателя |
11 | 2 | Сатору Накадзима | Lotus | 66 | 1:40'21.032 | ||
12 | 33 | Стефано Модена | Euro Brun | 66 | 1:40'39.168 | ||
13 | 24 | Луис-Перес Сала | Minardi | 64 | 1:40'27.224 | Столкновение с Бейли | |
14 | нф | 9 | Пьеркарло Гиндзани | Zakspeed | 63 | 1:36'27.065 | Двигатель |
нф | 15 | Маурисио Гужельмин | March | 54 | 1:21'23.358 | Коробка передач | |
нф | 14 | Филип Стрейфф | AGS | 41 | 1:00'34.020 | Задняя подвеска | |
нф | 25 | Рене Арну | Ligier | 36 | 54'31.233 | Коробка передач / трансмиссия | |
нф | 27 | Микеле Альборето | Ferrari | 33 | 48'40.267 | Двигатель | |
нф | 6 | Рикардо Патрезе | Williams | 32 | 47'48.561 | Двигатель | |
нф | 18 | Эдди Чивер | Arrows | 31 | 46'51.953 | Пружина заслонки дросселя | |
нф | 5 | Найджел Мэнселл | Williams | 28 | 41'25.785 | Двигатель | |
нф | 26 | Стефан Йоханссон | Ligier | 24 | 36'23.650 | Двигатель | |
нф | 28 | Герхард Бергер | Ferrari | 22 | 32'30.896 | Электрика / двигатель / зажигание | |
нф | 19 | Алессандро Наннини | Benetton | 15 | 22'08.482 | Зажигание / утечка воды | |
нф | 32 | Оскар Ларраури | Euro Brun | 8 | 12'25.661 | Авария / носовой обтекатель | |
нф | 4 | Джулиан Бэйли | Tyrrell | 0 | Столкновение с Сала / передняя подвеска | ||
нкв | 23 | Адриан Кампос | Minardi | ||||
нкв | 21 | Никола Ларини | Osella | ||||
нкв | 29 | Янник Дальмас | Lola | ||||
нкв | 10 | Берндт Шнайдер | Zakspeed | ||||
нпкв | 36 | Алекс Каффи | Dallara |
Л. ШУГУРОВ
"Советский спорт", 22.07.88