Обзор сезона 1991 года: Дуэль между Сенной и Мэнселлом (Часть 2)
Обзор сезона 1991 года: Дуэль между Сенной и Мэнселлом (Часть 2)
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Обзор сезона 1991г (ч.2)

Обзор сезона 1991г (ч.2)

Обзор сезона 1991г (ч.1)
Команда Benetton, по-прежнему, ютилась в своей тесной штаб-квартире в бывших цехах Toleman в Уитни. В 1989 г. ее директором стал приехавший из США итальянец Флавио Бриаторе. В целом, в 1991 г. Benetton не оправдали ожиданий, несмотря на то, что за шасси отвечали пришедший из Ferrari в октябре 1989 г. главный конструктор Джон Барнард и очень опытный гоночный инженер Джорджо Асканелли, бывший сотрудник Ferrari. Они разработали Benetton B191 с задранной носовой частью, к которой двумя изогнутыми дужками крепилось сплошное переднее крыло. Благодаря новым средствам были куплены более современные технические узлы, и дела пошли на лад. Они перешли с Goodyear на Pirelli. Гонщиками команды были Нельсон Пике и Роберто Морено. В июле Джон Барнард вновь покинул команду Benetton, чтобы работать в Toyota над их проектом группы C. В конце сезона в Уитни вернулся бывший главный конструктор южноафриканец Рори Бирн. Он также работал над проектом Формулы Один в Reynard, но тот встал из-за того, что Reynard никак не могли получить двигатели Yamaha, на которые они надеялись на сезон 1992 г. В сезоне 1991 г. в Benetton пришел американский гоночный инженер Гордон Кимболл. С 1987 г. эта команда сотрудничала с Ford и продолжала использовать проверенный двигатель Ford Type HB V8
75°, в котором использовалась электроника Ford.
По сравнению с Renault и Ferrari, Ford V8 испытывал недостаток в мощности. Затем появилась всеобщая тенденция к двигателям V12; с 1989 г. Ferrari использовали 12-цилиндровый двигатель. В 1991 г. на V12 перешли Honda. Уже в течение двух лет Cosworth вместе с Ford работали над проектом 12- цилиндрового двигателя, но он так и не был осуществлен. Benetton заняли третье место в Финиксе, а затем в Монреале произошла приятная неожиданность, когда у лидировавшего Найджела Мэнселла на Williams-Renault за полкруга до финиша отказал двигатель, и Нельсон Пике стал победителем этого Гран-при. Это была 13-ая и последняя победа в Гран-при для 39- летнего бразильца. В конце сезона он ушел из Формулы Один, а в следующем году во время тренировок в Индианаполисе потерпит аварию и получит серьезные травмы ног. Случайная победа Пике в Монреале была единственной в 1991 г. и последней для шин Pirelli – в конце сезона Pirelli вновь ушли из Формулы Один.
В июле 35% основанной в 1986 г. команды Benetton перешли в собственность англичанина Тома Уокиншоу, который стал ее вторым директором. В конце лета Флавио Бриаторе сделал очень удачный ход, подписав контракт с новым молодым талантом – Михаэлем Шумахером. 22-летний немец из Керпена участвовал в гонках спортивных автомобилей за рулем Sauber Mercedes-Benz. Он дебютировал в Формуле Один на Гран-при Бельгии 1991 г. за рулем Jordan-Ford и сразу же произвел впечатление. На Гран-при Италии Шумахер сидел уже в кокпите Benetton-Ford. "Шуми" будет защищать цвета Benetton до конца 1995 г.
В 1980 г. ирландец Эдди Джордан основал Eddie Jordan Racing и в течение многих лет активно участвовал в Формуле Три и в Формуле 3000. В 1983 г. Мартин Брандл за рулем одного из автомобилей Jordan занял второе место в английском Чемпионате Формулы Три. В 1982 г. молодой Айртон Сенна за рулем монопоста Jordan дебютировал в гонках Формулы Три. Два года спустя Jordan Джонни Херберта выиграл английский Чемпионат Формулы Три, а его товарищ по команде Мартин Доннелли уверенно выиграл Чемпионат Формулы 3000. Жан Алези на автомобиле Jordan повторил его достижение в 1989 г. В сезоне 1990 г. Reynard-Ford этой команды пилотировали ирландец Эдди Ирвайн, итальянец Эмануеле Наспетти и немец Хайнц-Харальд Френтцен, а Эдди Джордан решил основать команду Формулы Один Jordan Grand Prix.
Бывший гоночный механик и инженер ирландец Гэри Андерсон для сезона 1991 г. разработал Jordan 191, а Эдди Джордан добился поставок двигателя Ford HB V8, прежде использовавшегося исключительно Benetton. Уже во время первых испытательных заездов в феврале 1991 г. Jordan 191-Ford, которыми пилотировали итальянец Андреа де Чезарис и бельгиец Бертран Гашо, удивили всех своими превосходными временами на круге. Jordan оказался тостом года. В конце сезона бразилец Роберто Морено и итальянец Алессандро Дзанарди присоединились к де Чезарису и Гашо в качестве гонщиков. Именно Эдди Джордан в 1991 г. предоставил Михаэлю Шумахеру шанс выступить в Формуле Один. Перед Гран-при Бельгии первый гонщик команды Бертран Гашо в результате дорожного происшествия в Лондоне получил небольшой тюремный срок. Эдди заменил его Михаэлем Шумахером. По слухам, за дебют молодого немца в Гран-при спонсоры Шумахера выплатили гарантию в DM450 000. Во время квалификации в Спа-Франкошампе Шумахер показал седьмое время и оказался быстрее де Чезариса, но, к сожалению, на первых кругах гонки он вынужден был сойти из-за проблем со сцеплением. Команда Кена Тиррелла, участвовавшая в Формуле Один с 1970 г., в 1991 г. выставила модель "020", разработанную Харви Постлтуэйтом и Джорджем Ритоном. Мижо вновь покинул команду. Теперь силовым агрегатом был двигатель Honda V10, прежде использовавшийся McLaren, но подготавливаемый не в заводских условиях, а японской тюнинговой фирмой Mugen. Tyrrell работали вместе с Pirelli, но не получали того же первоклассного обслуживания, как Benetton. Жан Алези, перешедший в Ferrari, был заменен Стефано Моденой, к команде также присоединился Сатору Накаджима. В Монте-Карло Модена удивительным образом оказался в первом стартовом ряду рядом с Сенной и шел следом за лидировавшим бразильцем до 43-го круга, после чего у него отказал двигатель. В Монреале Модена пересек финишную черту на втором месте позади Пике, но Tyrrell постепенно предавался забвению. Летом 1991 г. главный конструктор Харви Постлтуэйт ушел из команды в Sauber, которые собирались прийти в Формулу Один. В 1991 г. команда Minardi из Фаэнцы выставила свой "M191", разработанный Альдо Коста и специалистом по аэродинамике Рене Хилхорстом. На Пасху 1990 г. Minardi достигли соглашения с Ferrari о поставке двигателей V12 для "M191". Неужели Minardi получили победный автомобиль? Гонщиками команды были Пьерлуиджи Мартини и Джанни Морбиделли, но высокие надежды не оправдались – два четвертых места Мартини были скудным урожаем. В конце сезона Minardi и Ferrari разошлись.
Команда BMS (Brescia Motor Sport) Scuderia Italia SpA, принадлежавшая Джузеппе Лукини, в 1991 г. проводила свой четвертый сезон в Формуле Один, по-прежнему, используя гоночные автомобили, разработанные Dallara в Верано (Парма). Лукини добился эксклюзивной поставки нового двигателя Judd V10 Type GV. Lotus использовали более ранние двигатели Judd V8. Паоло Станцани и Алессандро Мариани отвечали за конструкцию на трассах. Dallara 191-Judd V10 пилотировали финн Джей Джей Лехто и римлянин Эмануеле Пирро. Их постоянно мучили незначительные проблемы, из-за которых они часто вынуждены были сходить с дистанции. Джей Джей Лехто занял третье место на Гран-при Сан-Марино в Имоле, а Пирро финишировал шестым в Монако.
В конце 1990 г. Lotus, старейшая команда Формулы Один после Ferrari, разваливалась. Бывший менеджер Benetton австралиец Питер Коллинз и владелец команды немец Хорст Шибель приняли у семейства Чепмэнов руководство командой, но Lotus потеряли своего спонсора Camel и двигатель Lamborghini. Энрике Скалаброни и Фрэнк Коппак разработали модифицированную версию более раннего автомобиля, "Mark 102B" с двигателем Judd V8. Lotus пилотировали молодой талантливый финн Мика Хаккинен и англичанин Джонни Херберт, его соотечественник Джулиан Бэйли и немец Михаэль Бартельс, но у них было мало возможностей для практики. Пятое место Мики Хаккинена и шестое место Джулиана Бэйли принесли команде единственные в сезоне зачетные очки. В октябре ушел Скалаброни, его заменил
Крис Мерфи, который продолжал развивать автомобиль, несмотря на ограниченные средства. Питер Уайт, изобретатель юбок гоночных автомобилей, также состоял в сокращенном штате команды. Команда Brabham также находилась в состоянии упадка. Аргентинец Серхио Ринланд разработал "BT60Y" с двигателем Yamaha V12, автомобиль оснащался шинами Pirelli, но гонщики Brabham Мартин Брандл и Марк Бланделл скатывались вниз в область предквалификации, и единственными положительными результатами сезона были пятое и шестое места. После катастрофических результатов сезона 1989 г. с двигателем V8, Yamaha взяли годичный тайм-аут, а в 1991 г. при сотрудничестве с Brabham стали развивать свой V12.
После очень хорошего сезона 1990 г. с двигателем Lamborghini V12 команда Жерара Ляррусса смогла выжить, несмотря на нехватку денег. Но зимой 1990-91 гг. зачетные очки, заработанные командой Larrousse в предыдущем году, были обесценены из-за ошибки при регистрации. Команды, не набравшие ни одного зачетного очка, в течение следующего года вынуждены были полностью оплачивать транспортные расходы во время заграничных Гран-при. Кроме того, Larrousse считались новой командой, которая должна была перед гонками проходить предквалификацию. 12-цилиндровые Lamborghini перехватили Ligier, и Larrousse вынуждены были оснащать свои гоночные автомобили Lola восьмицилиндровыми двигателями Ford. Lola L91 была разработана главой Lola Эриком Бродли. Гонщиками команды были Эрик Бернар и Агури Сузуки. На Гран-при Австралии Бертран Гашо также попытал свою удачу за рулем Lola. В целом, Larrousse заняли два шестых места. Летом 1991 г. Жерар Дюкаруж перешел из Larrousse в Ligier. Команда Leyton House, принадлежавшая японскому финансисту Акире Акаджи, в августе 1991 г. потерпела серьезную неудачу, когда Акаджи был помещен под домашний арест за мошенничество. В 1990 г. Акаджи вместе с успешным швейцарским мотористом Марио Иллиеном подписали контракт на постройку
двигателей для эксклюзивного использования командой Leyton House. В 1983 г. Иллиен и Пол Морган основали в Бриксворте близ Нортгемптона фирму Ilmor (Иллиен и Морган) по производству двигателей при поддержке американского предпринимателя и владельца гоночных автомобилей Роджера Пенске и Chevrolet.
Согласно контракта, они строили для Chevrolet турбодвигатели Ilmor V8 для американской серии Индикар. С 1988 по 1993 гг. Ilmor Chevy выиграли 500-мильную гонку в Индианаполисе и множество других гонок этой серии. В процессе подготовки к сезону 1991 г. Формулы Один Ilmor разработали новый 3,5-литровый двигатель "Type LH10" V10 72° и электроникой Zytek. Leyton House CG911 с десятицилиндровым двигателем Ilmor пилотировали итальянец Иван Капелли и бразилец Маурисиу Гужельмин. Он был выведен Крисом Мерфи из модели, разработанной Эдрианом Ньюи. Австриец Густав Брюннер разработал новую поперечную коробку передач, Гордон Коппак также был одним из специалистов команды. В Венгрии Иван Капелли заработал одно зачетное очко, но из-за сомнительного финансового
положения команды вынужден был освободить свое место гонщику, выступавшему на спортивном автомобиле Sauber Mercedes, тирольцу Карлу Вендлингеру. Вендлингер принес с собой деньги Mercedes. Критическое положение команды заставило Марио Иллиена выкупить двигатели, построенные для эксклюзивного использования Leyton House. В следующем сезоне эта команда вновь будет участвовать в гонках под флагом March.
Командами, в 1991 г. не набравшими ни одного зачетного очка, были Ligier, Footwork, AGS, Fondmetal (бывшие Osella), Coloni и новая команда Modena. Новая комбинация Footwork (бывшие Arrows) и Porsche оказалась большим разочарованием. Footwork пилотировали опытный ветеран Микеле Альборето, Алекс Каффи и Стефан Йоханссон. Командой руководил Джеки Оливер, ее штаб-квартира находилась в Англии в Милтон Кейнсе. Она была переименована в Footwork, поскольку в конце 1990 г. японец Ватару Охаси получил контрольный пакет акций. Porsche разработали новый двигатель V12 для Формулы Один с выбором мощности в среднем диапазоне оборотов, состоявший из соединенных друг с другом двух блоков TAG V6 для прежней турбоэры. В Милтон Кейнсе Алан Дженкинс разработал Footwork FA12, чей задранный "клюв" содержал в себе новое аэродинамическое решение. В отличие от Tyrrell, его переднее крыло не было согнутым; сплошной профиль заканчивался посередине под "клювом" вертикальным плавником. Сначала команда
адаптировала прошлогоднее шасси и оснастила его новым двигателем Porsche. Новый "FA14" дебютировал в Имоле и потерпел фиаско. Возникли проблемы с прокачкой масла и системой охлаждения; двигатель был слишком громоздким и тяжелым; шасси также имело свои недостатки. Перед Гран-при Франции Footwork перешли на двигатель Ford DFR V8, но также безуспешно.
В Вольпиано близ Турина Озелла продал свою команду Формулы Один Габриеле Руми, владельцу завода по производству спортивных колес Fondmetal, который открыл в Англии дизайнерское агентство Fomet. Тино Белли разработал Fondmetal GR1 с двигателем Ford DFR, которым поначалу пилотировал Оливье Груйяр. После 13-ти гонок в команде произошла замена. Габриеле Тарквини перешел из AGS в Fondmetal, тогда как Груйяр занял его место в AGS. Оба гонщика лишь несколько раз прошли предквалификацию. Зачетных очков они не заработали.
Обзор сезона 1991г (ч.3)




Адриано Чимарости



Знаете ли Вы что...