Обзор сезона 1991 года: Дуэль между Сенной и Мэнселлом (Часть 3)
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Обзор сезона 1991г (ч.3)

Обзор сезона 1991г (ч.3)

Обзор сезона 1991г (ч.1)
Обзор сезона 1991г (ч.2)
Команда Ligier со штаб-квартирой возле трассы в Маньи-Куре имела достаточно средств и свою собственную аэродинамическую трубу, но в 1991 г. не набрала ни одного зачетного очка. В 1990 г. Ligier оснащались двигателями Cosworth, после чего перехватили у команды Larrousse двигатели Lamborghini V12. Даже гонщики Тьерри Бутсен и Эрик Кома, конструкторы Мишель Бужон и специалист по аэродинамике Фрэнк Дерни и появившаяся в июле модифицированная версия "JS35B" не смогли вывести Ligier на передний план. В августе, спустя несколько лет, проведенных в Alfa Romeo, Lotus и Lola, в Ligier вернулся Жерар Дюкаруж.
Еще одной командой, основанной в Италии, была Modena, объединившаяся с Lamborghini, 40 % которой принадлежали финансисту Карло Патруччо. Lambo 291 с двигателем Lamborghini Type 3512 V12 был разработан под руководством бывшего инженера Ferrari Мауро Форгиери, который являлся техническим директором Lamborghini Engineering в Модене, где строились двигатели Lamborghini для Формулы Один. Он также работал над гоночными автомобилями Lambo. Проект гоночного автомобиля Lamborghini был разработан годом ранее по контракту с мексиканским финансистом, у которого возникли финансовые трудности, и он исчез. Двигатель, коробка передач и шасси Lambo 219 были новыми. Форгиери и его люди вынуждены были работать в условиях очень ограниченного бюджета. Никола Ларини и молодой бельгиец Эрик ван де Поэле стартовали в общей сложности лишь шесть раз. В Имоле ван де Поэле незадолго до финиша вышел на пятую позицию, но у него закончилось топливо. После одного единственного сезона команда Modena исчезла с арены Формулы Один.
Сезон 1991 г. был последним в Формуле Один для южнофранцузской команды AGS и команды из Умбрии, принадлежавшей Энцо Колони. Габриеле Тарквини за рулем построенного Мишелем Коста AGS JH27 с двигателем Cosworth стартовал всего три раза. Стефан Йоханссон, преждевременно ушедший в Footwork, и гонщик из Монцы Фабрицио Барбацца ни разу не смогли пройти предквалификацию. Команда AGS, в течение двух лет принадлежавшая финансисту Сирилу де Рувру, в 1991 г. перешла в итальянскую собственность и теперь принадлежала Патрицио Канту и Габриеле Раванелли, но никак не могла избавиться от финансовых проблем. Гонщиком команды был Габриеле Тарквини, которого в конце сезона обменяли на Оливье Груйяра из Fondmetal. Энцо Колони и его "C4"-Cosworth волочил свою команду от предквалификации к предквалификации, но так и не смог принять участие ни в одной гонке. В первой четверти сезона Чемпион Мира Айртон Сенна и его McLaren MP4/6 с двигателем Honda V12 казались непобедимыми. 31-летний бразилец выигрывал один Гран-при за другим – в Америке, Бразилии, Сан-Марино и Монако. В Аризоне Прост на Ferrari финишировал вторым впереди Нельсона Пике на Benetton-Ford. Williams FW14-Renault доказали, что они были быстрее, но у них было слабое место в лице
их полуавтоматической трансмиссии. В Интерлагосе, Бразилия, Риккардо Патрезе на Williams финишировал вторым позади Сенны, тогда как Мэнселл вынужден был сойти из-за неисправности трансмиссии. Герхард Бергер на McLaren-Honda занял третье место; Ferrari Алена Проста финишировала на четвертом месте. А ведь Ferrari доминировали на зимних испытаниях.
В Имоле из шести итальянцев – Тарквини и Барбацца на AGS, Каффи и Альборето на Footwork, Пирро на Dallara и Ларини на Lambo-Lamborghini – ни один не смог пройти квалификацию. В условиях сильного дождя Прост вылетел с трассы, новичок Алези также выбыл из гонки, которая стала полным бедствием для Ferrari. У Мэнселла возникли проблемы с трансмиссией. Сенна и Бергер добились дубля для McLaren-Honda.
В Монако Сенна одержал четвертую победу на этой трассе. Мэнселл занял второе место впереди Алези на Ferrari. Проста вновь замучили проблемы. 14 мая, спустя два дня после Гран-при Монако, Чезаре Фьорио неожиданно покинул Ferrari. В Монреале Найджел Мэнселл лидировал, но за полкруга до финиша он потерял концентрацию и позволил своему двигателю заглохнуть в шикане, позволив Нельсону Пике на Benetton-Ford выиграть гонку. Модена на Tyrrell-Honda финишировал вторым, а Риккардо Патрезе на Williams-Renault – третьим. Четвертое место досталось Андреа де Чезарису на Jordan-Ford, проводившем свой первый сезон Гран-при. Горько разочарованный Найджел Мэнселл занял шестое место. Ferrari Проста и Алези вновь выбыли из гонки.
Гран-при Мексики выиграл Риккардо Патрезе, опередив Мэнселла всего на 1,3 секунды. Айртон Сенна во время тренировок потерпел серьезную аварию, но остался невредимым и финишировал в гонке третьим впереди Андреа де Чезариса на Jordan-Ford. Ferrari вновь вынуждены были сойти. 
В ожидании предстоявшего Гран-при Франции Ferrari полностью переделали свой автомобиль, и Прост с Алези получили в свое распоряжение новую модель "643". На этот раз из первого ряда стартовали Патрезе и Прост. Ferrari лидировала до 21-го круга и еще раз с 32-го по 54-ый, но, в конечном счете, победу одержал Мэнселл на надежном Williams, опередив Проста на пять секунд. Неужели Ferrari с новой "643", наконец, покончили со своими проблемами? Сенна финишировал третьим. Неужели McLaren снова начали уступать Williams? Это подтвердилось на Гран-при Англии, где Мэнселл лидировал от старта до финиша; Бергер финишировал вторым. На модифицированной 5,226-километровой трассе Сильверстоун у Сенны закончилось топливо. Это была 17-ая победа Мэнселла в Гран-при. Имея на своем счету на одну победу больше, чем у Стирлинга Мосса, Мэнселл вошел в число бессмертных как самый успешный английский гонщик. (Джим Кларк с 25-ью и Джеки Стюарт с 27-ью победами были шотландцами!) Мэнселл доминировал на Гран-при Германии и одержал победу над своим товарищем по команде, Патрезе. На Хунгароринге Сенна лидировал от старта до финиша, а Мэнселл с Патрезе вынуждены были довольствоваться вторым и третьим местами. Перед Гран-при Бельгии Jordan лишились одного из своих гонщиков: Гашо оказался в тюрьме – случай, который дал Шумахеру возможность выступить на Гран-при. Он преуспел в квалификации и на старте своей первой гонки вывел свой Jordan на седьмую позицию, но вынужден был сойти на первых кругах из-за неисправности сцепления. Менеджер Benetton Флавио Бриаторе тут же подписал с ним контракт.
На Гран-при Бельгии Сенна, Мэнселл, Алези и Нельсон Пике все побывали лидерами, но Айртон Сенна вновь привел свой McLaren-Honda к победе. Бергер финишировал вторым впереди Пике, который в следующей гонке в Монце принял участие в своем 200-ом Гран-при. В Монце Шумахер впервые пилотировал Benetton и финишировал всего в 34,4 секундах позади одержавшего победу Мэнселла, заняв ценное пятое место и заработав свои первые два зачетных очка. Ошибка механика во время замены колеса на Williams Мэнселла, возможно, стоила ему победы в Португалии. Победа досталась его товарищу по команде, Риккардо Патрезе, Сенна занял второе место. Алези на Ferrari финишировал третьим впереди Пьерлуиджи Мартини на Minardi с двигателем Ferrari V12. На этот раз Шумахер был шестым. В 1991 г. после 16-летнего перерыва Гран-при Испании вернулся на каталонскую землю – он прошел на новой 4,747-километровой трассе в Монтмело близ Барселоны. Михаэль Шумахер впервые продемонстрировал свои навыки езды под дождем – на первых кругах он вышел на третью позицию позади Бергера и Сенны и позже вел борьбу с Мэнселлом за вторую позицию. В конце концов, разворот отбросил его назад, но он финишировал шестым и заработал еще одно зачетное очко. Найджел Мэнселл на Williams-
Renault одержал победу над Аленом Простом на Ferrari, Патрезе на Williams-Renault и Алези на Ferrari. Неверный выбор шин позволил Сенне занять лишь пятое место. По окончании европейской части сезона Сенна лидировал с 85-ью очками, опережая Мэнселла с 69-
ью и Патрезе с 48-ью очками.
9 октября 1991 г. на главном осеннем заседании FIA в Париже француз Жан-Мари Балестр, с осени 1978 г. занимавший должность президента FISA, не был переизбран – 43 делегата отдали свои голоса английскому адвокату и бывшему гонщику Максу Мосли, который также был соучредителем March. За Балестра проголосовали лишь 29 человек. С 1986 г. Мосли был президентом Комиссии Конструкторов FISA. FISA, которую в 1978 г. создал Балестр как организацию, независимую от FIA, исчезла, и все важные решения в автомобильном спорте теперь должны были приниматься Всемирным Советом FIA, президентом которой был Мосли. Балестр остался президентом Французской Автомобильной Спортивной Ассоциации (FFSA). На двух заключительных Гран-при, в Японии и Австралии, Айртон Сенна вновь имел явное преимущество. В Honda преуспели в увеличении мощности 12-цилиндрового двигателя, и теперь японский мотор считался самым мощным двигателем в Формуле Один. Обладая мощностью, слегка превышавшей
отметку 700 л.с., он достигал невероятных для атмосферного двигателя 200 л.с./л. В 1953 г. Maserati A6GCM Формулы Два впервые достиг 100 л.с./л. Это был автомобиль, на котором Хуан Мануэль Фанхио выиграл Гран-при Италии. В Сузуке Айртон Сенна на McLaren-Honda лидировал с 24-го по предпоследний круги, а его товарищ по команде Герхард Бергер следовал за ним, словно тень. Перед самой финишной чертой Сенна на мгновение поднял ногу с педали "газа", пропустив своего друга вперед. Он преднамеренно позволил Бергеру выиграть, поскольку тот в течение сезона проделал очень большую работу во время испытаний, но так и не смог одержать ни одной победы, хотя Бергер, по правде говоря, не очень был рад своей победе в Японии.
Благодаря своему второму месту, Сенна теперь стал трехкратным Чемпионом Мира. В Японии Мэнселл сошел из-за проблем с тормозами, а Ален Прост провел свою последнюю гонку за Ferrari. В Аделаиде его заменил Джанни Морбиделли, бывший гонщик Minardi и тест-пилот Ferrari, имевший необходимый опыт управления полуавтоматической коробкой передач. Гран-при Австралии, 516-ую гонку Чемпионата Мира, выиграл Сенна, на 1,2 секунды опередивший Найджела Мэнселла. Бергер финишировал третьим впереди Пике, который провел в Аделаиде свой 204-ый и последний Гран-при в своей успешной карьере. Она началась в 1978 г. с Гран-при в Хоккенхайме за рулем Ensign-Ford. Патрезе, значительное время посвятивший работе тест-пилота Williams, финишировал пятым
впереди Морбиделли, который, таким образом, принес Ferrari еще одно зачетное очко. Айртон Сенна защитил свой третий после 1988 и 1990 гг. чемпионский титул семью победами – в США, Бразилии, Сан-Марино, Монако, Венгрии, Бельгии и Австралии. Он набрал 96 очков. На тот момент на его счету было 33 победы в Гран-при и 60 поул-позиций. Найджел Мэнселл занял второе место в Чемпионате Мира с 72-мя очками и пятью победами – во Франции, в Англии, Германии, Италии и Испании. Риккардо Патрезе был третьим с 53-мя очками и двумя победами – в Мексике и Португалии. Герхард Бергер, одержавший победу в Японии и набравший 43 очка, занял четвертое место, опередив Алена Проста, набравшего 34 очка.
Победитель гонки в Канаде, Нельсон Пике, набрал 26,5 очков.
Кубок Конструкторов достался одержавшим восемь побед и набравшим 139 очков McLaren-Honda, опередившим Williams-Renault с семью победами и 125-ью очками. Ferrari набрали 55,5 очков, а Benetton- Ford имели на своем счету одну победу и 38,5 очков. Jordan-Ford с 13-ью очками заняли почетное пятое место. Несмотря на проблемы с шасси, McLaren были организованы лучше Williams и в конце сезона располагали лучшим двигателем, хотя Renault V10 имели лучший, чем у Honda V12, крутящий момент. Кроме того, за рулем их "MP4/6" выступал Чемпион Мира. 28 ноября 1991 г. Mercedes-Benz, уже в течение нескольких лет успешно сотрудничавшие со швейцарской гоночной маркой Sauber, объявили о том, что они не будут участвовать в Чемпионате Мира 1992 г. Бывший конструктор Tyrrell и Ferrari Харви Постлтуэйт с лета 1991 г. работал над Sauber Формулы Один, оснащенным десятицилиндровым двигателем, разработанным Ilmor в Англии. Неожиданный отказ от участия ошеломил людей, привлеченных к проекту Sauber, но они продолжили работу над монопостом "C12". Постлтуэйт же был настолько разочарован, что вышел из проекта и вернулся в Ferrari.




Адриано Чимарости



Знаете ли Вы что...