Обзор сезона 1998 года: Псевдослики и противостояние Шумахера и McLaren (Часть 1)
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Обзор сезона 1998г. (ч. 1)

Обзор сезона 1998г. (ч. 1)

Перед началом сезона 1998 года в технический регламент Формулы 1 были внесены очередные изменения, которые, по замыслу FIA, должны были снизить скорость автомобилей и тем самым повысить безопасность соревнований. Во-первых, максимально разрешенная ширина автомобиля теперь составляла 1800 мм (вместо ранее разрешенных 2000); во-вторых, было запрещено использование сликов. Теперь даже шины для сухой погоды должны были иметь рисунок протектора: три продольные канавки спереди и четыре - сзади. Эти изменения привели к тому, что автомобили стали куда хуже держаться на трассе, и безопасность от этого вряд ли выиграла, тем более что скорости понизились лишь на некоторых трассах чемпионата. Пониженное сцепление автомобилей с покрытием трассы можно было улучшить, лишь оснащая машины различными дополнительными плоскостями, создающими прижимающую силу. Поэтому с первого же этапа чемпионата на автомобилях ряда команд появились маленькие дополнительные антикрылья, расположенные на стойках по бокам от кокпита, наподобие тех, что в 1997 году в нескольких этапах применяла команда "Tyrrell".

В расстановке сил ожидались серьезные изменения по сравнению с прошлым годом - должны были проявиться последствия миграции конструкторов. И действительно, уже первый этап чемпионата в Австралии подтвердил все прогнозы: команда "McLaren" доминировала как в квалификации, так и в гонке. Мика Хаккинен и Дэвид Култхард, стартовав с первой линии, финишировали первым и вторым, причем Култхард проиграл Хаккинену 0,702 с, а ставший третьим Хайнц-Харальд Френтцен на "Williams" отстал на круг, так же, как Эдди Ирвайн, Жак Вильнев и Джонни Херберт. Та же история повторилась и на Гран При Бразилии: у Хаккинена - score parfait, у Култхарда - вторые места на старте и на финише (+1,102 с). Третье место занял Михаэль Шумахер (+1 мин 00,550 с). Неплохо показала себя команда "Benetton": Александр Вурц стал четвертым, Джанкарло Фисикелла - шестым, а между ними вклинился Френтцен.

Две гонки, убедительно показавшие все могущество "McLaren", ввергли соперников во главе с "Ferrari" в состояние тихой паники. "Красные" попытались бороться с "McLaren" если не на трассе, то хотя бы вне ее: в FIA тут же был подан протест против якобы нелегальной тормозной системы "McLaren" с раздельным приводом, позволяющим регулировать распределение тормозного усилия. Поскольку чиновники FIA также были обеспокоены тотальным превосходством одной команды, то вполне соответствовавшая правилам тормозная система была немедленно запрещена. Впрочем, как показали дальнейшие события, чтобы свергнуть "McLaren" с лидирующих позиций, этого было недостаточно. И если гонщики команды и не смогли продолжить победную серию на третьем этапе в Аргентине, то в этом не было их вины: на неровном асфальте автодрома имени Оскара Гальвеса автомобили "McLaren", отличавшиеся чуткостью к настройкам, чувствовали себя заметно хуже, чем "Ferrari". Правда, со старта Култхард и Хаккинен возглавили гонку, но ненадолго: М. Шумахер обогнал сначала Хаккинена, а потом откровенно вытолкнул с трассы Култхарда (тот сумел продолжить гонку, но стал лишь шестым). После этого Шумахеру никто не смог помешать, и он победил, даже несмотря на ошибку в конце гонки. Хаккинен отстал на 22,899 с, Ирвайн - на 57,745. Вурц опять стал четвертым. Жан Алези, который вынужден был ехать на автомобиле с одним дополнительным антикрылом (второе было оторвано, когда Алези, покидая боксы "Sauber" после пит-стопа, задел его шлангом гайковерта), смог финишировать пятым.

Победа Шумахера позволила ему выйти на второе место в чемпионате с 14 очками, опередив Култхарда (13). Однако Хаккинен оторвался от них достаточно далеко: он имел 26 очков. Четвертое место занимал Ирвайн (7), а пятое и шестое делили Френтцен и Вурц с 6 очками каждый. Лидерство "McLaren" в Кубке Конструкторов было довольно убедительным - 39 очков против 21 у "Ferrari". Далее в почтительном отдалении следовали: "Williams" с 8 очками, "Benetton" с 7 и "Sauber" с 3. Другие команды пока очков не имели.

Квалификацию четвертого этапа чемпионата - Гран При Сан-Марино - выиграл Култхард (1 мин 25,973 с); Хаккинен был вторым (1 мин 26,075 с). Култхард лидировал всю гонку и без проблем выиграл, а Хаккинен финишировал бы вторым, если бы не неприятности с коробкой передач, вынудившие его сойти на восемнадцатом круге. Две "Ferrari" - Шумахера и Ирвайна - финишировали второй и третьей, следом - два "Williams" (Вильнева и Френтцена), а Алези стал шестым.

Тем временем популярность дополнительных антикрыльев (в обиходе их называли либо "X-крылья", либо "канделябры") неуклонно росла. Дело доходило до курьезов: команда "Prost", например, при попытке установить "X-крылья" на свои автомобили обнаружила, что правое перекрывает доступ шланга к заправочной горловине. Но желание не отставать от всех было настолько велико, что пилотам пришлось ездить на машинах с одним сиротливо торчащим "канделябром" слева. На Гран При Сан-Марино до "канделябров" снизошла даже "Ferrari", но FIA с поспешностью, достойной лучшего применения, используя происшествие с Алези в Аргентине в качестве прецедента, объявила "X-крылья" опасными и запретила их использование. Больше всего от этого потеряла команда "Tyrrell", конструкция шасси "-026" которой была сразу рассчитана на использование дополнительных антикрыльев, и команда, показывавшая приличные результаты на предсезонных тестах, откатилась в ряды аутсайдеров.

Следующий этап, прошедший 10 мая в Испании, по сценарию был повторением гонок в Австралии и Бразилии: Хаккинен стартовал с поул-позиции (1 мин 20,262 с), показал лучший круг и выиграл гонку; Култхард же был вторым на старте и на финише, отстав от Хаккинена на 9,439 с. М. Шумахер и Вурц заняли третье и четвертое места, а за пятое долго сражались Вильнев и Рубенс Баррикелло. Схватка окончилась в пользу последнего; тем самым была доказана конкурентоспособность нового шасси команды "Stewart", которая вызывала большие сомнения в начале сезона.

Итак, из первых пяти гонок четыре выиграли гонщики "McLaren", и лишь одну - М. Шумахер. Последний всерьез надеялся увеличить количество побед в Монако, на шестом этапе чемпионата, но уже в квалификации главного "специалиста по Монако" современной Формулы 1 ждал удар: его опередили не только Хаккинен и Култхард, но и Физикелла! В начале гонки пилоты "серебряных стрел" привычно вышли вперед, но двигатель Култхарда отказал на восемнадцатом круге. Сзади Хаккинена оказались Физикелла, Вурц и М. Шумахер. Двое последних вели между собой напряженную борьбу, в результате которой автомобиль Шумахера получил повреждения (доехав до финиша, он тем не менее не смог даже квалифицироваться в итоговом протоколе), а Вурц остался невредим, но на сорок втором круге попал в аварию там же, где и четыре года назад Карл Вендлингер (к счастью, все окончилось куда благополучнее). Что до Физикеллы, то он спокойно финишировал вторым. Третье место занял Ирвайн. Отлично провела гонку команда "Arrows", чей слабенький двигатель собственной конструкции позволял им на равных бороться с соперниками только на медленных трассах: Мика Сало стал четвертым, Педро Пауло Диниц - шестым, а между ними оказался Вильнев.
Обзор сезона 1998г. (ч. 2)





Михаил (Mike_B)



Знаете ли Вы что...