Lotus 25
Большой скачек в развитии шин, а также новые правила в 1961 году вынуждали проектировщиков Формулы 1 придумывать все более прочные и ВТО же время более легкие болиды. Недостаточное сцепление с дорогой на старых шинах компенсировалось достаточно гибким шасси для легкого скольжения, но к началу шестидесятых с началом использования нового протектора, претерпела изменение и структура трубчатого шасси. По иронии судьбы спортивное руководство решило уменьшить максимальное объем двигателя с 2,5 до 1,5 литров. С уменьшением мощности задача по уменьшению веса стала приоритетной для проектировщиков, как правило, она решалась за счет увеличения жесткости. Больше чем кто-либо другой, Colin Chapman из Lotus понимал, что уменьшение фронтальной части автомобиля имело предельное значение для конкурентоспособности проекта. С этими задумками, Chapman начал проектировку машины для Формулы 1, которая совершит революцию среди одноместных гоночных машин и превратит Lotus в регулярного победителя гонок.
Первым 1,5-литровым автомобилем Chapman был Lotus 24, который использовал алюминиевый кузов, объединенный с недавно выпущенным двигателем V8 Coventry Climax. Чтобы сделать возможным требуемый узкий корпус, топливные баки были размещены по сторонам над ногами водителя, что предотвратило еще более плоское положение водителя. Не смотря на узкие формы Lotus 24 и легкий вес, структура алюминиевого шасси не была достаточно гибка. Будучи предназначенным главным образом как обычные автомобиль для клиентов, проект и производство Lotus 24 не были тайной и никак не скрывались. В тоже время Lotus разрабатывал автомобиль, который был столь же маленьким и легким как Lotus 24, но также оставаясь достаточно жестким, для возможности использовать последние разработки шин и продвинутую геометрию подвески Lotus 24.
Во время встречи экпертом по аэродинамике и со своим надежным партнером Mike Costin, Colin Chapman придумал инновационную идею для своего нового автомобиля Формулы 1. Он возвратился домой с несколькими эскизами на салфетке и превратил их в проект для первого одноместного гоночного автомобиля с несущим кузовом. Хотя принцип конструкций с несущим кузовом не был нов, использование его для построения одноместнойго гоночного болида было в первый раз. Одной из моделей, использующей несущий кузов был Jaguar D-Type, но из-за ряда недостатков (большой вес и сложность конструкции) он не был жизнеспособным.
Проект Chapman состоял из двух алюминиевых понтонов, которые сформировали стороны автомобиля. Эти две структуры скреплялись вместе, создавая трубчатую конструкцию, которая вместе с нижними рамами для передней и задней подвески сформировала шасси. Установленный двигатель V8, также придавал дополнительнуйю конструкции. Алюминиевые понтоны использовались как топливные баки, улучшая сцепление. Так была создана новая модель Lotus 25. По сравнению с Lotus 24, жесткость нового Lotus 25 была существенно выше. Использование несущиго кузова не было компромисом; были многочисленные приемущества. Также только нижняя половина автомобиля была частью шасси, остальные состояли из укрепленных заменяемых пластмассовых панелей кузова, которые обеспечили свободный доступ ко всем жизненно важным частям.
На открытии сезона (нечемпионат) компания Lotus использовала Lotus 25 под управлением своего основного водителя команды Jim Clark. Это был достаточно конкурентоспособный автомобиль, но не абсолютный победитель. Jim Clark стал самым быстрым на трассе, но заняв лишь 9-ое место из-за возникших технических трудностей с автомобилем. Из восьми гонок в этом сезон Clark одержал три победы, но был побежден в Gram Hill в Чемпионате. Даже по прошествию года, Lotus 25 все еще был лучше технически перед остальными участниками в 1963 году. Это лучше всего подтверждают факты. Clark выиграл семь из десяти гонок в тот сезон, легко завоевав названия лучшего гонщика, а компания Lotus - кубок конструктора.
В течение сезона 1963 года были внедрены ряд усовершествований в Lotus 25, основой была установка более новой версии двигателя Climax. Чтобы остаться на вершине в соревнованиях, работа была начата еще в течение сезона 1964 года. В сравнении со своим предшественником в Lotus 33 было внедрено очень много изменений, это очень плохо сказалось на взаимозаменяемости частей болида. Новая подвеска давала больше преимущества в жесткости по сравнению с консткукцией с несущим кузовом. Lotus 33 использовали последний двигатель Climax V8, который использовал механическую систему впрыскивания топлива. Чтобы использовать этот двигатель у Lotus 33 была удлинена колесная база.
К соревнованиям Гран при сезона 1964 года Lotus подготовился основательно и был гораздо сильнее чем предже. Jim Clark и Lotus были все еще одной из самых быстрых на соревнованиях, имея большое приемущество в десяти гонках сезона. К сожалению, это преимущество удалось преобразовать только в три победы, и был побежден в чемпионате Graham Hill и Чемпионом мира John Surtees. В течение последнего сезона 1,5-литровых инструкций, Coventry Climax ввел новую четырех клапанную версию двигателя FWMV, который был поставлен на Lotus. C более сильным двигателем и более развитым шасси Lotus 33, Jim Clark выиграл шесть из десяти гонок в сезоне 1965 года. В последующих годах Lotus 33, оборудованный двигателем большнго объема, с переменным успехом Таsman и Формуле 1.
По материалам блога "formula1retro"