Lotus 79: история создания, технические характеристики, фото.
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Lotus 79

Lotus 79

Lotus 79 - 1978г. (Великобритания). Эта машина - еще одно проявления таланта Colin Chapman и его тяги к новшествам. Здесь он впервые использовал эффект прижимающей силы, для чего применялись крылья. К 1982 году это открытие было подхвачено всеми производителями гоночных автомобилей. Mario Andretti выиграл на Lotus шесть гонок Гран при и стал чемпионом мира. Еще два Гран при выиграл выступающий за команду Lotus Ronnie Peterson.
Со второй половины 1960-ых аэродинамика становилась все более значимой характеристикой для проектировщиков гоночных автомобилей. На гоночных автомобилях Формулы 1 появились спойлеры и аэродинамические крылья, которые создавали прижимную силу и увеличивали стабильность на высоких скоростях. В 1970 у пионера аэродинамики Jim Hall появилась свежая идея создания прижимной силы без получения штрафных санкций со стороны организаторов. Он приспособил два двигателя от снегоходов, оснащенные вентиляторами, чтобы откачивать воздух из под днища гоночного автомобиля, создавая там вакуум, тем самым повышая сцепление с дорогой. Это так оказалось очень эффективным решением. Но система было вскоре быстро запрещена, поскольку считалась активным аэродинамическим устройством, что было запрещено правилами.
Несколько лет спустя основатель Lotus и главный проектировщик Colin Chapman нашел иной способ увеличить прижимную силу, не используя дополнительные вентиляторы. Он сконструировал особый профиль крыла, вследствие которого воздух под автомобилем ускорялся, создавая область более низкого давления. Chapman сначала использовал эту новую разработку в гонках Формулы 1 на модели Lotus 78 в сезоне 1977 года. Автомобиль имел утонченный кузов, построенный из алюминиевых пластин. С обеих сторон кабины водителя Lotus 78 разместились радиаторы, создававшие прижимную силу. Область низкого давления была с обеих сторон также окружена специальными фартуками юбками, которые могли скользить вверх и вниз и были всегда в контакте с трассой. Обычные крылья и спереди и сзади были спроектированы так, чтобы обеспечить стабильность на скорости.
Приводимый в действие уже знакомым двигателем Cosworth DFV, Lotus 78 был впервые показан общественности в 1976 году. Под управлением Gunnar Nilsson и Mario Andretti, у нового Lotus 78 был резкий скачек в его карьере. Он захватил воображения остальных участников соревнований, и они в спешке начали переделывать свои автомобили, пытаясь добиться дополнительного прижимного эффекта, хоть толком и не понимая как это было реализовано на модели Lotus 78. Andretti одерживал первую победу сезона на Гран при в Long Beach. После он выиграл еще три гонки, Nilsson также добавил еще одну к общему числу побед. Даже при том, что Andretti был самым успешным водителем, а Lotus 78 был самым успешным автомобилем, ни один из титулов не достался команде Lotus. Это было вызвано крайне низкой надежностью в целом. Одной из проблем был очень легкий кузов, который не был приспособлен для управления гоночным автомобилем, использующим дополнительный прижимную силу.
Chapman знал, что он спроектировал успешный гоночный автомобиль, развивая дальше этот эффект дальше в течение сезона 1978 года. Большая часть пластин, используемых для шасси, была заменена обычным листовым алюминием. Это увеличило немного вес, этого немного оказалось достаточно. Чтобы максимизировать эффект прижимной силы, еще большие радиаторы были размещены с обеих сторон автомобиля, также были удлинены дополнительные фартуки. По сравнению с предыдущей моделью Lotus 78 новый автомобиль Lotus 79 имел намного более обтекаемый и более гладкий корпус. Испытания в аэродинамической трубе показали, что Lotus 79 был на 25 % эффективнее чем его предшественник. Печально, что автомобиль не был готов к началу сезона, и команда Lotus была вынуждена использовать старую модель Lotus 78 в первых гонках сезона 1978 года.
Слабое здоровье вынудило Gunnar Nilsson оставить гонки Формулы 1, он был заменен талантливым гонщиком Ronnie Peterson из Швеции. Перед тем как Lotus 79 был полностью готов Peterson и Andretti одержали победу на старом автомобиле. Lotus 79 появился впервые на Гран при в Бельгии, и Andretti одержал очень убедительную дебютную для гоночного автомобиля победу. В оставшуюся часть сезона команда Lotus доминировала, Andretti выиграл в общей сложности шесть гонок,Peterson - две. Andretti и Lotus были коронованными чемпионами задолго до того, как сезон был закончен. Также в этом сезоне было и очень печальное событие. С Ronnie Peterson произошел фатальный несчастный случай на трассе в Monza. Он был вынужден начать гонку на Lotus 78 после того, как в тренировочном заезде была повреждена его модель Lotus 79. Посмертно Ronnie Peterson закончил чемпионат на второй позиции.
В сезоне 1979 года конкуренты догнали Lotus, и прежде доминирующий Lotus 79 больше не был абсолютным победителем. Команда Lotus должна была полагаться на свою победную модель 1978 года (Lotus 79) в течение большей части сезона, поскольку новый Lotus 80 был полным бедствием. Chapman зашел со своей идеей эффекта прижимной силы слишком далеко и создал автомобиль, которым было сложно управлять. Только Patrick Head из команды Williams развил этот эффект в правильном направлении, и его разработки, использованные в модели Williams FW07, были основой для самых ранних проектов 1980-ых. После этот эффект дополнительного сцепления был в конечном счете запрещен в конце 1982 года, поскольку образовавшиеся скорости становились слишком высокими. Многие аэродинамические решения, которые применил Chapman, все еще играют жизненно важную роль в проектировании гоночных автомобилей.

По материалам блога "formula1retro"



Знаете ли Вы что...