BAR 004: Философия выживания
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Философия выживания

Философия выживания

Это была отличная идея! Под торжественные песнопения небольшого хора распахнуть занавес и открыть притихшему залу сцену, на которой застыла вся наличная на тот момент в Брэкли команда – около 200 человек. Никто не выделялся. Ни посверкивающий в полутьме очками Жак Вильнев. Ни по-наполеоновски скрестивший руки Оливье Панис. Ни руководство – горстка людей в черном. Ни даже сам новый автомобиль, ради которого и собрались несколько сотен гостей и журналистов в этот туманный зимний день в маленьком заштатном городке в сотне верст от Лондона. Главным героем мероприятия выступила команда, сплоченный коллектив единомышленников, с оптимизмом смотрящих вперед поверх всех трудностей (полагаю, организаторы рассчитывали именно на такие слова в отчетах прессы, так получите же их). Словом, это была бы отличная идея! Если бы не отсутствие в мозаике лиц на сцене одного очень важного элемента.

Две сенсации

Событие, которое ожидалось уже давно, произошло внезапно. О том, что Крейг Поллок покидает BAR, стало известно лишь за сутки до презентации. "Я чрезвычайно горд достижениями команды, – цитировались слова Крейга в специальном пресс-релизе по поводу его отставки. – Но для меня настало время поиска новых возможностей”.
Имя преемника Поллока на посту руководителя BAR было объявлено лишь на самой презентации, но, в принципе, оно также вычислялось заранее. Еще за неделю до всех этих событий на ежегодной церемонии награждения FIA в Монако Дэвид Ричардс заявил, что намерен отойти от текущих дел, связанных с чемпионатом мира по ралли. Не надо было долго гадать, чтобы понять, куда именно намерен направить свою кипучую энергию этот неординарный человек. Впрочем, причины, значение и последствия этой перестановки – тема для отдельной статьи. Пока же остановимся на другой громкой сенсации, которая своим значением для будущего команды едва ли не затмила уход Поллока.
Новый трехлетний контракт BAR с Honda, о котором было объявлено на презентации, означает, что к великому неудовольствию Эдди Джордана японская компания по большому счету сделала свой выбор. Ее главным партнером будет команда из Брэкли. Т.е. двигатели и в дальнейшем будут строиться под автомобили BAR (хотя, скорее, наоборот), а японские инженеры будут участвовать в создании шасси этой команды. Jordan же на ближайшее будущее подтверждена лишь в качестве клиента.
– Двигатели, которые мы использовали последние два года, были довольно хороши, но недостаточно для борьбы за победу. Но насколько я знаю, в этом году Honda приготовила что-то особенное, – Жак Вильнев говорил о новом моторе, но было видно, что в этот вечер мысли его витали далеко и от двигателя Honda, и, возможно, от команды BAR.


Отвлеченные мысли


Многие люди в трудные времена обращаются за утешением к философии. И развешанные по стенам специально возведенного для этой презентации шатра высказывания различных знаменитостей, должно быть, преследовали именно эту цель. "Кто может мечтать – может и добиться”, – Вильям Артур Вард. "В сердце трудности лежит возможность”, – Альберт Эйнштейн. И наконец, самая крупная надпись, горевшая над головами словно вальтасаровы письмена: "Нет поражения – ЭТО ТОЛЬКО ОТДАЧА”, – высказывание неизвестного. Если перевести эти слова на нормальный язык, то получится, вероятно, следующее: "Будет лучше, потому что хуже быть не может”. Отвлеченные мысли – еще не философия. Впрочем, если это помогает команде пережить трудные времена, то почему бы и нет? Однако настроение первого пилота BAR в этот вечер никак нельзя было назвать философским. Вильнев даже не пытался скрыть своего раздражения увольнением (а в том, что это было именно увольнение, сомнений мало) своего друга и наставника.
– Это полная неожиданность! Никто ни с кем не советовался, не было никаких объяснений. Я разговаривал с Крейгом в пятницу, и он ничего не знал, – Жак, как всегда, стоял фертом, руки в боки.

– Почему Крейг покинул команду?
– Я не знаю. Это решение принималось без меня, со мной никто не советовался, так что мое мнение совершенно неважно. Не думаю, что Крейг совершил какие-то фатальные ошибки. Возможно, ему просто надо было проявить характер, навести более жесткую дисциплину, ударить кулаком по столу. Порой, если честно, этого не хватало. У команды должен быть лидер. И прежде всего, в кризисной ситуации, в какую мы попали в 2001 году.

– И в чем причина этого кризиса?
– Трудно сказать. Все очень старались, но ничего не выходило. С моей точки зрения причина была проста – у нас был отвратительный автомобиль.


Исходя из недостатков

"Отличный галстук у этого парня, – невольно думал каждый, кто разговаривал в этот день с Малькольмом Оустлером, и тут же добавлял про себя, – чего не скажешь о его автомобилях…” BAR 004, возможно, последняя попытка австралийца громко заявить о себе в Ф-1, ибо на посту технического директора в команде его скоро сменит Джефф Уиллис, недавно перешедший в BAR из Williams. Но BAR 004 – это целиком детище Малькольма.
Автомобиль тоже имеет свою философию. Философия BAR 004 – это продолжение все той же философии выживания. Внешне автомобиль почти не изменился. Стоит отметить разве что более резкий загиб носового обтекателя, отчего автомобиль приобрел орлиный профиль. Однако Оустлер утверждал, что внешность и на этот раз оказалась обманчива.

– 004 – совершенно новый автомобиль. 003 был так плох, что все, что мы могли сделать, – это порвать чертежи и начать все заново. Мы постарались избавиться от недостатков, которые имел автомобиль 2001 года, – объясняет Малькольм.

– Что это были за недостатки?
– Попытка уменьшить вес конструкции 003 (мы сэкономили почти 30 килограммов) привела к тому, что из-за снижения жесткости боковин монокока узлы крепления рычагов передней подвески двигались под нагрузкой, изменяя геометрию всей системы. Это привело к непредсказуемому поведению автомобиля при торможении и потере скорости при прохождении поворотов.

– Почему же вы сразу не устранили эти недостатки?
– Не все так просто. Частные усовершенствования ничего не дали. Грубо говоря, мы столкнулись с принципиальной ошибкой, допущенной на самых ранних этапах проектирования. Хуже того, влияние этой ошибки менялось от трассы к трассе совершенно непредсказуемым образом.

С хорошим мотором и забор полетит, говорил известный советский авиаконструктор. Новый двигатель Honda обещает стать сенсацией. Ведь помимо обычных заявлений, что RA002E будет легче, компактнее и мощнее предшественника, было объявлено, что это совершенно новая разработка – агрегат следующего поколения. Однако единственное, что стало известно из деталей, – угол развала цилиндров увеличен с 82 до 90°.
BAR 004 2002 года появился на свет необычно рано. И, вероятно, в качестве подтверждения, что это не рекламный трюк, автомобиль прогнали туда-сюда перед публикой. Дул холодный ветер, и на новую машину гости и журналисты смотрели как-то рассеянно. Большинство гадало, почему за руль в этот торжественный момент сел Панис, а не Вильнев? Жак слишком потрясен увольнением Крейга? Он больше не первый номер? Он покидает команду? Ответов пока нет.
Уход Поллока и приход Ричардса знаменует собой смену эпох в истории BAR. И смену философии. Философия коллектива единомышленников, сплотившихся вокруг голубоглазого отца-основателя и его гениального друга-гонщика в качестве ключевых элементов, больше не отвечала если не требованиям момента, то ожиданиям неких могущественных сил, стоящих за спиной этой команды. Будут ли эти перемены к лучшему? Теперь это уже вопрос философский.

Леонид Ситник

Журнал "Формула-1" февраль, 2002



Знаете ли Вы что...