Рождественская сказка
Зависть "богов”
В последние годы все больше команд Формулы-1 проводят презентации своих автомобилей в подчеркнуто деловом стиле, стремясь показать партнерам и спонсорам свой прагматизм. Мол, слов и денег на ветер не бросаем! Строгий стиль, однако, не исключает размаха. Toyota еще задолго до своего дебюта в "большом цирке” заработала себе репутацию самой богатой "конюшни” чемпионата мира и вызвала тем самым зависть даже таких "богов” Формулы-1 как Ferrari, McLaren и Williams. По разным оценкам, бюджет Toyota на 2002 год составит $600–700 млн. "Если бы они захотели, то смогли бы с потрохами купить Ferrari. Для их бюджета это смешная сумма”, – выпустил первую стрелу в будущего противника шеф Jaguar Ники Лауда. Ferrari, не Ferrari, но, по слухам, Toyota уже зарезервировала для своих гостей на дни ГП Австралии лучшие номера в близлежащих к Альберт-парку отелях, и остальные команды Ф-1 теперь не на шутку обеспокоены проблемой с расселением своего персонала. Да и презентация нового автомобиля, на которой присутствовало около тысячи приглашенных со всего мира журналистов и гостей во главе с самим Берни Экклстоуном (вот вам и еще один повод для зависти "богов” Ф-1), обошлась Toyota недешево. Поскольку подходящего по размерам зала, способного принять такую уйму народу ни на базе команды, ни на стоящем по соседству заводе Toyota не нашлось, компании пришлось возвести в конце Аллеи "Тойоты” гигантский ангар, куда легко можно было загнать три-четыре пассажирских самолета среднего класса. И это ради часового шоу, которое, правда, транслировалось в прямом эфире на всю Японию.
Наша единственная цель, – признался сильно простуженный, но старавшийся выглядеть молодцом шеф команды Уве Андерссон, – бороться, чтобы в один прекрасный день выиграть чемпионат мира и Кубок конструкторов. Но мы должны быть реалистами. Первый год будет потрачен на обучение. Пока для нас главное – пройти квалификацию на всех Гран При сезона-2002 и как можно чаще добираться до финиша гонок.
Вы довольны подготовкой команды?
Да, пока все идет по плану. В этом году наши пилоты в общей сложности намотали на тестах более 3000 кругов, что в сумме равняется 20 967 километрам. Мы протестировали 11 из 17 трасс, принимающих Гран При Ф-1. Но до старта чемпионата два с половиной месяца, и нам еще многое предстоит сделать.
Ожидалось, что вы пригласите в команду кого-то из звезд. Имена назывались разные: от Френтцена до Шумахера, но вы подтвердили Мак-Ниша. Многих это, мягко говоря, удивило.
Знаю, но мы сознательно выбрали Аллана. Да, у него пока нет опыта гонок в Ф-1, но зато он отлично знает машину и обладает огромным потенциалом как тест-пилот. Думаю, в данной ситуации у нас идеальная пара гонщиков. Конечно, вы можете купить суперзвезду, но ведь это вам ничего не гарантирует, особенно на том этапе, на котором мы сейчас находимся. Не надо забывать, что успехи команды складываются из усилий каждого работающего в ней человека. Успех не зависит от денег! Нужно, чтобы команда научилась работать как хорошо отлаженный механизм. Купить это за деньги невозможно, на это нужно время.
С чистого листа
Хотя, как сказал Андерссон, в прошлом году Toyota провела обширную программу испытаний шасси TF101, построенного весной Андре де Кортанце, уже в мае его преемник Густав Брюннер начал работу над автомобилем 2002 года практически с нуля. "Машина, которую мы испытывали в 2001 году, была сконструирована исключительно для тестов, и в этом отношении она отлично справилась со своей задачей, – объясняет Брюннер. – Шасси же 2002 года предназначено для гонок, и в чем-то это более традиционный, если хотите, даже несколько консервативный, но вместе с тем и более совершенный автомобиль. Сезон мы начнем на этой машине, хотя она, конечно, еще будет доводиться до ума на тестах (особенно в плане аэродинамики). Проведем несколько гонок, а там можно будет подумать и о серьезных конструктивных усовершенствованиях. Надеюсь, по ходу сезона мы будем менее консервативны”.
Задача Брюннера осложнялась тем, что аэродинамическая труба, построенная в прошлом году на базе Toyota в Кельне, еще только проходит "обкатку”. Поэтому для продувки макетов TF102 команде пришлось арендовать аэродинамическую трубу Lola в английском Хантингдоне. Первая гоночная Toyota даже внешне мало напоминает свою предшественницу. Единственное, что их роднит, – форма дефлекторов за передними колесами и конструкция боковых воздухозаборников, сохранивших стремящиеся внутрь изгибы в нижней части. В 2001 году подобные обводы применяли в Ferrari, Sauber и BAR. Вместо несколько горбатого верхнего воздухозаборника с широкой горловиной Брюннер и ведущий аэродинамик Toyota Марко Иаккони соорудили за головой гонщика более ровный "камин” с аккуратным овальным входом, что явно напоминает BAR 003.
Немного уменьшены длина и база машины. Значительно изменена система отвода горячего воздуха от радиаторов, выведенная на широкие дефлекторы перед задними колесами. Вместо плоского, вытянутого в форме треугольника носового обтекателя, который, похоже, был срисован именно с брюннеровской Minardi, Густав сделал выбор в пользу слегка горбатого, но зато более узкого в зоне кокпита носа, опять же смутно напоминающего конструкцию BAR 003. А вот подвешенное на вертикальных пилонах переднее крыло, уже испытывавшееся Toyota на осенних тестах, сооружено в фирменном стиле Ferrari в форме распрямленной V.
Полностью перепроектирована подвеска. Особенно заметны изменения спереди, где Брюннер, опять же по опыту почти всех машин 2001 года, заменил несколько хаотичную конструкцию из тонких поперечных треугольников на более аэродинамически эффективные широкие вилки, передние рычаги которых крепятся к монококу почти под прямым углом.
"Главная проблема предыдущей конструкции – избыточный вес, – повествует Брюннер. – Мы сделали более легкий автомобиль, особое внимание уделив взаимной компоновке двигателя и шасси, и постарались по возможности избежать авантюрных и рискованных решений, поскольку на первых порах главное для нас – добиться максимальной надежности”.
Неизменной, или почти неизменной в TF102 осталась, пожалуй, лишь трансмиссия. Toyota так и не перешла на 7-ступенчатую коробку передач. Для снижения веса Брюннер отдал предпочтение уже испытанной 6-скоростной. Мотор же команда изначально планировала оставить прежний: RVX-02 – лишь слегка доработанная версия RVX-01.
Туман рассеется весной
По плану первые тесты TF102 начнутся 3 января в Ле-Кастеле. Но уже на презентации новой машины гонщики Toyota: опытный, но успевший соскучиться по Гран При финн Мика Сало и самый возрастной за последние годы дебютант Ф-1 32-летний шотландец Аллан Мак-Ниш не скрывали своего желания поскорее сесть за руль. Особенно не терпелось, естественно, Аллану. "Я так долго мечтал о дебюте в Ф-1! – признался Мак-Ниш. – Я просто счастлив! Единственное, что мне хочется сейчас сделать, так это подойти к Берни и попросить его перенести начало чемпионата на первое января…”
О целях же команды в этом сезоне пилоты, как и руководители Toyota, пока предпочитают не говорить. "Нечего толочь воду в ступе, – махнул рукой Мика Сало. – Подождите до первой гонки, тогда и будет ясно, чего мы реально стоим”.
Когда по окончании презентации мы вышли на улицу, природа уже сменила свои декорации. Снег кончился, и база команды утонула в облаках густого молочного тумана. Туман вокруг Toyota рассеется только весной, когда японская красавица TF102 впервые будет представлена ко двору гоночной "королевы”.
Владимир Маккавеев
Журнал "Формула-1" февраль, 2002