Интервью с Ники Лаудой 2004г.
Ники Лауда: "Успех - это всегда результат сочетания всех факторов"
Текст: Борис МУРАДОВ
Слегка сутулая, с животиком, увенчанная неизменной красной бейсболкой фигура трехкратного чемпиона мира Ники Лауды - такая же неотъемлемая часть паддока на всех Гран При, как и фигура его близкого друга Берни Экклстоуна. Ники - одна из ключевых фигур Формулы-1. С его экспертным мнением всегда считаются. С ним советуются многие из главных персоналий Ф-1, включая того же Берни, он комментирует формульные события для целого ряда телекомпаний. Вот и наш журнал, имея давние дружеские связи с легендарным австрийским гонщиком, попросил его по ходу Гран При Сан-Марино поделиться впечатлениями после первых гонок чемпионата-2004.
Ники, каковы ваши впечатления от начала сезона?
Весьма однозначные: Ferrari и Михаэль Шумахер. Какие еще могут быть впечатления?
Что же, у других команд вообще нет никаких шансов?
Ferrari имеет на текущий момент лучшую машину и все еще лучшего пилота из всех. И этим все сказано. Но посмотрите, кто сейчас им в наибольшей степени противостоит - BAR! Эта команда начала межсезонье с очень эффектных выступлений в тестах, затем прекрасно провела предыдущие две гонки, а теперь на ее счету еще и поул-позиция! Это очень впечатляет, и, без сомнения, можно ожидать, что к середине сезона BAR сумеет выйти на уровень Ferrari. Вот уж сюрприз так сюрприз! Неожиданностью стало и то, что McLaren и Williams, от которых, особенно после прошлогодней борьбы на равных с Ferrari, все ожидали того же, оказались пока не состоятельны.
Вы выступали по четыре года и за Ferrari, и за McLaren, становились под флагом той и другой команды чемпионом мира. По-вашему, в чем причина такого длительного доминирования Ferrari и беспомощности McLaren и Williams?
Все зависит от того, кто как работает. Все топ-команды имеют примерно одинаковые возможности для того, чтобы построить лучшую машину и заставить ее ехать быстрее других. Но в Ferrari эти возможности используются наилучшим образом. То же и со специалистами. Во всех командах работают талантливые инженеры, но в Ferrari - лучшие. А главное, пожалуй, - в "Скудерии" все определяет невероятно хорошая, отлаженная организация работы как всей команды в целом, так и каждого ее отдельного звена, начиная с Шумахера и заканчивая обычной уборщицей. Все стремятся к одной общей цели, все в полной гармонии сотрудничают, а не соперничают. Такого нет больше ни в одной команде, уж поверьте мне. Это всегда поражало меня более всего и приносило плоды в виде побед в чемпионате.
Как вы оцениваете шансы основных соперников Михаэля?
У Кими пока просто нет ни малейшего шанса подтвердить свой потенциал, поскольку пока он начинает гонки в заведомо проигрышной позиции и чаще всего не заканчивает их вовсе, причем не по своей вине. Его партнер Дэвид тоже, между прочим, сражается как черт, но скорость его McLaren пока не позволяет ему добиться достойного результата. Уверен, если машина станет быстрее, он перед уходом из команды всем еще покажет! Дэвид способен гораздо на большее, и глупцами будут те, кто не предложит ему места на следующий сезон. В McLaren же ему места в любом случае уже не будет, ведь туда приходит Монтоя. Не знаю, почему команда приняла такое нелепое решение. Поверьте, Дэвид еще не все сказал! Но для меня его ситуация вообще кажется странной: этот парень всегда производил впечатление человека с надежным будущим, а все обернулось совсем не так. Перейдет ли он в Williams? Не знаю. В мое время, даже имея контракт не на три года, а на один, мы думали только в середине сезона, куда перейти в следующем году, старались понять, в какой команде машина получше. Два года - это тем более достаточный срок для такого рода планирования, но Дэвида, который знал о своей отставке еще в прошлом году, это, по-моему, не особо заботит...
А Монтоя? Будет ли он продолжать расти как гонщик?
Хуан-Пабло, как мне кажется, настроен выжать из себя максимум. Он очень быстр, и нет сомнения, что он - один из сильнейших гонщиков в нынешней Формуле-1. Все зависит только от того, насколько подтянется к следующему сезону McLaren. В той же ситуации и Ральф. Но слишком уж много ходит разговоров, в какую команду он перейдет. Лучше бы сконцентрироваться на сегодняшнем дне.
Алонсо и Трулли? Что насчет них?
Оба прекрасно выполняют свою работу. У Фернандо определенно большое будущее, но и у Ярно еще есть шансы показать себя в лучшем виде. И здесь во многом тоже все будет зависеть от техники. Запала и умения этим ребятам не занимать.
Чем вы объясняете феноменально стремительный взлет команды BAR? Поговаривают, все дело в шинах Michelin?
Глупости! Успех - это всегда результат сочетания всех факторов. Наивны те, кто думает, что все решают шины. Другое дело, что как раз таких шин команде и не хватало. Но шины всего лишь отлично подошли к машине в дополнение к потрясающе улучшенной аэродинамике и прекрасному новому мотору Honda. Все решает исключительно сочетание этих факторов. И один из них - Дженсон, самый большой сюрприз сезона.
А что вы думаете о новичках? От кого ожидать сюрпризов?
Думаю, пока ни от кого. Вспомните, сколько лет тот же Баттон шел к пьедесталу почета и первой в своей карьере поул-позиции. А у новичков к тому же далеко не самые лучшие машины. Нет, пока еще слишком рано о них говорить, они себя еще недостаточно проявили.
Зато Шумахер-старший в свои 35 остается феноменом. Он ведь в идеальной форме! Как вы думаете, есть ли этому предел?
Никакого предела нет. Посмотрите, Михаэль ведь с каждым годом только все сильнее. Это же видно по его выступлениям. И это прекрасное подтверждение тому, что не стоит раньше времени выгонять опытных пилотов и стремительно превращать Формулу-1 чуть ли не в детский сад, как это делают сейчас.
Малайзия, Бахрейн, Китай, в ближайшей перспективе - Турция, Индия... Вам по душе, что Формула-1 все больше и больше уходит с породившей ее европейской земли в очень дальние страны с совершенно иной культурой?
Я считаю, что это хорошо. Первая гонка в Бахрейне прошла прекрасно, и, полагаю, так же пройдет в Китае. А для чемпионата в целом - чем шире его география, тем, как мне кажется, лучше.
Как вы оцениваете предложения FIA по правилам на 2008 год?
Я пока не очень-то серьезно к этому отношусь. Некоторые предложения интересны, но много и ерунды. Но сейчас слишком рано говорить об этом. Будет еще множество рабочих встреч, обсуждений до этого срока, и конечный результат наверняка будет представлять собой некий компромисс. Наиболее абсурдное будет отброшено, разумное будет принято.
Журнал "Формула-1" 06/2004