Нельсон Пике '87: На вираже удачи
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Интервью с Пике 1987г.

Интервью с Пике 1987г.

В 1987 году уже в 38-й раз было разыграно звание сильнейшего автогонщика планеты в классе машин "Формула-1". В упорнейшей борьбе со своим товарищем по команде "Уильямс" чемпионом мира в третий раз стал 33-летний бразилец Нельсон Пике. Такого успеха добивались ранее только трое: австралиец Джек Брэбхем, англичанин Джеки Стюарт и австриец Ники Лауда. Единственный, кто смог достичь большего, - это легендарный аргентинец Хуан Мануэль Фанхио, который пять раз владел почетным титулом.

Нельсон, расскажите, как началась ваша карьера автогонщика? Вы, должно быть, мечтали о гонках с детства?
Пожалуй, нужно начать рассказ с моих родителей. Теперь редко вспоминают, что моя настоящая фамилия Сотомайор, а не Пике. Мой отец - доктор Эусебио Сотомайор был врачом и политиком и совершенно не интересовался автогонкамя. У него, были совсем друтие, очень серьезные заботы, и он хотел, чтобы и я занялся чем-нибудь, с его точки зрения, стоящим. Скажем, большим увлечением моего отца был теннис, поэтому и мне предстояло полюбить эту игру. Согласно отцовским планам, я должен был стать теннисной "суперзвездой", но, как видите, вез вышло иначе.

Как все-таки вы пришли в автоспорт?
С одиннадцати до шестнадцати лет я послушно приобретал навыки обращения с теннисной ракеткой, но когда вдохновленный моими начальными успехами отец послал меня на целый год в Калифорнию - главным образом для повышения моего, так сказать, мастерства, я поступил учиться на автомобильные курсы. Вернувшись в Бразилию, втайне от домашних стал подрабатывать в гараже моего приятеля Алекса Бирейры. Отец пришел в ярость, когда узнал, что я сделал себе карт и стал гоняться: в 1971 году я выиграл национальное первенство и моя фамилия появилась в газетах.
(Наученный горьким "чемпионским" опытом Нельсон в дальнейшем скрыл свое имя под девичьей фамилией матери. Уже в 1972 году, в возрасте 20 лет, он стал чемпионом Бразилии на спортивных автомобилях. Два года спустя его отец, которого Нельсон, несмотря на все их разногласия, очень любил и уважал, тяжело заболел и вскоре умер).
Кое-кто из моих недоброжелателей говорил тогда, что у отца случился инфаркт из-за моих побед, но уже давно он на меня не сердился, настаивая только на том, чтобы его имя не было связано с каким-то там автоспортом, поскольку это могло бы помешать его политической деятельности.

- Поэтому вы, наверное, и не вернулись к своей настоящей фамилии в отличие от трехкратного чемпиона мира Джеки Стюарта, который так же начинал свою карьеру автогонщика под псевдонимом "А. N. Отнег", что значит "другой"...
- Да, это так. Кроме того, меня все уже знали как Пике.
Действительно, у себя на родине, в Бразилии, Нельсон Пике в середине 70-х был уже хорошо известен. В 1976 году он завоевал свои третий титул чемпиона страны - на этот раз в классе машин "Формула Супер-Ви", и перед ним встал важный вопрос: "Что же дальше?"
Кумир всех бразильских автогонщиков той поры, двукратный чемпион мира в классе "Формула-1" 1972 и 1974 годов Эмерсон Фиттипальди посоветовал мне: "Поезжай в Европу и начни с гонок в классе "Формула-III". Нельзя было не последовать совету столь опытного пилота.

В 1977 году Нельсон Пике дебютировал на трассах Европы. Дважды он побеждал в гонках, а по итогам сезона стал призёром чемпионата Европы на машинах "Формулы-III". В следующем сезоне он не только завоевал титул чемпиона континента в этом классе машин, но и впервые попробовал себя в гонках "Формулы-1".

В свое время все были удивлены, что вы - тогда еще безвестный гонщик - попали в команду "Брэбхем" к Гордону Мюррею.
Я и сам был счастлив, когда Гордон пригласил меня. Он великий менеджер и конструктор, и без него я никогда бы, не стал чемпионом. Мои победы в 1981 и 1983 годах - это во многом и его победы.

Но затем вы перешли в команду Фрэнка Уильямса, а теперь, став чемпионом мира и на его машинах, снова меняете команду и со следующего года будете выступать уже за "Лотус". Чем вызвано ваше последнее решение?
В двух словах этого, не объяснишь. Во-первых, в какой-то момент возможности гонщика начинают превышать возможности машины, а, во-вторых, большую роль в моем уходе от Уильямса сыграли чисто личные мотивы, в частности, сложные отношения с Найджелом Мэнселлом.

Какие отношения сложились у вас с другими пилотами "Формулы-1"?
В основном нормальные. Впрочем, мне известно, что до сих пор некоторые гонщики считают меня дикарем или сумасшедшим. Утверждают, к примеру, что моя вспыльчивость стоила мне нескольких побед. Но я, конечно, не дикарь. Просто не люблю, когда кто-то нарочито демонстрирует собственное превосходство и проявляет высокомерие. Еще будучи необстрелянным новичком, я не признавал никаких авторитетов и мог спокойно "послать с трассы" любого наглеца, будь то даже чемпион мира. Тогда-то и начали мне приклеивали ярлык дикаря. Так, между прочим, поступали и с другими гонщиками, которые вели себя иначе, нежели остальные. Известно, как плохо относились к Ники Лауде за то, что он всегда и всем говорил прямо в глаза то, что он думает. Люди этого не любят, а Ники приписывали жестокость и бессердечие. Договорились даже до того, что стали называть его не иначе как "компьютером".

На самом деле Ники совсем другой человек. Лично я очень многое почерпнул у него, когда мы были в одной команде. Это он по-настоящему научил меня испытывать автомобили, причем совершенно бескорыстно. Речь идет о ценнейшем для гонщика качестве: раньше я наезжал сотни кругов и ничего толком не понимал в состоянии машины. Теперь же, думаю, меня не зря считают отличным испытателем.

Нельсон, какую черту характера вы цените больше всего?
Могу сказать только, что для меня нужнеа всего были упорство и настойчивость в достижении цели. Нельзя опускать руки в случае неудачи.

Знакомо ли вам чувство страха?
Глупо говорить, что я ничегo не боюсь. Просто надо уметь преодолевать себя. А мужество нужно в любом деле.

Да, в мужестве и умении преодолевать страх и боль бразильцу не откажешь. На 141 старт в "Формуле-I" у него приходится 19 аварий. Последняя случилась 1 мая этого года на трассе Имола во время тренировок перед Большим Призом Сан-Марино. На скорости 300 км/час на его "Уильямсе" взорвалась левая задняя покрышка. Не управляемый "Болид" врезался в бетонную стену ограждения и перевернулся. Пике был доставлен в госпиталь, где у него констатировали сотрясение мозга, не говоря уже о многочисленных сильных ушибах. Но уже на следующий день Нельсон был в боксах своей команды и снова хотел сесгь за руль. Врачи, конечно, не позволили ему этого, тем не менее, через две недели бразилец стартовал в очередной гонке. Еще долго последствия той аварии напоминали о себе. По признанию самого гонщика, он и сейчас страдает бессонницей, отсутствием аппетита и сильными головными болями.

Счастливы ли вы?
Трудно говорить о счастье, когда у тебя практически нет свободного времени для того, чтобы как следует осмыслить свою жизнь. Гонки, гонки... Автоспорт дал мне все, но он же немало и берет у меня. Вся моя жизнь - это бесконечная гонка. Впрочем, я не жалею об этом.

Уже десять сезонов вы - гонщик "Формулы-1". Вам уже 35 лет. Каковы ваши планы на будущее?
Я хочу еще долго выступать в соревнованиях, не менее шести лет. Мне нравятся гонки. Даже когда я устаю от стартов, мне достаточно небольшого отдыха, чтобы снова захотелось на трассу. Я много думал о том, что буду делать, когда перестану выступать, но, черт возьми, ответа пока не нашел. Что я еще умею? Правда, иногда я мечтаю, что когда-нибудь вернусь домой, в Бразилии, что у меня будет дом на природе, где я смогу дышать чистым воздухом и быть среди друзей.

Когда-то у Нельсона Пике спросили про его отношения к бизнесу и рекламе в "Формуле-1". Бразилец ответил, что не хочет становиться объектом торговли. Он предпочел бы получать меньше денег, но иметь возможность без лишней шумихи и постороннего вмеша тельства заниматься любимым делом...
Хотелось бы надеяться, что отношение спортсмена к этому вопросу не изменилось, но, к сожалению, в том мире бешеных скоростей и безумных денег, где он живет, очень немногое зависит от самих гонщиков. Сейчас, когда бразилец на гребне славы, к его мнению прислушиваются. Но что будет, когда удача отвернется от него?

В. ИВАНОВ

"Советский спорт", 19.12.87



Знаете ли Вы что...