Интервью с Аленом Простом в середине сезона 1993 года
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Интервью с Простом 1993год

Интервью с Простом 1993год

Вопрос: Перед началом сезона все в один голос прочили чемпионский титул вам...
Алан Прост: Завоевать это звание - безразлично в первый раз или в четвертый - гораздо сложнее, чем это может показаться со стороны. И как можно быть уверенным в победу когда рядом такой соперник, как Сенна?!

Вопрос: Значит ли это, что вас устраивает ход чемпионата?
Алан Прост: Я, "конечно" был бы не прочь, выиграв все девять гонок, безмятежно возглавлять чемпионат. Но выиграл только шесть и еще недавно шел то первым, то вторым... Непредсказуемость, к счастью, часть "Формулы-1 ". Будь иначе, я бы не вернулся сюда. Именно поэтому происходящее мне нравится. Я давно не получал такого удовольствия от гонок - не от результата, а от самого процесса.

Вопрос: Может быть, это объясняется тем, что эа год "отпуска" вы просто проголодались?
Алан Прост: Может быть. Но важно другое. Мне здесь хорошо. Мне нравится путь, который я избрал, агрессивность, которая появилась во мне. И еще - душевный, психологический резонанс, в котором нахожусь я и мои соперники.

Вопрос: Вы не оговорились? Ведь соперник у вас один - Сенна.
Алан Прост: Улыбнулся: Конечно.

Вопрос:
И вас нисколько не раздражает тот факт, что Айртои - на худшей машине - опережает вас не только в гонках, но и порой в чемпионате?
Алан Прост: Лучше, хуже - это некорректное определение. В каких-то технических компонентах преимущество у него, в каких-то, в том числе главном - мощности мотора, - у меня. Но в соперничестве с Сенной лошадиные силы далеко не главное.

Вопрос: А как быть с бесконечными пересудами о том, что Прост обыгрывает всех эа счет "Уильямса" и что его соперникам только и остается, что уповать на неполадки в моторе или же на силы небесные, в том числе и на непогоду?
Алан Прост: Вы имеете в виду бразильский этап? Между прочим, я тоже в свое время выигрывал в Имоле в ливень. Правда, моим недоброжелателям тогда показалось, что дождь был недостаточно сильным, вообще-то, проводя подобные параллели, нужно быть предельно осторожным. Когда Сенна рассказывает, что его МР 4/8 на 80 л.с. слабее моего FW 15, пресса радостно клюет на эту приманку - и все вокруг только и говорят: 'О, это настоящий мужчина! Он лучший пилот мира! Но отчего-то не вспоминают, что Сенна побеждал на "Макларене", чей мотор - "Хонда" - превосходил остальных, в том числе мою "Феррари", на 100 л.с. Я состязался с ним в 90-м на равных - но кто помнит об этом сейчас?

Вопрос: Но сегодня-то — вам ли жаловаться на машину?!
Алан Прост: А кто сказал, что я жалуюсь! "Уильямс" действительно великолепен, команда работает просто блестяще, я ощущаю себя вполне комфортно. Но никогда не бываю удовлетворен собой и автомобилем, даже в победных гонках. Всегда знаю, уто и когда сделал не так. Наверное, лучше было бы, если б я промолчал, потому что есть совсем немного людей, кому мои ошибки заметны. Но я говорю о них и это почему-то принимают за слабость и оправдания.

Вопрос: Это давит на вас?
Алан Прост: Я всю зиму находился под страшным психологическим прессом, когда окружающие наперебой говорили, что "Уильямс" - фантастическая машина и что "Рено" - шедевр. И быстренько подхватили баечку Мэнселла о том, что таким автомобилем может управлять даже кукла... И теперь мои поражения вызывают неадекватную реакцию, а когда я пытаюсь объяснить объективные причины, делают вывод, что Прост плох. Да, труднее всего было в Бразилии, когда барахлила радиосвязь с боксами. Я тогда не успел вовремя сменить резину и вылетел из гонки, которую должен был выиграть. Назовите это гримасой судьбы или скажите, что Прост ошибся, как сопливый пацан, мне все равно. Мне стыдно за ту оплошность. А вот насчет Донингтона и Монте-Карло готов спорить. В Англии Сенна был вдохновенен, как Моцарт. А в Монако мне подставили подножку комиссары - я до сих пор не согласен с решением оштрафовать меня за фальстарт.

Вопрос: Какую команду вы выбрали бы, , если бы не подоспело приглашение от Фрэнка Уильямса?
Алан Прост: Только "Макларен". "Макларен" или "Уильямс" - для меня других вариантов не было.

Вопрос: Многое ли изменилось в "Формуле-1" за год вашего отсутствия?
Алан Прост: Техника в первую очередь "Уильямс", на котором я гоняюсь, не идет ни в какое сравнение с "Феррари" образца 1991 года. Более профессиональным стал подход к делу. А насчет атмосферы, духа "Формулы" - все осталось, как прежде, и мне не составило труда восстановить былые связи и симпатии.

Вопрос: А как насчет антипатий?
Алан Прост: Ну эти не заставили себя ждать. Я не знаю, почему, становясь пилотами "Формулы-1", мы начинаем отличаться от нормальных людей, куда-то прячем скромность, честность, прямоту, предпочитая говорить друг другу и друг о друге гадости вместо комплиментов. Не знаю, какие усилия нужны, чтобы вытряхнуть из нас все это! Автогонки - это не только спорт. Это большие деньги и большая политика, делающая зачастую врагами даже тех, кому на роду написано быть друзьями. Здесь слишком много тонкостей, недоступных пониманию людей со стороны, журналистов в том числе. Да большинство из них и не хочет вникать в специфику, им достаточно, пошатавшись по паддокам, послушать болтовню, собрать слухи и сплетни, расцветить все это парой не предназначавшихся для посторонних ушей колкостей, которыми в пылу обмениваются пилоты, - и готово! Отсюда этот дурацкий имидж скандальности, который я так ненавижу!

Вопрос: Но ведь ни один из предсезонных конфликтов - между вами и Мэнселлом, вами и Сенной пресса не выдумала...
Алан Прост: Дыма без огня не бывает, вы правы. Но зачем же огонь раздувать? У меня до сих пор остались самые мерзкие ощущения от осени-92, потому что все, или почти все, что я говорил и делал, беспощадным образом перевиралось - и Прост представал в глазах обывателей этаким монстром. Отмыться от этого мне не удалось до сих пор.

Вопрос: Вас так волнует собственный имидж?
Алан Прост: А вас нет?

Вопрос: Но ведь о вас пишут и немало хорошего. О том, например, какой вы замечательный стратег, о том, как побеждаете за счет ума, а не за счет бесшабашного риска...
Алан Прост: Может, и так. Но, например, когда я выступал в "Феррари" вместе с Мэнселлом и обыграл его по всем статьям, героем у журналистов был он, а не я...

Вопрос: Без Мэнселла вам живется спокойнее?
Алан Прост: Лучше промолчу, потому что Найджел всегда был красноречивее меня. Переходя в Уильямс", я хотел, чтобы он был моим партнером. Но он просто струсил и поэтому ушел в ИНДИКАР. А ведь овалы - это не настоящий пилотаж. ИНДИ - не спорт, а скорее, спектакль.

Вопрос: А кто, по-вашему, на самом деле лучший гонщик современности?
Алан Прост: Мы с Сенной намного сильнее остальных.

Вопрос: Вы согласились бы снова выступать с ним в одной команде, как это было в "Макларене" 1988/89?
Алан Прост: Это невозможно. Может быть, мы как пара и идеал, но идеал недостижимый. Ведь команда в "Ф-1" - это не только Сенна или Прост, и даже не они оба вместе. Это инженеры, механики, прочая "обслуга" и успех зависит не только от чисто пилотских качеств, его или моих, а от душевной атмосферы, которая делает разношерстную группу людей КОМАНДОЙ. Такую атмосферу очень трудно создать, еще труднее сохранить.

Вопрос: Вы так яростно противились приходу Сенны в "Уильямс" потому, что боялись - Сенна все разрушит?
Алан Прост: Не Сенна. Все, что мы делаем, почти всегда обоюдно. Я не мазохист, да и он тоже, чтобы снова повторять маклареновский эксперимент. Между нами ведь почти ничего не изменилось. Мы, похоже, научились терпеть друг друга, но на расстоянии, А будь он рядом постоянно... Лучше не думать об этом. Мне и без этих мыслей трудно.

Вопрос: Какая гонка нынешнего сезона запомнилась вам больше других?
Алан Прост: Кьялами.

Вопрос: Потому, что была первой после перерыва?
Алан Прост: Совсем нет. А может, как раз поэтому. Там было такое мощное, пьяное какое-то чувство! Но я поверил в то, что вернулся, только когда обогнал Сенну.

Вопрос: А Монте-Карло?
Алан Прост: Не надо напоминать. Я должен был выиграть эту гонку. Если бы вы знали, как много она значит для нас! Я знал, что Сенну на этой трассе будет очень трудно победить, отчасти и потому, что у "Макларена" лучшее в мире шасси и оно идеально подходит под трассы такого типа. Но еще и потому, что Монте-Карло словно создано для Айртона. Этот город такой же сумасшедший, как он. Для того чтобы победить, я должен был быть на поул-позишн. Я ее добился и ждал, что у нас с Сенной получится красивая схватка. Увы, комиссары отняли это удовольствие.

Вопрос:
А если бы, повернув время вспять, дать вам возможность стартовать в Монте-Карло еще раз - кого вы выбрали бы в соперники?
Алан Прост: Только Сенну!

Вопрос: Ну а как быть с чемпионатом?
Алан Прост: Сейчас я вожу автомобиль лучше, чем когда-либо. И все, о чем прошу, - не судите меня до конца сезона. Финиш скажет все.



Специальный выпуск газеты "Спорт-Экспресс" 1993г.



Знаете ли Вы что...