Легко ли быть новичком?
Последние годы Формулу-1 накрывает одна за другой волна новичков, зачастую даже еще «не нюхавших пороха» в серьезных гоночных сериях. С другой стороны, продолжается десант и из рядов чемпионов серии CART. При этом, как правило, молодым рекрутам достаются места отнюдь не в самых сильных командах, и им приходится доказывать свою состоятельность далеко не в самых благоприятных обстоятельствах. Кими Райкконену, Фернандо Алонсо или Марку Уэбберу, к примеру, это удалось. Многим другим - увы, нет. Но что думают о своих первых шагах в Формуле-1 сами новички? Каково им на первых порах сражаться не только с опытнейшими соперниками, но порой и собственными машинами и даже самими собой? Узнать это мы попытались, задав по прошествии первой трети сезона пять одинаковых вопросов всем четверым новичкам.
1. Насколько твои реальные ощущения и впечатления от Формулы-1 сошлись или, наоборот, разошлись с тем, как ты себе ее представлял до первой своей гонки?
2. Испытываешь ли ты некое особое давление из-за того, что, несмотря на все твои прежние, даже самые значительные успехи, здесь приходится заново доказывать всем свою состоятельность как гонщика, способного выступать успешно? Что тебе, или машине, или команде в целом не хватает для этого?
3. Твое самое яркое впечатление от первых гонок сезона?
4. Если бы случилось невероятное: тебе бы досталась Ferrari Шумахера, а ему - твоя машина, кто бы, по-твоему, победил - ты или Михаэль?
5. Так или иначе, ты - гонщик Формулы-1. Где ты в связи с этим себя ощущаешь - на седьмом небе или же, напротив, на седьмом круге ада?
Джастин Уилсон, Minardi
Джастин, пожалуй, лучше всех его предшественников вписался в коллективный портрет маленькой «Скудерии» - за некоторой его внешней натянутостью скрывается очень веселый, общительный, можно даже сказать, задушевный парень и великолепный собеседник - как и все в этой замечательной команде.
1. Все оказалось значительно тяжелее, чем я предполагал. Не в плане техники пилотажа как таковой - в этом я чувствую себя уверенно. Но я привык бороться за победу и в конкретной гонке, и в чемпионате, а здесь это оказалось пока невозможно. Мы просто обречены занимать последние места на стартовой решетке и должны затем на столь слабой машине прорываться вперед, решая таким образом практически невыполнимую задачу. Об очках уже особо и не мечтаешь - хорошо хотя бы вообще финишировать… Это- главная неожиданность. Вернее, я, конечно, ожидал, что придется нелегко, и был готов к этому, но не думал, что все окажется до такой степени безнадежно. Но я все равно получаю удовольствие от того, что делаю, пытаясь добиться результата даже в такой ситуации. Как, впрочем, и все в команде Minardi, где, несмотря на проблемы, царит замечательная атмосфера. А сама по себе Формула-1 в точности такая, как я и ожидал - ее отличает очень острая борьба, она очень требовательна к пилоту во всех отношениях, но мне по душе такие гонки, и, чем сложнее добиться успеха, тем приятнее.
2. Самое большое давление я испытываю в отношении того, что возможности машины очень ограничены, и я не могу сполна реализовать и продемонстрировать свои способности. Но я все равно надеюсь, что мою хорошую работу заметят и у меня будет шанс получить место в более сильной команде. Да, к сожалению, положение Minardi сейчас настолько сложное, что абсолютно во всем были бы уместны улучшения, всем есть над чем работать, нет смысла что-то выделять. И одна проблема тянет за собой другую. Не успеваем решить одну, уже появляется следующая, и так без конца.
3. Пожалуй, это те случаи, когда, несмотря на проблемы с машиной, мне удавалось не плестись позади всех, а реально с кем-то бороться, даже обгонять и финишировать не последним. Это самое приятное.
4. Хотел бы я совершить такой обмен! Было бы очень здорово сравнить наши машины и способности. Михаэль, бесспорно, потрясающий гонщик, но я не уверен, что он мог бы выжать из Minardi существенно больше, чем я, ведь в современной Формуле-1 в конечном счете многое все же решает техника, машина.
5. С одной стороны, как я уже говорил, я столкнулся со слишком большим количеством проблем, которые существенно ограничивают мои возможности, поэтому приходится фактически прыгать выше головы, и порой и впрямь чувствуешь себя как в аду! Но, с другой стороны, я ведь все равно участвую в самой престижной гоночной серии мира. Наша машина, хоть и не лучшая в Формуле-1, все же это машина Формулы-1, и это здорово!
Ральф Ферман, Jordan
Первое впечатление от Ральфа можно сформулировать следующим образом: чрезвычайно воспитанный, корректный, очень уравновешенный молодой джентльмен, проявляющий ту же явную склонность к философскому осмыслению жизни, что и Жак Вильнев.
1. С точки зрения пилотажа Формула-1 произвела на меня совершенно невероятное впечатление. Машина оказалась гораздо быстрее, чем я даже ожидал, когда впервые в нее садился. И, конечно, особенно поражает динамика торможения, прижимная сила и величина перегрузки. Да все в этом классе совсем другое, на порядок выше, чем я мог предположить по своему прежнему опыту. Даже атмосфера здесь совершенно иная, и мне все это очень нравится.
2. Особого давления я не испытываю, разве что хочется поскорее привыкнуть к новой для меня, совершенно другой машине. Ведь до начала сезона у меня было всего несколько дней тестов, причем только в сухую погоду, и мне еще надо многому учиться. Впрочем, в гонках, как мне кажется, мне удается выступать на хорошем уровне. Основные проблемы у меня пока с квалификацией. В новом формате она представляет особую сложность для новичка, ведь у тебя есть всего один шанс выложиться на все сто - и это без достаточного опыта. Здесь мне еще предстоит над собой поработать, как, впрочем, и всей команде, чтобы получше адаптироваться к новым правилам квалификации, научиться вырабатывать правильную стратегию на каждую конкретную гонку, чтобы обеспечить наиболее выгодную стартовую позицию. Ну и, конечно, неплохо бы увеличить скорость машины.
3. Я провел много бессонных ночей и очень нервничал, ожидая звонка с подтверждением, что меня взяли в команду Формулы-1 , потом с нетерпением ждал первой гонки и, когда в Австраллии я в ходе квалификации выехал на трассу перед непривычным для меня огромным количеством зрителей, то впервые ощутил, что такое Формула-1. Это стало моим самым незабываемым впечатлением. Затем самое приятное чувство я испытал в Малайзии, где гонка была очень сложной, но я провел несколько острых поединков и смог финишировать. И, наконец, мой первый результативный финиш в Гран При Испании - это фантастическое ощущение!
4. Поскольку это действительно невероятно, такое просто не может произойти, то нет смысла даже и задумываться над этим - совершенно пустое занятие.
5. Конечно, на седьмом небе, я очень счастлив. Счастлив выступать в Формуле-1 и очень благодарен Jordan за предоставление мне такой возможности. Моя мечта сбылась, и я наслаждаюсь своим сегодняшним положением!
Антонио Пиццония, Jaguar
Несмотря на волну критики в его адрес и едва не сбывшуюся угрозу увольнения из команды, Антонио совсем не унывает, не теряет присутствия духа, очень общителен, улыбчив и даже на одолевающие его многочисленные проблемы жалуется с улыбкой, по-доброму и в расчете на понимание, а не на сочувствие.
1. Отличий не так много, и они не такие уж и большие при сравнении моего прошлого опыта и того, что я ожидал от Формулы-1. Но вот чего я никак не ожидал, так это того, что с машиной будет столько технических проблем, отказов, которые столь негативно повлияют на мои первые выступления, - в первых пяти гонках меня буквально преследовали самые разные поломки. И вопросы в этой связи даже не к механикам, обслуживающим машину на трассе, а к заводскому персоналу.
2. Пожалуй, нет. Разве что я испытывал некоторое давление на домашней трассе, в Бразилии, что понятно. В основном же я чувствую не столько давление, сколько большое разочарование оттого, что, как я уже сказал, сталкиваюсь с постоянными поломками, неполадками, из-за этого теряется время на круге, другие уходят вперед, а ты ничего не можешь сделать! Для новичка это особенно обидно.
3. Такового у меня пока нет в силу тех же упомянутых причин. Очень уж это невесело - постоянно проигрывать, когда чувствуешь в себе силы быть среди лидеров и выкладываешься для этого на все сто. Трудное начало сезона - это и есть самое «яркое» впечатление.
4. Уж не знаю, как Михаэлю бы пришлось на машине с такими проблемами... Что же касается меня, то, учитывая мой пока еще небольшой опыт, не знаю, мог бы я победить или нет, но точно чувствовал бы себя значительно увереннее и хотя бы мог бороться за серьезный результат.
5. Думаю, с учетом того, что я уже сказал, о седьмом круге ада говорить куда уместнее, нежели о седьмом небе.
Кристиано да Матта, Toyota
Мне доводилось ужинать в одной компании с бразильцем, когда он еще выступал в CART, и сейчас в сравнении с тем жизнерадостным и благодушным парнем Кристиано производит впечатление весьма уставшего, немного растерянного и нервного, но при этом почти равнодушного к внешним раздражителям человека, которого мало что в этой жизни радует.
1. Несомненно, Формула-1 - это очень сложные гонки, но они вполне схожи с теми, в которых я участвовал прежде. И самое большое отличие, на мой взгляд, в технической стороне. В этом смысле здесь все намного сложнее и постоянно в развитии. Что же касается непосредственно пилотажа, самих гонок, то это как раз то, чего я и ожидал, и мне это нравится.
2. Да нет, пожалуй. Я с самого начала прекрасно понимал, что на первых порах мне, особенно на незнакомых трассах, придется еще только адаптироваться к Формуле-1, рассчитывая не столько сразу же на грандиозный успех, сколько на размеренную рутинную работу. Лично мне недостает еще пока накатанного километража на новой для меня машине. А команде в целом - слаженности в работе. Тут надо многое улучшать. Проблема в том, что мои инженеры лишь первый год работают в Формуле-1 и у нас нет достаточного опыта в настройках машины. Они лишь учатся, да и я тоже, мне есть чему подучиться у людей с большим опытом. Но в любом случае, когда ты уже достиг вершины (Кристиано имеет в виду свой чемпионский титул в CART. - Прим. ред.), очень трудно начинать все сначала. Хотя сейчас, когда я уже заработал свои первые очки в Формуле-1 и доказал, что могу быть близок к лидерам не только в квалификации (что демонстрировал с самого начала), но и в самой гонке, мне немного полегчало.
3. Первые гонки сезона были отмечены как взлетами, так и падениями, как негативными, так и позитивными чувствами. Но никакого особого впечатления они не оставили.
4. Уверен на сто процентов, что победил бы я.
5. Это точно не ад, но это и не седьмое небо. Я, конечно, получаю удовольствие от гонок, но пока это для меня в первую очередь очень серьезная, напряженная работа, в том числе и над самим собой, в расчете на дальнейший успех.
Борис Мурадов
Журнал "Формула-1", июль 2003г.