Интевью с Заубером и Френтценом 2003 год
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Заубер и Френтцен интрвью'03

Заубер и Френтцен интрвью'03

Петер Заубер: «Мы бросаем вызов сильнейшим»
Российские любители Формулы-1 в 2003 году смогут безошибочно опознавать автомобиль Sauber С22 по ярко-желтым боковым дефлекторам, на которых разместилась знакомая эмблема российской компании МТС. Очередная инвестиция российского капитала в «королевские гонки» стала неожиданностью, ведь подробности сделки держались в строжайшем секрете. В который раз Петер Заубер показал пример предприимчивости: в условиях кризиса, когда руководители некоторых других команд говорят об угрозе банкротства, швейцарец не только сохранил старых спонсоров, но и привлекает новых.

Господин Заубер, сезон 2001 года стал для вашей команды лучшим за всю ее историю, однако в прошлом году, особенно к концу чемпионата, результаты ухудшились. Что случилось?
В 2001 году мы пережили немало приятных моментов. Сезон-2002 принес меньше очков, однако я бы не назвал его неудачным: наоборот, мы показали и партнерам, и соперникам, что стабильно можем бороться за очки при любых обстоятельствах. Что касается проблем на последних этапах, то тут нам просто не повезло. В автоспорте, как вы понимаете, такое случается, и не следует искать сложных объяснений простым вещам.

В 2003 году при подборе пилотов вы сделали ставку на опыт. И это несмотря на то, что два предыдущих сезона цвета Sauber защищали совсем молодые гонщики. Так что же, молодежь вас больше не интересует?
Подбор кадров - невероятно сложный вопрос, и его по-разному решают в командах Формулы-1. Действительно, на протяжении двух сезонов мы сотрудничали с молодыми гонщиками, и этот подход полностью оправдал себя. Сейчас же, мне кажется, команде нужны опытные пилоты. Ник Хайдфельд вступает в свой четвертый сезон в Формуле-1, и он уже достаточно умелый пилот. Ну а Хайнц-Харальд Френтцен в представлении и вовсе не нуждается. Это настоящий профессионал, быстрый и опытный. Более того, он не новичок и в нашей команде. Как известно, Хайнц-Харальд уже выступал за Sauber. И с тех пор у него здесь много друзей.

Господин Заубер, чем объясняются неудачи Фелипе Массы в последних Гран При сезона-2003? Ведь в начале года бразилец показывал достаточно хорошую скорость.
Фелипе - прекрасный гонщик, и он принес своими выступлениями много пользы нашей команде. Мы благодарны ему за каждый день, проведенный в Sauber. Вы абсолютно правильно подметили: Масса очень быстр, но, к нашему глубокому сожалению, ему не хватало стабильности и опыта, и в критические моменты чувствовалось, что он не слишком комфортно чувствует себя в Формуле-1. Возможно, он оказался на самом верху слишком рано. Но я уверен, что через несколько лет Фелипе наберется опыта и станет отличным гонщиком Ф-1.

Похоже, что в 2003 году Sauber остается единственной конкурентоспособной командой, которая не пользуется поддержкой крупного автопроизводителя. Но в этом сезоне вы решили догнать три лучшие команды, при этом оставив позади такого гиганта как Renault. Реальны ли эти цели?
Я думаю, да. Особенно учитывая скорость нашего нового автомобиля, который прекрасно зарекомендовал себя на тестах. У нас прекрасный автомобиль, надежный мотор и талантливые гонщики - это все, что необходимо для достижения поставленной цели.

Однако же несколько лет назад вы заявляли, что Sauber может достичь вершин Формулы-1 только при поддержке крупной автомобильной компании. Иначе говоря, ваша команда может стать чемпионом только в ранге «заводской». Вы по-прежнему так считаете?
В принципе - да. Для того чтобы обеспечить стратегическое преимущество, нам нужен крупный партнер, как, например, BMW в Williams. Однако в настоящий момент мы вполне в состоянии поддерживать высокий спортивный уровень и без посторонней помощи. Более того, с 1997 года мы работаем с Ferrari. А учитывая выступления итальянской команды в 2002 году, ее саму по себе можно приравнять к автогиганту.

Насколько тесно вы сотрудничаете с командой из Маранелло?
Конечно, уровень нашей команды несравним с уровнем Ferrari, и мы не можем сказать, что статус Sauber имеет наивысший приоритет среди задач компании из Маранелло. Однако мы полностью удовлетворены работой специалистов Ferrari. Они делают все, чтобы их прекрасные моторы удачно сочетались с нашими шасси.

Англия является признанным лидером в создании автогоночной техники. Насколько сложнее спроектировать и изготовить автомобиль Ф-1 в Швейцарии?
Шасси наших автомобилей целиком и полностью создаются в Хинвиле. Я уверен, что наши конструкторы не уступают самым талантливым специалистам в своей области. Они способны создавать настоящие инженерные шедевры. Ставка же исключительно на приглашенных со стороны специалистов может привести и к негативным последствиям. Новые люди не всегда быстро адаптируются в команде. Часто этот процесс затягивается, и это плачевно сказывается на результатах. Те же, кто проработал бок о бок много лет, понимают друг друга с полуслова.

Строительство нового ультрасовременного комплекса, включающего две аэродинамические трубы, началось относительно недавно. Когда же команда Sauber сможет сполна воспользоваться новыми возможностями?
Аэродинамическая эффективность наших автомобилей в последние годы постоянно возрастает. Уже сейчас можно сказать, что С22 создает гораздо больше прижимной силы, чем модель 2002 года. Это несомненный успех. Сейчас мы арендуем аэродинамическую трубу у сторонней организации и проводим там достаточно много времени - столько же, сколько другие команды нашего уровня. Но, безусловно, гораздо большего мы сможем добиться после сдачи в эксплуатацию нашей собственной аэродинамической трубы. Весь комплекс будет достроен только к сезону 2004 года, так что в новых условиях будет спроектирован автомобиль для сезона 2005 года.

Контракт с МТС произвел в России эффект разорвавшейся бомбы. Как вам удалось привлечь к сотрудничеству эту компанию?
«Мобильные ТелеСистемы» - крупнейший оператор сотовой связи в Восточной Европе. Об уровне этой компании свидетельствует тот факт, что акции МТС котируются на фондовой бирже Нью-Йорка. Для нас это очень важный партнер, и мы очень рады, что наша команда выглядит привлекательно для российских компаний. Несмотря на некоторый кризис, охвативший нашу отрасль, мы смогли заручиться поддержкой такого крупного спонсора - и я считаю, что это самая прекрасная новость межсезонья для нашей небольшой команды.

Запланированы ли какие-нибудь совместные акции с участием МТС? Быть может, вы или пилоты Sauber приедете в Москву?
Об этом говорить пока еще рано.


Хайнц-Харальд Френтцен: «Возвращение к истокам принесет мне удачу»

Насколько хорош новый Sauber С22?
На тестах я проехал на С22 не один десяток километров, и очень доволен тем, как машина ведет себя на трассе. Прошлогодний Sauber был гораздо сложнее в настройках и зачастую неадекватно вел себя в затяжных скоростных поворотах. Теперь же почти все проблемы решены, осталось реализовать наш потенциал в «бою».

На какой результат ты рассчитываешь в предстоящем сезоне?
Мне тяжело судить на данный момент о реальных силах команд, так как результаты тестов могут существенно отличаться от того, что будет на Гран При. Сомневаюсь, что мы сумеем побороть Ferrari, но навязать борьбу Williams и McLaren нам под силу. Уверен, что будем выглядеть лучше, чем в прошлом году.

Как прошло твое возвращение в команду?
Я был поражен тем, что за относительно короткий срок Петер Заубер сумел поднять свою команду до столь высокого уровня. Совсем недавно штаб-квартира команды занимала небольшую территорию. Теперь же здесь строится собственная аэродинамическая труба, создано современное конструкторское бюро, оснащенное новейшими средствами связи и компьютерными системами последнего поколения! Фантастика! Тем не менее в Хинвиле по-прежнему царит теплая семейная атмосфера. Мне не пришлось привыкать к ней заново, а достаточно было лишь узнать, что нового произошло за время, пока я отсутствовал. У меня нет проблем ни в общении, ни в работе. Без сомнения, Sauber хотя и медленно, но приближается к уровню топ-команд. И я буду рад, если смогу помочь в этом Петеру Зауберу.

В 2001 году в начале сезона ты утверждал, что двигатель Sauber издает какие-то странные звуки, намекая на наличие запрещенных электронных систем. Журналисты преувеличивали или нет?
Конечно, эта история сильно раздута! Я только высказал предположение, что в Sauber могли использовать некоторые запрещенные на тот момент технологии. Мне казалось, что такую прыть автомобилю команды-середняка мог сообщить только двигатель с запрещенной электроникой. Причем звук, который издавал Sauber на трассе, прежде я никогда не слышал. Потом, когда я сам сел за руль этого автомобиля, то понял, что машина действительно очень хороша и все мои предположения были безосновательными. Жаль, что безобидную историю чуть не раздули в скандал, который мог привести к конфронтации с моей будущей командой.

У Ника Хайдфельда не сложились отношения с Жаном Алези, иногда дело доходило до словесных перепалок на страницах печатных изданий. Не боишься, что и у тебя возникнут подобные проблемы с Ником, ведь разница в возрасте существенна?
Да, именно разногласий внутри команды я боялся больше всего, когда подписывал контракт с Sauber. Кто-то говорил мне, что у Ника скверный характер, другие пытались внушить мне, что он станет моим «раздражителем», третьи просто старались столкнуть нас лбами. Не секрет, что многим хочется очередной сенсации, очередного скандала. На данный момент у меня сложились нормальные отношения с Ником Хайдфельдом. Пускай у него меньше опыта, но он очень талантлив и старается постоянно совершенствовать свое мастерство. Не думаю, что он даст мне хоть немного «расслабиться». К тому же в Sauber нет деления на первого и второго пилота, что еще более уравнивает нас, создает более демократичную обстановку.

Новая редакция правил тебе понравилась?
Безусловно! Теперь результаты будут напрямую зависеть от опыта и мастерства пилота, а не от компьютерных систем. В Формуле-1 появилось слишком много гонщиков, которые, не имея должного опыта, уже планируют выигрывать гонки. С новыми правилами «запланированных» побед достичь будет гораздо сложнее.

Хайнц-Харальд, ты считаешь, что в Формуле-1 сейчас слишком много молодых пилотов?
Не хочу показаться пессимистом, но такое количество «юнцов» не пойдет на пользу Формуле-1. Конечно, есть среди них весьма талантливые гонщики, но даже им нужны годы, чтобы достичь высокого уровня. А некоторые из них зачастую планируют выиграть свой первый титул чуть ли не через пару лет. К тому же в современном автоспорте сложилось такое положение, что только единицам из действительно талантливой молодежи удается попасть в гонки, а зачастую их места занимают пилоты, у которых богатые спонсоры или толстый кошелек. Финансовая сторона постепенно занимает центральное место в мотивации гонщиков, но думаю, что до абсурда все-таки не дойдет, и Формула-1 останется прежде всего ареной борьбы лучших в мире пилотов.

А что же делать тем командам, у которых небольшой бюджет? Ведь они могут просто исчезнуть, как уже исчезли Prost и Arrows?
Нужно брать пример с Sauber! По-моему, тут даже комментарии излишни. Команды на 95% разоряются из-за неправильного управления и переоценки своих реальных возможностей, и только 5% можно списать на случайность, невезение или проблемы в экономике.

Как ты думаешь, нововведения FIA приведут к улучшению экономического состояния команд Ф-1?
Самое главное, что Федерация стремится к уменьшению расходов. Конечно, не обойдется без споров и трений, но рано или поздно команды и FIA придут к согласию. Хочется в это верить.

В последнее время много говорят о проблемах, которые возникают у гонщиков с системой HANS...
Идея, безусловно, очень интересная и нужная, но пока еще не до конца продуманная. Причем разработчики, как и FIA, это понимают. Создателям этой системы нужно дать еще время, чтобы окончательный вариант устройства стал более удобен.

Годы идут, и приближается время, когда тебе придется покинуть Формулу-1. Ты не думал, что будешь делать потом?
Нет. Меня пока это не волнует. Я не собираюсь покидать гонки в ближайшем будущем. У меня есть много планов, но пока я не хочу даже думать о них. Всему свое время.

Надеюсь, что твои скитания в поисках «своей» команды закончились, и в Sauber ты сможешь достичь всего, чего не успел сделать до этого!
Спасибо! Уверен, что возвращение к истокам принесет мне удачу и успех.

Лесли Лоув
Александр Стельмах

Журнал "Формула-1", апрель 2003г.



Знаете ли Вы что...