Раскраска команды BAR: Два цвета
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Два цвета

Два цвета

В Великобритании на Бирмингемском ежегодном автоспортивном шоу, которое традиционно проходит в начале января, команда British American Racing, дебютант чемпионата мира Формулы-1 сезона 1999 года, представила публике два своих новых болида BAR-01. Особенность этой презентации состояла в том, что машины, пилотировать которые предстояло Жаку Вильневу и Рикардо Зонте, были раскрашены в разные цвета - цвета двух табачных марок Lucky Strike и State Express 555 принадлежащих компании British American Tobacco.
Крейг Поллок, менеджер команды, осенью 1998 года сообщил о том, что в его планы входит выставить в чемпионате две разные по окраске машины, что безусловно, удовлетворило бы руководство компании BAT которая вложила огромные финансовые ресурсы, придя в Ф1 не как спонсор той или иной команды, а как полноправный владелец, имея 51% акций British American Racing.
Для этого проекта BAT отказалась от поддержки уже традиционного партнера в чемпионате мира по ралли команды Prodrive, которая готовила машины Subaru в классе WRC, и на бортах которых рекламировались сигареты State Express 555. Чуть раньше компания завершила свою программу с маркой Lucky Strike в чемпионате мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Все это, в общем, красноречиво свидетельствует о белее чем серьезных намерениях компании наиболее эффективно использовать возможности для рекламы своей продукции в своей собственной команде.


Объявив о своих планах устами Крейга Поллока, компания приступила к осуществлению таковых - рекламе двух разных торговых марок на бортах машины одной команды. Однако BAT и Крейг Поллок неожиданно встретили яростное сопротивление со стороны Международной Автомобильной Федерации в лице вице-президента Берни Экклстоуна, и мгновенно в автоспортивном кодексе ФИА появилась поправка, которая запрещала командам Ф1 использовать в чемпионате машины разной окраски.
Что же на самом деле могло так взволновать или испугать боссов Ф1? Может быт боязнь все более усиливающегося влияния американского подхода к автоспорту в Ф1 ( многие команды чемпионатов CART и NASCAR имеют двух или трех разных титульных спонсоров и раскрашивают свои машины соответственно их требованиям)? Или опасения потерять контроль над финансами таких команд как BAR - команд ХХI века? Или может быть отступление от традиций европейского автоспорта, которые вырабатывались годами?
Официальная версия руководства автофедерации базировалась на опасениях разгневать сторонников антитабачных идей, которых подход к рекламе команды BAR мог окончательно вывести из себя.
Но сверх амбициозный новичок и не думал сдаваться. Команда еще только готовилась к дебюту в Ф1, а о ней уже говорил весь автоспортивный мир. Еще больше пищи для разговоров добавил ответный шаг Крейга, поступивший незамедлительно - буквально через неделю после обнародования решения ФИА. Команда BAR подала в суд на новую поправку в автоспортивном кодексе, проще говоря на саму федерацию которая ущемляла коммерческие интересы команды.
В середине января 1999 года, в Парижской Торговой Палате встретились адвокаты двух сторон для утверждения сроков слушания дела по этому, столь щекотливому для ФИА, вопросу. Как мы знаем, и как наверняка знали большие боссы автомобильного спорта, считающие автогонки Ф1 своей интеллектуальной собственностью, решение по этому вопросу вынесли в пользу ФИА. Это значило, что компании British American Tobacco запрещается рекламировать две свои торговые марки на бортах своих собственных машин. Машин, которые, кстати, были разработаны и построены на фирме Адриана Рейнарда, завоевавшего чемпионские титулы в Ф3, Ф3000 и в мировой серии CART, и чей авторитет в мировом автоспорте настолько велик, что пригласив его для проектирования новой машины руководство BAR даже предложило ему часть акций новой команды.
Если попробовать развить эту тему ("двух цветов"), то в истории Ф1 уже были подобные прецеденты. И первыми вспоминаются, как минимум, два случая. В начале 1984 года команда Кена Тиррелла использовала разную окраску своих машин. На болиде Мартина Брандла присутствовала реклама компании по производству обогревателей De Longhi, а на машине Стефана Беллофа реклама компьютерных комплексов Sisteme. В 1986 году в команде Рона Дениса на машине Алана Проста красовались традиционные цвета табачной марки Marlboro - красный и белый, а на машине его партнера по команде Кеке Розберга была реклама той же табачной марки, правда, в желто-белых тонах.
В принципе, для команд с ограниченными финансовыми возможностями, такая схема привлечения спонсорских денег на сегодняшний день более приемлема, так как продать рекламное место одному титульному спонсору на отдельной машине будет легче, и для рекламодателя дешевле, а в сумме по двум машинам бюджет команды останется тем же.
Как было сказано выше, в американском автоспорте такая модель работает довольно успешно. Если взять для примера команду серии NASCAR - Penske/Kranefuss Racing и проанализировать внутрикомандную схему, то отчетливо видно, что на базе этой команды были созданы две более мелкие команды со своим титульным спонсором. На машины Расти Уолласа рекламируется пиво Lite, а машина Джереми Мейфилда несет на себе фирменный знак автомобильных масел Mobil1. И что самое главное, между этими подразделениями одной команды существует жесткая внутренняя конкуренция, которая, в итоге, положительно сказывается на результат команды Penske/Kranefuss Racing в целом.
Такая же рекламная схема работает так же во многих командах серии CART. Причем далеко не у аутсайдеров. Для примера, команда Newman/Hass Racing с двумя генеральными спонсорами - сетью супермаркетов Kmart и моторными маслами Texaco Havoline, - за которую выступают Майкл Андретти и Кристиан Фиттипальди.
В автоспорте есть еще много подобных примеров. Однако суть вопроса в следующем - нужно ли все это автогонкам Ф1? Если взять позицию чиновников ФИА то становится ясно, что никто из них не допустит "американизма" в гонках Старого Света, не смотря на то, что Ф1 возвращается в Америку, и уж тем более не допустит разрушения всех устоявшихся норм и традиций. Кроме этого, ФИА не хочет создавать прецедент, резонно полагая, что если компания BAT осуществит задуманное в полной мере, это станет заразительным примером для других производителей табачных изделий.
Что же касается команд Ф1, то Фрэнк Вильямс, Рон Деннис, Жан Тодт, Эдди Джордан и другие руководители команд рассчитывают на то, чтобы самим решать как поступать со своими машинами. Тем более, что эти люди рискуют больше всех, зная о том, что в недалеком будущем в автогоках Ф1 запретят любую рекламу связанную с табачной продукцией.
А тем временем, невзирая на мнение и решение чиновников ФИА, команда BAR, пусть не на все 100%, но все же достигла своей цели. Она успела-таки (до официального решения суда!) представить публике два разных болида, рекламирующих и Lucky Strike, и State Express 555, и внеся себя в историю Ф1, как самого скандального дебютанта, олицетворяющего собой команду новых традиций.

Журнал ProFormula



Знаете ли Вы что...